Самара Среда, 19 июня

«Картонка и маленькая собачонка»: за 150 лет перрон станции Самара почти не изменился

Заблуждаются те, кто считает, что путешествия по железной дороге начинаются с вокзалов. Там, конечно, генерируется основной поток пассажиров, но посадка и высадка, а также проводы и встречи происходят на перронах станций.

В любом городе, куда когда-то пришла стальная магистраль, в первую очередь строят платформу и перрон. Вокзал же появляется позднее, и чаще – позже на много лет. Иногда – не появляется вовсе. В нашей стране до сих пор существуют десятки населенных пунктов, где есть полноценный перрон, а вокзал либо отсутствует, либо представлен времянкой в виде маленькой будки с кассиром.


Перрон станции Самара в 1970-х годах. Фото: Олег Иволгин

Вот и на станции Самара – главной пассажирской станции нашего региона – посадочную платформу оборудовали примерно на 5 лет раньше, чем началось строительство капитального железнодорожного вокзала. Для ожидания поезда, сортировки и хранения багажа возвели на перроне два деревянных сарая. Сам перрон, к слову, тоже был сколочен из неликвидного горбыля – необработанных сосновых досок.


Несмотря на многократное расширение станции Самара и реконструкцию путей, перрон за 150 лет не изменил свое местоположение. Фото: Куйбышевская железная дорога

Если первый камень в фундамент будущего вокзала заложили в 1876 году, то дату появления единственного перрона установить трудно. Ведь подробную летопись железнодорожной жизни нашего города начали вести немного позже, с 1885 года. Именно тогда началось строительство Самаро-Уфимской железной дороги.


Поезд Деда Мороза на перроне станции Самара в наши дни. Фото: Юрий Стрелец

Историки транспорта датируют изначальный перрон 1869-1871 годами. После сдачи вокзала в эксплуатацию его архитектор Николай де Рошефор настоял, чтобы рабочие реконструировали и ненадежный деревянный перрон. Просьбу выполнили: второсортное дерево демонтировали и залили платформу цементным раствором с каменной крошкой.


Перрон станции Самара в 1918 году

За последние 150 лет станция Самара неоднократно перестраивалась и расширялась. Поменялось и расположение главных путей, оттого и удивительно, что сам перрон остался на своем месте.

«В конце XIX века длина исторического перрона была рассчитана на одновременное размещение 980 пассажиров со среднесуточной пропускной способностью до 1700 человек. Перрон строился с расчетом по 1 квадратному метру на каждого. Как там в классическом произведении Маршака? «Дама сдавала в багаж – диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». С таким набором героиню стиха на самарский перрон не пустили бы, конечно же. Но вот сама дама, картонка и маленькая собачонка разместились бы на перроне вполне комфортно, без толкотни», – рассказали в Поволжском музее железнодорожной техники.


Перрон станции Самара повидал на своем веку самую разнообразную железнодорожную технику: от ручных дрезин до современных электропоездов "Ласточка". Фото: Юрий Стрелец

А ранее мы публиковали, какое участие принял самарский губернатор в строительстве храма при дурдоме.

Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Самара тогда и сейчас  
Самаратогда и сейчасжелезная дорогаперевозкитранспортпассажирыистория
0
0