Самара Пятница, 29 марта

Рассказываем о шести малоизвестных монстрах, населявших Самарскую область 200 млн лет назад

Размеры отдельных существ, населявших когда-то наш регион, удивляют

«Блокнот-Самара» уже рассказывал о древних существах, населявших земли современной Самарской области 120–200 млн лет назад. Например, в июле самарскими учеными был обнаружен окаменелый фрагмент крупного кальмара и огромная плита с останками ископаемых морских кораллов. Чуть раньше мы рассказывали про двух гигантских ящеров, которые были найдены в разные годы на берегу Волги – ихтиозавра имени Ленина и плиозавра Лусхана Итильского.

Разумеется, это не все находки, сделанные местными палеонтологами и биологами. Поиски следов доисторического мира ведутся в нашем регионе уже около 200 лет, и за это время множество удивительных животных – точнее, их окаменелых останков – попадались специалистам. Немало открытий, продвинувших мировую историческую и биологическую науку, было сделано в Сызранском районе. И это не случайность.

foto2.jpg200 млн лет назад мир современной Самарской области был удивителен, красив, но крайне враждебен

Напомним, что когда-то вся территория Самарской области была дном древнего моря, названного геологами Среднерусским. Но именно в окрестностях Сызрани образовались лучшие условия для поиска свидетельств доисторической жизни.

Во-первых, около поселков Кашпир и Новокашпирский очень высокий и обрывистый берег Волги. Он сложен из многих пластов мела и глины. Грунтовые воды и сильная волжская волна регулярно подмывают эти породы, прибрежная зона осыпается и открывает ученым легкий способ для изучения культурных слоев.

Во-вторых, так совпало, что здесь же, возле Новокашпирского, между поселком и обрывистым берегом, на протяжении последних 100 лет из недр земли добывали горючий сланец. Сейчас, впрочем, вполсилы работает единственная шахта, но в советское время сланец добывали в промышленных масштабах и от былого производства остались огромные отвалы переработанной породы. На окаменелости древнего мира натыкались как сами шахтеры на глубине, так и ученые в процессе обследования отвалов.

foto3.jpgВ окрестностях Сызрани образовались лучшие условия для поиска свидетельств доисторической жизни

За последние десятилетия найдены тысячи мелких фрагментов доисторических морских обитателей, сотни окаменелых костей ящеров и раковин моллюсков, десятки цельных частей скелетов. Находки изучались и описывались палеонтологами со всего мира. Их общий труд выявил массу необычных представителей фауны, которые когда-то властвовали на территории Среднего Поволжья в общем и Самарской области в частности.

«Блокнот-Самара» подобрал шесть самых малоизвестных.

Любопытный обитатель наших мест (с поправкой на миллионы лет) – лиоплевродон русский. Этот морской хищник интересен своими габаритами: 12 метров в длину и весом до 50 тонн. Он как раз с местной «пропиской»: в начале 1990-х часть предположительно его скелета обнаружили на руднике в Новокашпирском:

lioplevrodon.jpgЛиоплевродон русский. В каком-то смысле – коренной сызранец…

Редкий для нашей местности ящер с длинной шеей и необычным названием – абиссозавр Натальи. Так его между собой называют специалисты (говорят, в честь какой-то конкретной Натальи), а по науке – Abyssosaurus nataliae:

abissozavr.jpg