Самара Воскресенье, 28 апреля
Здоровье, 21.01.2022 11:00

«Непривитые болеют тяжело»: эксперты рассказали, чем опасен штамм «омикрон»

«Блокнот-Самара» писал о новом штамме «омикрон» ещё до его прихода в Россию. Тогда мы обсуждали с экспертами дальнейшие перспективы и возможный локдаун. В этом месяце появились первые заболевшие. Мы подробно рассказывали о мерах, которые принимает в борьбе с эпидемией регион, а также публиковали мнение учёного Сергея Симака о том, чем именно объясняется лёгкое течение омикрона.

Но вокруг этого штамма всё же полно мифов и домыслов, разбить которые могут только научные знания и опыт врачебной практики. Поэтому редакция «Блокнот-Самара» поговорила с экспертами, известными вирусологами, а также врачом, работающим непосредственно в красной зоне.

Константин Чумаков, вирусолог, доктор биологических наук, адъюнкт-профессор Университета Джорджа Вашингтона. Фото: Global Health Chronicles / YouTube
Константин Чумаков, вирусолог, доктор биологических наук, адъюнкт-профессор Университета Джорджа Вашингтона. Фото: Global Health Chronicles / YouTube

Как отметил доктор биологических наук, вирусолог, адъюнкт-профессор университета Джорджа Вашингтона и университета Мэриленда Константин Чумаков, многие действительно считают омикрон слабее других штаммов.

«С одной стороны, опыты на животных показывают, что новый штамм не так сильно поражает лёгкие, предпочитая верхние дыхательные пути», – рассказал вирусолог.

Но всё же учёный считает, что говорить так не совсем корректно: «С другой стороны, заболевание протекает легче, поскольку большая часть людей либо переболела, либо поставила прививку. Непривитые люди по-прежнему тяжело переносят заболевание. Совершенно очевидно, что именно они в основном и попадают в больницы».

Ринат Лукаев, заведующий отделением анестезиологии и реаниматологии Самарской городской больницы № 7 считает, что расслабляться не стоит.

«Нельзя забывать, что омикрон тоже изменяется – мутирует. И сложно предсказать, каким он станет в ближайшее время. При отсутствии тяжелой внешней клинической картины изменения внутри могут быть очень выражены», – рассказал врач.

По его словам, это особенно касается свёртываемости крови, что может привести к образованию тромбов. «Также нельзя забывать о коморбидных пациентах, то есть пациентах с сочетанной хронической патологией, у которых ковидная инфекция всегда протекала тяжело, с осложнениями», – добавил Лукаев.

Ринат Лукаев, заведующий отделением реанимации в Самарской городской больнице №7
Ринат Лукаев, заведующий отделением реанимации в Самарской городской больнице №7

Фазоил Атауллаханов, профессор Московского государственного университета им М.В. Ломоносова, научный руководитель Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН и заведующий отделом биофизики и системной биологии ФГБУ ННПЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачёва, считает, что не стоит особо тешить себя надеждами. Нельзя сравнивать опыт зарубежных стран и опыт России.

«Особенно вирус несёт угрозу тем, кто не привит. Таких людей в России очень много. Омикрон – смертельная болезнь, она может убивать людей так же, как и другие. В среднем показатели смертности кажутся ниже, чем обычно, отсюда и идёт мнение, будто бы омикроном болеть легко. Но это мнение спорное. Оно сформировано в странах, где большая часть населения уже привита», – рассказал Атауллаханов.

По мнению учёного, не очень корректно говорить про то, что один штамм сменяется другим: «Новые штаммы этого вируса появляются чуть ли не каждый день. Их огромное количество, просто они все появляются в разных местах и не получают особого распространения. Такое распространение, как дельта или омикрон, получают немногие варианты».

Фазоил Атауллаханов, учёный профессор Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. Фото из Википедии
Фазоил Атауллаханов, учёный профессор Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. Фото из Википедии

Эксперт добавил: «По моим данным, в России несколько раз за прошедшее время выявлялись очень опасные штаммы. Это проявлялось в том, что люди болели немножко иначе, сильнее».

Учёный считает, что в России нет систематического исследования структуры штаммов, поэтому нет точного понимания, какие штаммы работают.

Атауллаханов пояснил свою мысль: «Определение вируса на ПЦР, которое массово проводится по всей нашей стране, состоит в том, что из всей ДНК вируса проверяются маленькие кусочки. Например, этот фрагмент у дельты обычно один, а у омикрона другой. Но ведь геном у дельты может измениться, причём в другом месте, а не в том, в которое смотрят наши лаборатории. И считается, что мы имеем дело со штаммом «дельта», в то время как штамм может быть уже другим».

По его мнению, опасность связана не только с тем, что у омикрона есть какие-то особые свойства, а с тем, что новые вирусы появляются непрерывно.

«Во многих странах, где не проводится систематическое полное геномное обследование, мы можем принимать один штамм за другой, а степень опасности каждого нового штамма мы оценить не можем», – рассказал Атауллаханов.

Напомним, что недавно наша редакция опрашивала экспертов и предпринимателей о необходимости дальнейших коронавирусных ограничений.

Новости на Блoкнoт-Самара

Медицина Самары

коронавирусФазоил АтауллахановКонстантин ЧумаковРинат ЛукаевCOVID-19здоровьемедицинаомикрон
0
1