«Введение QR-кодов выродится в профанацию и злобу»: что думают экономисты о последствиях ковидных ограничений
![«Введение QR-кодов выродится в профанацию и злобу»: что думают экономисты о последствиях ковидных ограничений «Введение QR-кодов выродится в профанацию и злобу»: что думают экономисты о последствиях ковидных ограничений](http://s0.bloknot-samara.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/38c/mzh22z01gwds9d1r6ydqgg0joc1x73q0/photo_2021_11_19-18.03.55.jpeg)
По подсчётам экономистов, за 2020 год в России закрылось 1,5 миллиона юрлиц, в этом году каждая 10-я компания в России готовится к закрытию
Читайте также:
- Азаров: "Прорабатываем вопрос выделения средств малообеспеченным гражданам на покупку продуктов" (12.11.2021 13:35)
- Сотрудники учреждений культуры Самарской области получат дополнительные выплаты из-за ограничительных мер (01.11.2021 12:07)
- IT-предприниматель прокомментировал предложение Хинштейна о «пробном» отключении интернета (08.10.2021 11:23)
- Резидент особой экономической зоны Тольятти обратился в суд из-за проверки (12.08.2021 16:32)
«Блокнот-Самара» уже писал про новые законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта. Подобные инициативы стали предметом бурных обсуждений, а также породили неразбериху. Например, жители Самары пожаловались, что небольшие магазины с товарами первой необходимости стали требовать QR-коды, хотя должны работать в обычном режиме.
Минздрав Самарской области сообщил, что QR-код не предусмотрен для людей с медотводами от вакцинации, хотя в предлагаемом Правительством РФ законопроекте наличие медотвода указано как основание для получения QR-кода. А недавно жители Самары, возмущающиеся введением новых законопроектов, даже заблокировали инстаграм губернатора Дмитрия Азарова.
Согласно сообщениям СМИ, идут протесты против внедрения QR-кодов в Екатеринбурге, Иркутске, Барнауле, Ижевске, Приморье и других регионах России.
К этому стоит добавить фотографии с пустыми торговыми центрами и кафе, а также сообщения об экономической ситуации. Например, летом, когда в Москве ввели проход в рестораны по QR-кодам, посещаемость заведений общепита резко упала. Нечто подобное наблюдалось и после недавней нерабочей недели. По сообщениям Forbes Russia, первую неделю после ноябрьского локдауна посещаемость кафе и ресторанов Москвы, оказалась на 45% ниже привычного уровня.
Редакция «Блокнот-Самара» обратилась к экономистам, чтобы разобраться, какой ущерб экономике может нанести массовое внедрение QR-кодов.
Елена Румянцева, доктор экономических наук, профессор и автор «Новой экономической энциклопедии»
Доктор экономических наук, профессор и автор «Новой экономической энциклопедии» Елена Румянцева считает, что режим нерабочих дней, установленный с 28 октября по 7 ноября 2021 года, не только ничего не принёс для улучшения эпидемиологической ситуации, но и нанёс дополнительный пандемический ущерб малым и средним предприятиям, особенно сильно закредитованным. «Любая ограничительная мера негативно сказывается на развитии экономики», – считает эксперт.
Александр Виноградов, ведущий экономист Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева «Неокономика» заявил, что сильнее всего ограничения и внедрение QR-кодов скажется на регионах: «Москва более богатая. В столице непривитый человек может спокойно заказывать всё в формате «онлайн». Там куда проще организовать проверку, прикрутить турникет. В регионах же организовать проверку сложнее, проверяющим нужно как-то платить, связь при этом хуже, а смартфоны есть не у всех». Виноградов считает, что массовое введение QR-кодов выродится в профанацию и злобу.
Он также отметил, что за 2020 год свою деятельность в России прекратило 1,54 млн юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств. «Это 1/5 всех действующих бизнесов и рекорд с 2014 года, согласно статистике Федеральной налоговой службы», – заявил экономист.
Александр Виноградов, ведущий экономист Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева «Неокономика»
Елена Румянцева приводит похожие цифры. «Закрылись или сменили собственника 20% ресторанов. Тем не менее, считает Румянцева, эти данные ещё нужно выверять. «По одним данным, в России каждая 10-я компания готовится к закрытию. По другим, за время пандемии коронавируса в России обанкротились 4,5 млн индивидуальных предпринимателей. По третьим, только за 2020 год закрылось 1 миллион малых и средних предприятий». Как считает экономист, такая амплитуда данных о катастрофах говорит об отсутствии надежных информационных источников, которым можно было бы доверять. Причём официальная статистика может быть даже ниже.
«Регистрирующие налоговые органы не размещают открытых данных о том, в какой стадии закрытия находятся предприятия. Средний срок самой процедуры закрытия предприятия, которую многие, как мне представляется, бросают и формально числятся как работающие, составляет порядка 8 месяцев», – очертила проблему Румянцева.
Доктор экономических наук и доктор бизнес-школы Green City Василий Козлов
Тем не менее в СМИ и телеграм-каналах порой проскальзывают достаточно позитивные данные. Например, согласно телеграм-каналу Proeconomics, в августе после отмены обязательных QR-кодов в Москве московский общепит вышел на допандемийный уровень, оборот предприятий общественного питания оказался всего на 1,8% ниже уровня соответствующей даты «докоронавирусного» 2019 года. А по данным эквайринга ВТБ, спрос на внутренний туризм в июне 2021 года вырос в 2,5 раза и показатель в целом достиг допандемийного уровня. Редакция поинтересовалась у экспертов, не являются ли такие сообщения проявлением ложного оптимизма.
Александр Виноградов не разделяет положительного настроения по поводу быстрого восстановления экономики. По его мнению, по московским данным нельзя судить о картине в регионах. «Экономика вообще инертна. Сломать её локдауном или падением трафика из-за введения QR-кодов просто, восстанавливается же всё куда дольше и хуже», – добавил эксперт.
Также нельзя назвать оптимистичными и сообщения о внутреннем туризме. По мнению Виноградова, рост внутреннего туризма вызван закрытием зарубежных направлений.
Позиция сторонника QR-кодов
Более оптимистично настроен доктор экономических наук и доктор бизнес-школы Green City Василий Козлов. «Поскольку речь идёт о переходе к новому технологическому укладу, снижение доходности бизнесов, которые зарабатывают на человеческом потоке, будут частично компенсированы и скоро забудутся. Это издержки начального периода». Под новым технологическим укладом Козлов имеет в виду Четвёртую промышленную революцию, где трендами являются IT, цифровизация, роботы, ИИ, революция в нейробиологии, фармакологии и медицине.
«Сфера услуг бессмертна. Будут дополнительно возникать новые формы. Вы видите, как растут масштабы онлайн-торговли, доставка, цифровые платформы, экосистемы. Роскошь человеческого общения в традиционных формах сохранится, пройдя через все трудности, конкуренцию, банкротства. Выиграют те, кто держит удар, кто ищет комбинированные, гибридные формы», – резюмирует Козлов.
Елена Румянцева считает, что ограничения также создают благодатную почву для теневого рынка и экономики обмана. Уже сложился рынок продажи QR-кодов, отмечает Румянцева. По мнению экономиста, его возникновение связано с недоверием граждан к представителям власти.
Позиция противника QR-кодов
«Власти должны на своём примере демонстрировать соблюдение норм права, чтобы у людей не формировался правовой нигилизм. Административное давление должно быть основано на соблюдении прав большинства населения и целесообразности. Только тогда население будет поддерживать властей и только тогда не будет теневого рынка». Недавний локдаун Румянцева не считает целесообразной и эффективной мерой. «Люди вместо посещения работы в период такого отдыха, возможно, даже увеличили, а не уменьшили контакты в общественных местах и соответственно опасность заражения коронавирусом», – считает Румянцева.
Экономист отметила, что такие явления, как размытые формулировки, противоречивые положения и несоблюдение норм должностными лицами, стали трендом.
«Введение QR-кодов не может не тревожить людей, потому что оно по-разному может затрагивать их интересы из-за расплывчатых формулировок – быть как позитивным, так и негативным для них на деле. У нас, к сожалению, в сложившейся законодательной традиции принимается все больше и больше расплывчатых формулировок, противоречивых положений и несоблюдения норм права не населением, а должностными лицами», – отметила Румянцева.
\
Пустые торговые центры. Фото: Twitter Sergio A. (@rtplg)
В качестве иллюстрации она привела следующий пример: «Гражданин пишет заявление о назначении ему из накопленных им в течение многих лет средств бессрочной накопительной пенсии. А сотрудники местного отделения ПФР назначение накопительной пенсии принудительно заменяют на срочную единоразовую выплату, действуя вразрез с его интересами, желанием, которое он выразил в заявлении». И, как отмечает Румянцева, таких примеров существования негласных правил, влекущих за собой нарушение законных прав и свобод большинства населения можно привести сегодня, к сожалению, очень и очень много. С этим, по её мнению, связано беспокойство и населения, и представителей малого и среднего бизнеса – как по факту эти нововведения буду применяться на практике.
Но есть ли какие-то альтернативы массовому введению QR-кодов? Василий Козлов считает, что этот процесс уже не остановить: «Стратегия создания цифровых двойников неизбежно требует оперативной идентификации. Эту роль отныне отводят не паспорту, не ИНН, не СНИЛС, а QR-коду. COVID-19 – хороший повод провести эту операцию в кратчайшие сроки. Желающих остаться «в тени» ждёт жизнь с нарастающими ограничениями».
Многих пугает зрелище пустых торговых центров. Фото: Twitter Sergio A. (@rtplg)
Суть QR-кодов, добавил Козлов, заключается не в том, чтобы ограничить доступ людям из группы риска, а использовать эти меры как дополнительный стимул такой код завести, ведь иначе попадёшь в некомфортную ситуацию. По его мнению, именно поэтому никаких альтернатив искать не будут.
Александр Виноградов считает, что единственной альтернативой массовому введению QR-кодов будет одно простое решение – не вводить их. «Я считаю, что борьбе с вирусом это не поможет. Это вопрос контроля, а не эпидемиологического благополучия, не говоря уже об антиконституционности данной меры», – заявил экономист.
«Что касается альтернатив, я как неравнодушный к этой проблеме человек ещё в первую волну пандемии предлагала ввести ограничения на междугородные перелеты по России, когда международные перелёты во многие страны были вообще отменены», – отметила Елена Румянцева.
Очень непривычно видеть пустые торговые центры. Фото: Twitter крошка-картошка (@SwedPaul)
Она также добавила: «Россия, на мой взгляд, сильно опоздала с принятием ограничительных мер в междугороднем транспорте. Учитывая необходимость защиты общественных мест от распространения коронавируса, временное введение QR-кодов на междугороднем воздушном и железнодорожном транспорте мне лично представляется более лояльной для данных предприятий мерой по сравнению с запретом на совершение поездок вообще».
Если подводить итоги, то кажется очевидным, что протест против введения QR-кодов выходит далеко за пределы риторики антипрививочников. Как можно видеть, специалисты задают вопрос о цене вводимых ограничений. Многие бизнесы приспособятся, используя гибридные модели и IT-технологии, но многие безусловно погибнут, не выдержав экономической нагрузки и не получая прежнего дохода.
Что касается эффективности властей в борьбе с COVID-19, то её, по мнению одного из опрошенных нами экспертов, можно будет оценить только позже, лет через 50, уже в исторической перспективе.
Ранее «Блокнот-Самара» писал о том, как врачи Самарской городской больницы №7, работающие в красной зоне, опубликовали трогательное видео с просьбой о помощи и призывом вакцинироваться. А врач этой же больницы Ринат Лукаев разбил популярные мифы антипрививочников о коронавирусе.
Пустые торговые центры. Фото: Twitter (пользователь Дефибрилятор)