Самара Воскресенье, 28 апреля
Общество, 04.10.2021 15:02

Жадные до наличных: зачем главный перевозчик Самары нанимает «отмороженных» сотрудников

Жадные до наличных: зачем главный перевозчик Самары нанимает «отмороженных» сотрудников

В погоне за выручкой и наличными кондукторы и водители автобусов в Самаре готовы применять силу. А скоро таких случаев будет на порядок больше...

Как мы и предсказывали в августе, новый хозяин автобусных перевозок в областной столице навязывает жёсткие правила игры и пассажирам, и своему коллективу. Выручку он привык собирать любым способом.

«Блокнот-Самара» подробно рассказывал, как два пассажира самарского автобуса стали заложниками водителя и кондуктора. Инцидент произошёл на маршруте № 41. Из-за неисправности терминала оплаты люди не смогли заплатить за проезд. На просьбу достать наличные деньги пассажиры ответили, что не имеют такой возможности. В результате их отказались выпускать из салона, отвезли в автобусный парк, где они провели полночи в тёмном и закрытом автобусе. Вызволить заложников смог только наряд полиции.

Позже перевозчик – ООО «СамараАвтоГаз» (САГ) – подтвердил неисправность терминала. Но обставил конфликт по-своему. Случай не единичный. А с постепенным переходом на полностью безналичную оплату проезда, как того хотят и перевозчики, и администрация города, такие конфликты явно станут массовыми.

sag15.jpg
До недавнего времени главный перевозчик Самары часто ставил на маршрут № 41 некомфортные и маловместительные модели автобусов

Наш журналист выяснил, что делать обычному пассажиру в подобной непонятной ситуации. А также – кто, как и на каком основании регулирует взаимоотношения между пассажиром, кондуктором и водителем.

Для всех перевозчиков и пассажиров действует единый документ с названием «Правила организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа Самара». Это главная база, которая определяет права и обязанности всех участников поездки – пассажиров, кондуктора и водителя.

Основные выдержки, которые могут пригодиться людям в режиме «здесь и сейчас», распечатаны и должны висеть в салоне каждого автобуса, трамвая, троллейбуса, вагона метро.

Есть там, конечно же, блок и об оплате проезда. Но, если вникнуть в его суть, то этот пункт – про обязанности людей. Он больше защищает кондуктора и описывает те требования, которые могут быть законно предъявлены пассажиру по оплате поездки. Там нет ни одной строчки про неисправный терминал или неисправную карточку – транспортную или банковскую.

В ситуации с заложниками 41-го маршрута главный талмуд общественного транспорта Самары никак бы не пригодился. О том, что в салоне нельзя провозить животных – даже попугаев и даже в клетке или контейнере-переноске – там написано. А как быть в случае аварийной работы терминала – нет. Какая из этих ситуаций случается чаще? Ответ на поверхности.

sag14.jpg
После того, как "СамараАвтоГаз" заменил старую рухлядь на автобусы МАЗ-206 (на фото), маршрут № 41 в Самаре не стал комфортнее. Вечно грязные снаружи и тесные внутри

Есть и другие правила. Они не имеют такого фундаментального веса, как указанный выше документ. Но описывают похожую ситуацию, какая произошла позапрошлой ночью в автобусе САГ. Это правила ООО «Объединённая транспортная карта» (ОТК). Компания как раз занимается обслуживанием денежных транзакций между карточкой-счётом пассажира и счётом перевозчика.

Там указано дословно:

sag1.jpg
Единственная информация, доступная пассажирам Самары, на случай поломки терминала оплаты

Уточним, что тех, кто не успел оплатить проезд до выхода из строя терминала, пересаживают в следом идущий транспорт любого маршрута (по желанию пассажира) без билетов и чеков.

Любопытно, что карточка принадлежит пассажиру, терминал оплаты – перевозчику, а конфликтные ситуации по электронным платежам регулирует некий посредник. Причем даже департамент транспорта не имеет на него влияния. По крайней мере – официального. Потому что договор о финансовом обслуживании заключён напрямую между САГ и ОТК.

Фактическим хозяином обеих компаний до недавнего времени был авторитетный бизнесмен Алексей Ушамирский. И если САГ он продал федеральному холдингу «Ранд-Транс», то с ОТК Алексей Константинович не спешит расставаться. И продолжает получать доходы от работы оператора карточек.

sag10.jpg
Продав "СамараАвтоГаз" федеральному холдингу, Ушамирский продолжает получать доходы от финансового обслуживания своей бывшей компании в Самаре

В случае заложников маршрута № 41 правило пересадки в следующий автобус не помогло бы. Тот рейс был последним в графике маршрута.

САГ, ОТК и городской дептранс однажды утвердили инструкцию о том, как действовать водителю и кондуктору в случае поломки терминала. Пассажирский транспорт должен немедленно сойти с линии. Он не имеет право обслуживать пассажиров. В большинстве подобных ситуаций водители немедленно звонят диспетчеру. И оперативная машина перевозчика как можно скорее подвозит исправное устройство.

Героев нашей публикации должны были высадить на остановке ещё в городе. Там, где кондуктор заметила сбои в работе терминала. Однако автобус продолжил движение по маршруту в нарушение инструкции. Люди и попытались выйти на своей остановке, однако, по их свидетельствам, кондуктор отказалась выпускать пассажиров без оплаты наличными. Таким образом, уже на этом начальном этапе, ещё до отъезда в автобусный парк, экипаж дважды нарушил служебную инструкцию.

sag13.jpg
Кроме грязи снаружи и тесноты внутри, теперь поездка на автобусах 41-го маршрута в Самаре может закончиться хамством со стороны кондуктора и силовым воздействием

Информированный источник «Блокнот-Самара» напомнил о ещё одном важном моменте, который нужно учесть самарцам. Есть прямое указание департамента транспорта, согласованное с перевозчиками. Его суть проста: если пассажир не смог оплатить картой по вине перевозчика – тот же сломанный терминал, – он едет бесплатно.

«Да, с неисправным терминалом автобус должен уйти с линии. Но есть такие участки на маршруте, где, допустим, это сделать технически невозможно. Или, к примеру, осталось 3-4 остановки до конечной. Зачем выводить с маршрута машину, полную людей, если можно дотянуть до конечной и заменить терминал. Есть ещё ряд ситуаций, когда транспорт может продолжить движение. Но для всех владельцев карт поездка должна быть бесплатной», – уточнил детали наш собеседник.

И добавил:

«Ни при каких обстоятельствах пассажиров, какими бы наглыми и задиристыми они не были, нельзя увозить в парк. Фактически экипаж маршрута № 41 провёз посторонних на частную территорию с пропускным режимом. А после закрыл их в салоне. Юридически – оставил без присмотра. Если всё это правда, то там просто нарушение за нарушением. И не только служебной инструкции, но и закона».

Наш журналист собрал несколько советов на случай, если у пассажира не принимают исправную карточку с достаточным количеством денег на счету и требуют наличной оплаты.

Нужно до последнего сохранять спокойствие. Первым делом сослаться на правила ОТК о пересадке в следом идущий транспорт. И напомнить о прямом указании дептранса: не работает терминал – пассажир едет бесплатно.

Затем позвонить на горячую линию департамента транспорта Самары: +7 (846) 207-70-11. Номер круглосуточный, запоминать не надо, он указан в каждом салоне. Днём жалобы принимает живой сотрудник, а в остальное время записывает автоответчик. Простыми словами и в свободной форме опишите конфликт. Сообщите также время события, номер маршрута и номер нагрудного жетона кондуктора. Или фамилию водителя (обычно указана на перегородке между салоном и кабиной). Или номер автобуса, троллейбуса, трамвая, если удалось покинуть салон.

sag18.jpg
Полезные контакты департамента транспорта Самары на случай конфликтных ситуаций

Если же экипаж блокирует двери и не даёт выйти на улицу, то немедленно звоните в полицию и сообщайте, что вас незаконно удерживают. Важно не применять силу в ответ. Как показывает практика – в том числе и самарская – все проблемы решаются тут же, без лишних слов. После этого перезвоните полицейским, оповестите их, что конфликт разрешён и вызов можно отменять.

Наш источник рассказал и ещё об одном интересном обстоятельстве:

«После того, как САГ перешёл под контроль холдинга «Ранд-Транс», на предприятии состоялись крупные кадровые зачистки и сокращения. Сейчас перевозчику ценен тот водитель и кондуктор, который более «отморожен». Тот, кто готов нарушать все правила и законы ради выполнения плана по выручке. А план там очень высокий. Думаю, и конфликт в салоне автобуса 41-го маршрута случился только из-за того, что кто-то хотел выполнить план любым способом...»

Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Самарский транспорт  
СамаратранспортконфликтСамараАвтоГазАлексей Ушамирскийтранспортная картаперевозкипассажиры
1
2