Самара Среда, 24 апреля

Её звали Полли: учёные нашли на Волге останки редкого динозавра

Самарские палеонтологи с нетерпением ждут открытия нового полевого сезона, чтобы продолжить поиски свидетельств древнего мира. А пока изучают находки из последних экспедиций 2021 года. И раскрывают тайны животных и растений, обитавших на землях современной Средней Волги 60-190 млн лет назад.

В доисторический период эта территория европейской части России была дном так называемого Среднерусского моря – водоёма небольшой глубины, до 100 метров, но огромной площади. В нём проживали дикие морские существа экзотического вида, которые занимались исключительно охотой друг на друга.

190 млн лет назад мир современной Самарской области был удивителен, красив, но крайне враждебен

«Блокнот-Самара» рассказывал и показывал, как учёные установили происхождение окаменелостей, найденных ими возле села Борское Самарской области в конце прошлого года. В лабораторных условиях из оков каменной глыбы извлекли останки древнего морского ящера Бентозуха. Мы также сообщали, что именно у этих рептилий специалисты нашли на челюсти признаки раковой опухоли и смогли доказать: это самая древняя онкология у живого существа, известная науке.

Чертёж черепа Бентозуха, останки которого привезли в Самару из Борского района

И вот палеонтологи поделились свежими результатами исследований. Они обработали и провели экспертизу нескольких окаменелостей. Находки обнаружили у берега Волги на границе Самарской и Саратовской областей. Когда их извлекли из породы, было лишь понятно, что это позвоноки какого-то чудовища.

Этот шейный позвонок Polycotylidae нашли первым на берегу Волги у границы Самарской и Саратовской областей. Фото: Роман Гунчин

Подробности вскрылись совсем недавно. Кости принадлежали хищному динозавру. А точнее – плезиозавру семейства Polycotylidae. Если в целом отряд плезиозавров обитал на волжских просторах массово, то представители семейства поликотилидов не появлялись в наших краях. Так считалось ранее. За последние 100 лет нашли всего три фрагмента древних ящеров, подходящих под описание редкого семейства. Но другие признаки опровергали принадлежность ископаемых останков.

3d-модель редкого плезиозавра, чьи останки были недавно изучены археологами Средней Волги

Во всех трёх случаях мнения учёных разделились. На этот же раз никаких сомнений: Полли жили на Средней Волге. Их малочисленность археологи объясняют тем, что в Среднерусском море – в границах современных Самарской, Ульяновской и Саратовской областях – выживали только крупнейшие, хитрейшие и сильнейшие. Полли же не имели мощной защиты, а при любой попытке отвоевать себе ареал обитания атаковались другими ящерами.

Такие плезиозавры обитали на землях современной Самарской области миллионы лет до нашей эры

Другой ракурс 3d-модели редкого плезиозавра, чьи останки были недавно изучены археологами Средней Волги

«Найденный поволжскими палеонтологами динозавр относится к юрскому и меловому периодам. Окончательно это семейство вымерло за 66 млн лет до нашей эры. Судя по строению и виду позвонков, экземпляр, о котором речь, при жизни выглядел стандартно для отряда плезиозавров. Четыре конечности в форме ласт, овальное туловище, хвост, маленькая голова и длинные челюсти», – уточнил кандидат исторических наук Николай Алькин.

Он также добавил, что отдельные плезиозавры, известные на данный момент науке, достигали в длину 15-20 метров.

Именно позвонки помогли установить, что в ареал обитания Полли входило и Среднее Поволжье. Фото: Роман Гунчин

Недалеко от позвонка палеонтологи обнаружили в меловом карьере и окаменелые останки головоногих моллюсков. От плоти, конечно же, ничего не осталось, а вот защитные раковины существ после тщательной обработки спецсредствами и инструментами получили достойный музейный вид и перламутровый блеск.

Такие раковины редко попадаются самарским специалистам в целом – нераздробленном – виде

В принципе, о головоногих моллюсках Среднего Поволжья известно всё, никаких тайн. Именно такие раковины разных размеров – наиболее частые находки самарских специалистов. Однако они редко попадаются в целом – нераздробленном – виде. И чаще выглядят очень невзрачно, что вместе с их массовостью порой приводит историков в уныние. Но не на этот раз.

После тщательной обработки находки самарских палеонтологов выглядят как произведения искусства

Добавим, что собственные имена ископаемые животные получают нечасто. Среди тех, чьи окаменелости были найдены на Средней Волге за последние годы, кроме Полли можно вспомнить гигантского ихтиозавра имени Ленина. «Блокнот-Самара» подробно о нём рассказывал.

Leninia stellans – и ящер, и Ленин. Фото: Ундоровский палеонтологический музей

Останки этой рептилии, которая, судя по размерам, доминировала в Среднерусском море, нашла группа палеонтологов из Ульяновской области. Благодаря чему шестиметровый ихтиозавр получил научное имя Leninia stellans. (Да-да, название напрямую связано с именем Владимира Ильича, уроженца Симбирска-Ульяновска и вождя мирового пролетариата).

Тема: Необычная Самарская область