Самара Понедельник, 29 апреля

«Венгерский след»: на заброшенном кладбище под Самарой найдена странная могила матери и младенца

«Волга стала главным препятствием для венгров на пути к той жизни, какая у них есть сейчас».

Не так давно самарский палеонтолог показала нам окаменевшие внутренности древнего моллюска. Он противный, но завораживает. О новой же громкой находке на берегу реки Большой Кинель археологи рассказали «Блокноту» в пятницу, 25 августа, вернувшись из экспедиции в Кинель-Черкасском районе. Скромный сельский погост зарос бурьяном и борщевиком в человеческий рост ещё несколько десятилетий назад.


Все находки из древней могилы в Кинель-Черкасском районе переданы в научную лабораторию Самарского госуниверситета. Фото: Самарский университет

Ни крестов, ни холмиков, сплошные ямы

Когда-то там был хутор Баннов на 12 дворов и 56 душ. Его основали русские в начале XIX века и назвали по фамилии самого старшего из первых поселенцев. Причин было три: плодородные поля, бескрайние луга для вольготного пастбища домашнего скота, удобный животным спуск к мелководной реке на водопой и укрытие от летнего зноя.


Хутор Баннов под Кинель-Черкассами в Самарской области основали русские в начале XIX века. Фото: Блокнот Самара

Одна беда: по отношению к Кинель-Черкассам – а в наши дни старинное село входит в десятку крупнейших сельских районных центров России – Баннов оказался медвежьим углом без продуктовой лавки, школы, аптеки, и, разумеется, каких-либо нормальных дорог. Долгие месяцы зимы и в сезон дождей хутор был отрезан от цивилизации.


В изголовье венгерским покойникам под хутором Баннов положили не только бытовые предметы, но и ценные бронзовые украшения. Фото: Сергей Зубов

Она, цивилизация, в ту пору шла по территории нашей области семимильными шагами. И потомки первых банновцев, здраво прикинув свои перспективы в этой глуши, весьма быстро, в течение 15 лет, окончательно покинули хутор. Сейчас на местности практически ничего не напоминает о брошенном населенном пункте. Дома сравняли с землей, а под их разрушенными фундаментами зияют характерные ямы бывших погребов.


Древние мадьяры (на рисунке), предки современных венгров, кочевали по землям современной Самарской области в IX веке

Хуторское кладбище тоже просто так не найти, на местности не осталось ни крестов, ни холмиков. Только старые архивные карты подсказали поисковикам примерную точку. Около 15 лет назад по краю погоста должны были уложить новый трубопровод. Тогда не срослось, а не так давно проект подземной магистрали вновь стал актуальным.

«Согласно федеральному закону № 73 «Об объектах культурного наследия народов России», по трассе будущей стройки сначала должны пройти археологи – провести разведку и разбить [выкопать – прим. «Блокнота»] разведочные шурфы, чтобы уточнить строителям конкретные границы кладбища. А также – выяснить, есть ли там объекты культурного наследия. В случае подтверждения исторического памятника план строительства изменят, трубоукладчики двинутся в обход», – объяснил нашему журналисту кандидат исторических наук Николай Алькин.


В Кинель-Черкасский район отправился известный в Среднем Поволжье археолог Сергей Зубов вместе с коллегами и студентами Самарского государственного университета. Фото: Самарский университет

Справка «Блокнота»

Шурф – вертикальная шахта в земле для разведки полезных ископаемых и археологических памятников. В мягкой почве шурфы «бьются» ручным инструментом – лопатами, ломами, а извлечённый грунт поднимается на поверхность с использованием ведра и веревки.

Скончались сразу после родов

Летом 2023 года в исчезнувший хутор Баннов отправился известный в Среднем Поволжье археолог Сергей Зубов вместе с коллегами и студентами Самарского государственного университета. Пробивая у границ заброшенного кладбища очередной шурф, ученые наткнулись на странную могилу.


Древний мадьярский перстень IX века, обнаруженный в могиле у венгерской женщины на территории Самарской области. Фото: Самарский университет

«По всем признакам было ясно, что к более позднему погосту хутора Баннов она не имеет никакого отношения. И рядовой шурф размером 1 метр на 1 метр мы расширили до полноценного большого раскопа. В погребении обнаружили отлично сохранившиеся останки женщины и младенца. Скелеты лежали головой на запад, в изголовье им положили обработанные кости животных и ещё массу различных предметов. Не только бытовые, но и, например, ценные бронзовые украшения», – уточнил Сергей Эдгарович.

Выражаясь языком современных следователей, признаков насильственной смерти на останках не обнаружено. Почти наверняка мать и дитя умерли сразу после родов.


«По всем признакам было ясно, что к более позднему погосту хутора Баннов она не имеет никакого отношения», – уточнил самарский археолог Сергей Зубов

Путь из мадьяров в венгры

Изучив прямо в полевом лагере находки и особенности погребального обряда, самарские археологи сделали вывод: перед ними мертвые представители ранней мадьярской культуры.

«С высокой точностью захоронение датировали IX веком. Все исторические источники подтверждают, что именно отсюда племена мадьяров отправились на запад в поисках новых земель. В итоге, переправившись через Волгу, древние венгры дошли до Европы, где в итоге осели и основали национальное государство – современную Венгрию», – заключил Зубов.


В погребении под Кинель-Черкассами Самарской области обнаружили отлично сохранившиеся останки женщины и младенца. Фото: Владимир Певцов

Ученый рассказал, насколько важное историческое значение имеет старая могила:

«Венгры, как скотоводы-кочевники, шли на запад широким потоком вдоль рек со стадами лошадей и отарами овец. И Волга, по сути, стала для них главным препятствием на пути к той жизни, которая у венгров есть сейчас».


На раскопках у хутора Баннов самарские археологи нашли крупный объект культурного наследия. Фото: Самарское археологическое общество

Ранее в ходе раскопок на берегу Волги самарские ученые установили, что воины Золотой Орды грабили своих покойников во время похорон.

Новости на Блoкнoт-Самара
Самарская областькладбищемогилаСредневековьеБольшой КинельрекаКинель-Черкасский районБанновархеологияСергей ЗубовНиколай Алькинвенгрымадьярыраскопкиисториянаходкаперстеньмладенец
0
0