Самара Воскресенье, 28 апреля

«Крупная животинка!»: учёные Самары нашли останки древнего чудовища-офтальмозавра

Самарские палеонтологи триумфально открыли новый полевой сезон 2022 года. На берегу Волги они обнаружили останки гигантского ихтиозавра. Окаменелости древних хищников профессионалы и любители истории находят в Самарской области не впервые. Одного ихтиозавра не так давно обнаружили под Сызранью, о чём «Блокнот» подробно рассказывал.

На этот раз находка претендует на сенсацию. Только один позвонок животного – диаметром 16 сантиметров. Археологи провели предварительные расчёты пропорций доисторического существа. При жизни оно достигало 8 метров в длину, тогда как другие представители этого вида, чьи останки самарцы извлекали из каменных глыб ранее, были не крупнее 2 метров.

Только один позвонок животного, найденного самарскими археологами, диаметром 16 сантиметров. Фото: Екатерина Щербакова

На крупную особь наткнулись на правом берегу Куйбышевского водохранилища. Предположительно, окаменелости принадлежали офтальмозавру. По строению тела он похож на дельфина-гиганта, но с двумя отличиями: у ящера были огромные глаза (за что офтальмозавр и получил своё название) и длинный острый нос, а в пасти – десятки зубов, которыми родственник динозавра и хватал добычу.

Офтальмозавры обитали на территории современной Самарской области 60-190 млн лет назад. Тогда наш край был дном так называемого Среднерусского моря – водоёма небольшой глубины, до 100 метров, но огромной площади. В нём проживали дикие морские существа экзотического вида, которые занимались исключительно охотой друг на друга.

Остроносый и остроглазый офтальмозавр, чьи останки обнаружили самарские палеонтологи

«Ох и крупная была животинка! На берегу Волги был полный глиномес, по несколько килограммов грязи на каждый сапог. Мой коллега Роман Гунчин, наш зоркий глаз, чудом обнаружил первый позвонок в прибрежном песке. Окаменелость выглядывала на поверхность крохотным пятном в 2 сантиметра. Легко могли не заметить и пройти мимо», – рассказала член Самарского палеонтологического общества Екатерина Щербакова.

Окаменелости древнего ихтиозавра нашёл палеонтолог из Самары Роман Гунчин

Находку уже отмыли от грязи, почистили специальными средствами и активно изучают. После всех процедур останки офтальмозавра передадут сотрудникам Ундоровского палеонтологического музея.

В таких условиях члены Самарского палеонтологического общества ищут доисторических существ. Фото: Екатерина Щербакова

«Блокнот-Самара» много публиковал результаты научных открытий, сделанных археологами нашего региона. Например, не так давно палеонтологи нашли в Сызранском районе останки гигантского доисторического кальмара. А позже другая группа специалистов провела раскопки забытого кладбища времён Золотой Орды у Молодецкого кургана, и тоже выявила немало фактов, ранее неизвестных науке.

Самарские исследователи уже находили скелеты офтальмозавров, переданные позже в музей. Но маленькие, не больше 3 метров

Поиски следов доисторического мира ведутся в Самарской области около 200 лет, и за это время в руки специалистов – палеонтологов и биологов – попалось множество удивительных животных. Точнее, их окаменелых останков. Было сделано немало громких научных открытий.

Выяснилось, что офтальмозавр – действительно уникальный ящер. Он ждал добычу в засаде. Благодаря зрению мог обнаружить жертву на значительном расстоянии, после чего делал стремительный бросок и к моменту атаки развивал скорость до 35-40 км/ч.

Официально считается, что офтальмозавры вымерли из-за необратимых изменений на планете Земля. Изменился климат, ушёл древний океан, случилась глобальная природная катастрофа. Но, учитывая охотничьи навыки, которые эти животные использовали друг против друга, им и без того жилось не очень легко на древних территориях современной Самарской области. Все охотились за всеми. Возможно, многие ученые справедливо полагают: даже если бы не случился катаклизм планетарного масштаба, древние ящеры все равно сожрали бы друг друга.

Тема: Необычная Самарская область