«Шек пиниздер» как генезис Самары: журналист сравнил свои ощущения от жизни в Москве и в волжском городе
Журналист «Блокнот-Самара» Никита Коваль
Читайте также:
- Четырех детей-маугли из Тольятти поместили в социально-реабилитационный центр (09.11.2021 08:15)
- «Роботы могут быть защитниками природы»: IT-предприниматель из Тольятти совершает Четвёртую промышленную революцию (08.11.2021 07:31)
- Врачи Самарской области отрицают, что их заставляют выписывать ковидных больных независимо от тяжести состояния (07.11.2021 12:37)
- В Тольятти ВАЗ нанимает новых работников, но платит меньше, чем стоит их труд (05.11.2021 11:05)
- Ели бананы с кожурой: волонтеры из Тольятти пытаются вернуть детей-маугли к нормальной жизни (04.11.2021 17:44)
Журналист «Блокнот-Самара» Никита Коваль описал свои ощущения от жизни в Москве и рассказал о сходстве и различиях этих городов. Слово – автору.
Я давно уехал из Самары и живу в Москве, но иногда бываю в родном городе. И если меня спросить: «Как меняется Самара с течением времени?», ответ будет такой: «Медленно».
Впрочем, она меняется подобно местному ритму жизни, который, не в пример столичному, крайне нетороплив. Тягучий, купеческий, вчерашний.
Пока в Самаре еле-еле пытаются довести до конца единственную ветку метрополитена, да ещё и спорят, где лучше разместить последнюю станцию, в Москве его строят стахановскими темпами: подземное, надземное, центральные диаметры… Есть и новые ветки, например, Троицкая, которую планируют закончить к 2023 году и, скорее всего, сделают всё в срок. Она свяжет Троицк с большой Москвой, а у меня, жителя Коммунарки, рядом появится ещё одна станция, в шаговой доступности. Оп – и через полчаса ты в центре. Ускоряться, оптимизировать время – вот главная идея Москвы, потому что время – деньги. В Москве живут не для того, чтобы жить, – в Москве живут, чтобы зарабатывать.
Московский международный деловой центр «Москва-Сити» – крупный деловой район в Москве
Что же Самара? Тут всё стабильно. Стабильные пробки на Московском шоссе и Ново-Садовой, общественный транспорт, который порой не дождёшься, одна ветка метро, а если встанет ещё и трамвай, то пиши пропало… Нет, тут, как и в Москве, можно также добираться до работы по полтора часа, только в Москве полтора часа – это в метро, без пробок, с кондиционером и Wi-Fi.
Согласен: Москва — не Россия.
А ещё в Самаре много пива. Не уехал бы отсюда – спился. «Шек пиниздер», – подобно взрыву космической ракеты звучит фраза из романа «Тюратам» самарской писательницы Ирины Саморуковой. Шек пиниздер здесь угрожает любой яркой и творческой личности. Не слишком ли ей тесно в городе-миллионнике? А ведь ещё и наливают круглосуточно. Вот честно, в Самаре я знаю куда больше таких мест, чем в Москве. Раньше в Коммунарке алкоголь можно было купить, пройдя от дома три километра, но лавочку прикрыли. Хорошее разливное в Москве, кстати, тоже на вес золота – приходится переплачивать. Вот тут и вспоминаешь Самару и понимаешь: нет, Самара не космическая, Самара – пивная.
Костёл в центре Самары. Фото: Юрий Стрелец
И да, пить тут не так страшно, как в Питере. В Питере постоянно бродят какие-то бухие маргинальные личности, а тут хотя бы все свои. Бить в морду не будут, поздороваются и спросят мелочь или сигарету. По крайней мере, если ты «на родном районе», а не поехал провожать подружку на 116 километр.
Однозначный плюс Самары – расстояния. В Москве друзья живут далеко, если они вообще есть. 20-30 километров, редкие встречи в центре, обычно в хипстерских заведениях с серьёзными ценниками. Но бог с ней с ценой, главное препятствие – время и расстояние. Тут же твои друзья – в основном те, с кем ты вырос, ходил в школу или в университет, вас так или иначе формировала одна среда. В Москве же ты вынужден работать с разными людьми. Вы можете сколь угодно разделять мнения друг друга в профессиональном плане и часами говорить о работе, но в личном общении разойтись как в море корабли. В Москве практически нет дружбы.
Церковь Вознесения в музее-заповеднике "Коломенское" в Москве
Москва – это вообще сборище посёлков, эдаких Кошелевых в миниатюре. На выходных ехать в город не остаётся сил, и ты оказываешься один, в своей агломерации.
Самара идёт вперёд крайне неспешно. Здесь также появляются блага цивилизации. Есть и каршеринг, есть и курьеры в жёлтых и зелёных куртках, доставляющие еду. IT-продукты больших корпорации унифицируют жизнь, делают её более-менее единообразной в разных местах нашей большой страны. Медленно, но верно, прогресс идёт вперёд. И даже хорошо, что он идёт медленно, ведь в Самаре, в отличие от Москвы, можно полноценно жить, а не просто зарабатывать деньги, можно отдохнуть за Волгой, полюбоваться красивой природой.
Железнодорожный вокзал в Самаре. Фото: Юрий Стрелец
Неспешность Самары – её главный плюс. Тут можно жить, особенно если не гонишься за длинным рублём и амбициям, ну а если ты мечтаешь делать крутые федеральные проекты, то либо уезжай, либо находи способ делать их здесь. Иначе – шек пиниздер.
«Базовый тюратамский концепт «шек пиниздер» означал и неизбежность смерти, и фаталистическую готовность к её факту. Несмотря на кажущееся запустение и изношенности инфраструктуры, техника безопасности работала в Тюратаме исправно», – так говорится в романе Ирины Саморуковой. И, наверное, она ухватила самую суть Самары.
Уютные дворики старой Самары. Фото: Валерий Григанов
Вид на музей-заповедник "Коломенское" в Москве
Вид на район Нагатинский затон в Москве
Вилоновский спуск к Волге с колокольней Иверского монастыря в Самаре. Фото: Юрий Стрелец
Новости на Блoкнoт-Самара