Паромная переправа Самара – Рождествено: градус мучений повышается
На фото: судно «Портовый-13» на паромной переправе Самара – Рождествено
Паромная переправа Самара – Рождествено традиционно остается наиболее загруженной и популярной в нашем регионе. И вместе с тем – одной из самых скандальных речных линий. Еще ни одна навигация не обходилась без веских претензий и общественного резонанса в адрес тех, кто обслуживает это направление. Со дня открытия текущей навигации прошло чуть больше месяца, но переправа уверенно выдает на-гора очередной, уже второй по счету скандал. И как всегда, заложниками ситуации оказались самарцы и жители Волжского района: люди страдают, но фактически никак не могут повлиять на происходящее.
Сейчас переправой занимаются структуры, близкие к ОАО «Самарский речной порт», чьим главным учредителем является областное правительство. На линии работает единственное судно «Портовый-13», которое перевозит автомобильный транспорт и пассажиров четыре раза в день, отправляясь в Рождествено от Октябрьского спуска. В утренние и вечерние часы пик паром физически не справляется с потоком автомобилей и людей, желающих переправиться на другой берег Волги. Скорость судна, его не очень высокая маневренность, погодные условия, время в пути, длительность швартовки, погрузки и разгрузки (и еще масса факторов) не дают «Портовому-13» оперативно вернуться за теми, кому не хватило места. В результате ожидание парома может растянуться от двух до пяти часов (!). Постоянные пассажиры из числа автомобилистов указывают и на другое обстоятельство, которое повышает градус мучений. Заметная часть транспорта попадает на судно в обход добропорядочной очереди – по какой-то особой договоренности то ли непосредственно с экипажем парома, то ли с компанией-перевозчиком.
Для того чтобы не издеваться над автомобилистами за их же собственные деньги, оператор линии теоретически имеет возможность вывести на переправу второе судно, способное снять напряженность. Но не делает этого по той причине, что два дневных рейса (вне часа пик) загружаются примерно наполовину – там и одного парома много. А держать «под парами» (обслуживание, топливо, зарплата экипажа, портовые сборы, лицензии и так далее) сразу два переправных судна означает добровольно лишить себя сверхприбылей. Право монополиста на этой популярнейшей линии позволяет перевозчику думать (к сожалению – не без оснований), что за неимением адекватной альтернативы люди будут ждать место на пароме столько, сколько нужно.
Катализатором сегодняшней волны народного гнева стал другой частный перевозчик, который имеет в распоряжении свой аналогичный паром «РТ-371». Он готов составить официальную конкуренцию монополисту на линии Самара – Рождествено, однако жалуется, что его не допускают к причалам и прочей инфраструктуре автомобильно-пассажирской переправы. «Блокноту» не удалось оперативно проверить эту информацию, но якобы дочерние структуры ОАО «Самарский речной порт» делают все для того, чтобы не пустить в свою монополию конкурента и не лишить себя максимального заработка.
Если представить, что это действительно так, то – как бы странно ни прозвучало – у монополиста паромной линии есть для этого все основания, так как он является фактическим хозяином обоих причалов (в Самаре и Рождествено) и обслуживает всю береговую инфраструктуру.
Опытные речники резюмируют, что белых и пушистых (да и просто нормальных) в этой истории нет, а крайними – кто бы сомневался – остались автомобилисты и пассажиры.
С одной стороны, действующий оператор линии ведет себя как собака на сене: не пускает конкурента, но и сам не хочет повышать качество перевозок, пользуясь своим монопольным положением.
С другой стороны, альтернативный перевозчик, готовый составить конкуренцию на переправе, хочет получать прибыль, используя чужую причальную инфраструктуру, в которую не вложил ни копейки. Строить с нуля свои причалы – не изъявляет желания, потому что дорого, долго и уже поздно, так как навигация в самом разгаре.
Жителям же Самары и Волжского района все равно, кто из перевозчиков предоставит второй (и даже третий!) паром, они просто понимают, что дополнительный флот – нужен. Но, увы, вместо того чтобы коллективно обратиться за помощью в антимонопольную службу или транспортную прокуратуру, измученные пассажиры переправы Самара – Рождествено не идут дальше твиттер-аккаунта губернатора Дмитрия Азарова, откуда в ответ не получают никакой предметной поддержки.
Новости на Блoкнoт-Самара