Самара Пятница, 26 апреля
Общество, 21.09.2021 10:39

«Советская тушёнка под купеческим соусом»: эксперты рассказали о формировании туристического бренда Самары

«Советская тушёнка под купеческим соусом»: эксперты рассказали о формировании туристического бренда Самары

Губернатор Дмитрий Азаров активно пытается сделать Самару туристическим регионом

«Блокнот-Самара» изучил перспективы развития туристического кластера в Самарской области.

Дмитрий Азаров активно пытается сделать Самару туристическим регионом. «Наша задача в течение ближайших трех лет создать в Самарской области туристическо-рекреационный кластер с оборотом в не менее чем 20 млрд рублей», – отмечал он в послании депутатам губдумы.

Городские власти начали претворять видение Азарова в жизнь. Ранее «Блокнот-Самара» писал о пяти заявках, поданных на электронном аукционе. Все они так или иначе связаны с брендингом города: подготовка каталогов, создание видео- и фотоматериалов, продвижение в соцсетях, пресс-тур, реклама на радио.

Но насколько вообще реально создать туристический кластер с оборотом в 20 миллиардов рублей в подобные сроки? Какие проблемы с туризмом существуют в губернии? И самое главное, каким способом можно привлечь гостей из других городов и даже стран?

KOT_5403.JPGСело Ширяево в Самарской области

Оценку амбициям Дмитрия Азарова дал Владимир Шарапов, бывший министр культуры и туризма Республики Мордовия: «20 миллиардов рублей за три года – это хорошая амбиция. Но, чтобы достичь такого результата, нужно вложить как минимум 10 миллиардов рублей. И даже при этом сложно сказать наверняка, будет ли на выходе окупаемость в 20 миллиардов. Если у Дмитрия Азарова это получится, я буду аплодировать». 

Шарапов отметил, что туристическое направление – это «игра вдолгую» и не стоит ожидать от него мгновенных прибылей. «Если предприниматель получает условно 30% прибыли, то это очень успешный предприниматель», – подытожил Шарапов. 

На вопрос «Блокнот-Самара» об обороте туристического кластера в Мордовском регионе в 2013-2017 годах Шарапов ответил, что при учёте данного оборота возникал ряд трудностей. «Что такое туризм? Кто считал оборот от промышленного туризма, сельского туризма? Во время моего пребывания на посту только начали классифицировать отели на трёхзвёздочные, четырёхзвёздочные и т.д. Кто тогда мог определить, какие суммы получались на выходе?»

Как отмечает Шарапов, никто не считал, ни сколько туристов приехало по вопросам промышленности, ни сумму, которую потратил на визит в Республику Мордовия каждый конкретный турист. 

KOT_5128.JPGВ заповеднике "Самарская Лука" в Самарской области плохо развита туристическая инфраструктура

Подобная проблема, по мнению Шарапова, встречается во многих регионах. «Когда мы в совокупности берём город или область и видим турпоток, то необходимо понимать, что гостиницы – всего лишь одно направление. А ведь есть ещё дома отдыха, частный сектор и частная аренда квартир. Как посчитать приток денег с этих направлений, если люди не зарегистрированы как самозанятые или ИП?», – отметил бывший министр.

Он также добавил, что каждый конкретный турист оставляет в регионе приличную сумму денег, но при этом доход получает не только туристическая сфера, а ещё и ряд других.

«Как посчитать доход от туризма, получаемый в налогах, получаемый от ресторанов? Вот они накормили туристов, предприниматели заплатили от этой суммы налоги в бюджет. Всё это прекрасно, но непонятно, как вести подсчёт», – резюмировал наш собеседник. 

Он отметил некоторую схожесть между Мордовским и Самарским регионом. При этом, по его мнению, потенциал Самарской области выше за счёт наличия Волги.

KOT_5133.JPGОтсутствие инфраструктуры – основная проблема, мешающая развитию туризма в Самарской области

С бывшим министром согласны и собеседники «Блокнот-Самара», пожелавшие отозваться неназванными. Редакции удалось найти московских предпринимателей, недавно посетивших Самару по делам и осмотревших многие популярные туристические объекты области.

«У Самары есть потенциал стать столицей Поволжья. По крайней мере, отдых здесь организован лучше, чем в других поволжских городах – в том же Саратове смотреть вообще нечего. Здесь же есть музеи, очень красивые парки, большая и красивая набережная». 

Собеседники «Блокнот-Самара» отметили, что город достоин конкурировать с Казанью: «Природа нас удивила, мы никогда не думали, что в Самаре есть подобные горы. Они привлекают много туристов, мы видели там много людей с рюкзаками».

Впрочем, не обошлось и без инфраструктурных проблем. «На подъезде к вашему природному парку «Самарская Лука» не было никаких указателей, и мы заблудились. Это очень странно, вроде бы известное место, а никаких указателей попросту нет, пришлось спрашивать дорогу у местных», – поделились столичные туристы. 

KOT_8602.JPGЗаповедник "Самарская Лука"

Инфраструктура, с точки зрения московских гостей, требует улучшений. Они затронули больную для Самарской области тему с туалетами: «Туалетов нет, они находятся только при кафе. Чтобы туда попасть, необходимо заказывать еду. В нашем случае туристов было много, они забили туалеты, и, даже оставив деньги в кафе, мы не смогли туда попасть, что оставило негативное впечатление». 

Отсутствие инфраструктуры – основная проблема, мешающая развитию туризма в Самарской области, отмечают специалисты в области туризма. «Если просто пойти погулять на Самарскую Луку, то в какой-то момент вы обнаружите, что не понимаете, куда идти. Нет никакой информации, где можно ставить палатки, какие у нас есть маршруты, где можно сходить в туалет, набрать чистой питьевой воды и так далее. Это приводит к отсутствию большого количества кемпингов и гостиниц», – заключил Егор Коршунов, руководитель центра туризма «Луч». 

Для решения проблемы Коршунов предложил перенять опыт у национального парка «Таганай» на Южном Урале: «Когда вы приходите в «Таганай», вас сразу встречает лесник, выписывает путёвку, объясняет, где можно поставить палатку, где находятся кафе, где есть туалет, на маршруте есть лавочки, указатели и так далее». 

KOT_4869.JPGВсего 1% из всех посетителей Самарской Луки составляют жители других городов

Ещё одна инфраструктурная проблема – отсутствие удобных транспортных маршрутов, в особенности есть трудности с паромными переправами. «Блокнот-Самара» неоднократно писал о проблемах самой популярной и загруженной переправы в регионе «Самара – Рождествено». На проблему речного сообщения вновь обратили внимание жители Самары. «Блокнот-Самара поговорил с Игорем Максимовым, местным жителем, который увлекается туризмом.

«Паромная переправа – это наша головная боль. Конечно, если плыть в сторону Ширяево или Винновки, куда маршрут занимает всего час, то ничего из ряда вон выходящего нет. Но есть в Самарской области такое замечательное место, как Подвальские террасы, куда я очень хочу поехать. Оно находится на границе с Ульяновской областью. И чтобы туда добраться, нужно ехать в Тольятти, а уже из Тольятти переправляться на противоположную сторону. Так вот, паром ходит туда в пятницу и сразу же плывёт обратно. Следующий паром приходит только в воскресенье. И как же там в итоге отдыхать? Остаётся разве что ехать туда на автомобиле через Сызрань. Я понимаю, что паром просто невыгодно пускать чаще, но тогда нужно придумать что-нибудь другое», – рассказал Игорь Максимов.

terr9.jpgПодвальские террасы в Шигонском районе Самарской области

Он предложил и возможное решение проблемы. Причём это касается мест, которые находятся не слишком близко к трассам и в которые дорого добираться на пароме. «Например, можно было бы ехать до Сызрани на электричке, а от Сызрани до места пустить автобусные рейсы в пятницу, субботу и воскресенье, туда и обратно, и при этом чтобы они соотносились с расписанием электричек. Мне кажется, это было бы не очень дорого», – отметил турист.  

Егор Коршунов рассказал, что именно из-за отсутствия удобных стыковок не предлагает на своих экскурсиях использование водного транспорта: «Очень сложно состыковать обратный отъезд. Приехать мы туда приехали, погуляли, но состыковать обратный отъезд нет возможности, потому что паром ходит два раза в день. Утром паром приехал, высадил туристов в Подвалье, и больше он там не появится. Поэтому приходится ехать на автобусах». 

Также Коршунов отметил наличие куда более серьёзной проблемы: «У нас есть речные вокзалы в Тольятти и в Самаре, и они регулярно функционируют по средам, пятницам, субботам и воскресеньям. Если кто-то хочет отправиться в поход на несколько дней, то добраться до пункта назначения по реке не составит никаких проблем. Другое дело, что нужно облагородить территорию. Даже если вы состыковали расписание и сумели поехать в Подвальские террасы, крайне важно, что вы получаете на выходе. А на выходе у нас дикое место, где нет тропинок, нет урн, куда можно выбросить мусор, и так далее. Нужно прорабатывать места, куда люди приезжают на пикник, на прогулку или на экскурсию».

terr12.jpgПосле обвалов на террасах в Шигонском районе учёные находят древние окаменелости

Местный житель Игорь Максимов согласен, что территория отдалённых от Самары объектов плохо организована. «Ездили на гору Стрельная, самый дешёвый билет туда стоит 500 рублей. Подъездная дорожка только автомобильная, ни пешком, ни на велосипедах подобраться туда нельзя. За 500 рублей предоставляется два часа пребывания на месте, а ведь ещё нужно проехать на автомобиле 6 километров вверх, по серпантину. Открывающийся вид не компенсирует вынужденных неудобств. Смотровая площадка идёт по железным настилам, максимум 500 метров по самым неинтересным местам. Ширяево, Царёв Курган и гора Верблюд ничем им не уступают и находятся намного ближе. Отдалённые объекты определённо стоит сделать удобнее для туристов», – рассказал Игорь о своём опыте. 

Но решение инфраструктурных проблем само по себе не привлечёт в регион иногородних туристов. Как отмечает Егор Коршунов, гости из других регионов составляют незначительную долю в общем турпотоке: «Всего 1% из всех посетителей Самарской Луки составляют жители других городов. Хотя в будущем году мы планируем расширяться в этом направлении». 

Он добавил, что посмотреть на туристические объекты Самарской области приезжают из Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени и Ульяновска. Есть и гости из Казахстана.

Но как привлечь в регион иногородних туристов? Опрошенные редакцией спикеры предлагают разные варианты. 

terr5.jpgЭтот памятник природы в Подвалье пока ещё не затоптан многочисленным туристом

По словам Егора Коршунова, решаться подобный вопрос должен на уровне губернатора. Из Самарской Луки необходимо сделать бренд на уровне Кавказа, Урала, Чёрного Моря и Камчатки. Этому поспособствует создание хороших промовидео и создание привлекательных для туристов условий, в частности, хорошей инфраструктуры, соответствующей запросам гостей. 

«Что касается промо, по телевизору крутят рекламу турецких курортов, а про Камчатку постоянно всплывает контекстная реклама турклубов, которые туда ходят. У Самарской области нет такого понятия, как бренд. Что такое бренд «Жигули», кроме жигулёвского пива? Жигулёвское пиво известно на всю страну, по такой же аналогии нужно раскручивать и наш туристический бренд, чтобы он постоянно был у людей на глазах», – считает Егор Коршунов.

terr14.jpgДо Подвальских террас трудно добраться и долго ехать, так как село Подвалье расположено в глухом тупике Самарской области

Доктор филологических наук и краевед Михаил Перепёлкин углубил проблему туристической привлекательности Самары и разделил её на две части. Первая часть – формальная. К ней относятся вопросы, где жить, что есть, что и с кем смотреть, что взять на память. 

«Эти вопросы в сегодняшней Самаре, кажется, неплохо проработаны. Отели есть и отели разнообразные (от двух звёзд до пяти), еда самая разная - от очень бюджетной до весьма приличной, экскурсионных бюро и предложений не одно и не два, сувенирная продукция в ассортименте. Изнутри я знаю здесь не всё (в отелях не останавливался), но по отзывам представляю. Эта часть на сегодняшний день в Самаре выполнена на «4+», - рассказал Перепёлкин в разговоре с «Блокнот-Самара.

Вторая часть – содержательная. К ней относятся следующие важные для туристов вопросы «зачем ехать за тридевять земель именно в Самару», «что я там увижу такого, чего не увижу нигде», «чем это важно для меня», «как изменится моя жизнь после того, как самарские смыслы станут частью моего сознания и мировосприятия».

KOT_5148.JPGВ заповеднике "Самарская Лука" есть Музей летучей мыши

Михаил Перепёлкин сделал акцент именно на проблему идентичности города и добавил, что Самара так и не обрела её. «Самара так и не сумела определиться, «где она, когда и кто». Это, собственно, Самара или Куйбышев? Город «все флаги в гости к нам» или закрытый город ракетчиков и оборонки? Город дворянской, купеческой и мещанской истории или город бандитов, которые эту историю в гробу видели? Все решения, которые в этом смысле были приняты в разное время, половинчатые и не доведённые до конца. Городу название вернули, а улицам – нет. Памятники Засекину и Алабину поставили, но где? На прогулочной набережной. 

А места на титульных площадях по-прежнему занимают большевистские головорезы. Главные утраченные в советские годы памятники (кафедральный собор, дворянское собрание, реальное училище) либо не восстановили, либо – остановились на середине пути. Вот и получается винегрет, состоящий из Жигулёвского пивоваренного завода, бункера Сталина, ракеты «Союз» и Засекина. Провинциальная окрошка, «с миру по нитке – нищему рубаха». А «окрошка» – это не смысл, и ехать смотреть на эту «окрошку» за тридевять земель вряд ли целесообразно. Поэтому наш «туристический продукт» состоит из советской говяжьей тушёнки под купеческим соусом, и на желудке от него не удовольствие, а несварение», – так эмоционально описал город краевед Михаил Перепёлкин.

1626713387863.jpgВертолётная площадка в Самаре

По его мнению, деньги нужно инвестировать не в «мозговые штурмы», а в создание долгосрочных институций, которые бы брали на себя ответственность за вложенные в них средства. «В том же Татарстане есть «Институт татарской энциклопедии», насколько я знаю, из года в год занимающийся системной историко-краеведческой работой. А в самарских реалиях это выглядит так: «Ребята, вот есть 10 миллиардов, ну...8 уже. У кого есть идеи, как их быстро потратить?».  

Исходя из всего вышеописанного, у автора текста возникают следующие вопросы: стоит ли за заявлением губернатора понимание масштабов предстоящей работы и необходимых изменений? Готова ли власть выделять из дефицитного самарского бюджета огромные средства, вложения которых окупятся далеко не разу? Не слишком ли амбициозны поставленные цели? И самое главное: есть ли у администрации губернатора чёткое видение того, как развивать туристический кластер? Окажется ли вся эта затея лишь громкими словами или у властей действительно есть планы создать из Самарской области бренд, подобный Кавказу, Камчатке и Уралу – покажет лишь время.  

IMG_1310-2.jpg

Виды на Вертолётной площадке в Самаре

Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Путеводитель по Самарской области  
Самарская областьтуризмПодвальеСамарская ЛукаШиряево
3
0