Самара Четверг, 31 октября
Общество, 05.08.2023 09:00

«Сейчас в кино кризис оригинальных идей»: самарский выпускник ВГИКа об учёбе, пиратском прокате и фильмах

Кино любят все. Вечером мы залипаем в модных сериалах, пересматриваем по стопятому разу любимые картины, а иногда и не прочь засесть со стаканом попкорна в мягком кресле кинотеатра. «Диванные» кинокритики ежедневно строчат длинные отзывы, а у каждого из нас в закладках соцсетей, заменивших полки с кассетами и дисками, добавлены фильмы, которые мы планируем при случае глянуть.. 

А для кого-то кино — призвание и профессия. И это не обязательно режиссура и актёрская игра. Сегодняшним гостем рубрики «Мы из Самары» стал молодой самарский выпускник ВГИКа по специальности «киноведение» Николай Дядюкин. Он рассказал о том, как попал в один самых известных киновузов страны, кто такой киновед и чем он отличается от кинокритика, и какие сегодня снимают фильмы.

ВГИК -— Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова. Первая в мире киношкола. Старейший в России институт кинообразования, истории ВГИКа - более 100 лет!

Николай, расскажи о себе. С чего началось твоё увлечение кино?

Родился я здесь, в Самаре. Кино начал увлекаться лет с 9-ти. Очень любил смотреть фильмы. Это как раз был конец нулевых: мы покупали диски, dvd и смотрели семьёй каждые выходные. Ещё любил снимать кино в качестве любителя на телефон или какие-то видеокамеры. Когда мне было 6-7 лет, я брал конструктор LEGO, расставлял фигурки, ставил телефон, снимал и сам монтировал видео.

Занимался в какой-ниюудь телестудии?

Да, с 11 лет я занимался в «Телестудии Товарищ», закончил её в 2018 году. Но там у меня был опыт, связанный не столько с телевидением, сколько с подготовкой всяких сценок, этюдов.

Николай, как получилось, что ты попал во ВГИК? Почему не в Самаре?

Это была мечта! У нас в Самаре есть институт культуры. Может быть, я туда и пошёл бы, но мне повезло поступить во ВГИК.

На каком факультете ты учился?

Поступал я вначале на режиссуру, но в итоге попал на сценарно-киноведческий факультет, киноведческое отделение. Киноведы – это, грубо говоря, историки кино, теоретики, социологи киноискусства, но при этом это конечно и критика, редактура, архив. Что такое критика – это когда ты работаешь на какое-то издание, интернет ресурс, печатное издание и обозреваешь фильмы. Нас учили писать рецензии. Но, так скажем, нет там какого-то золотого стандарта.

То есть в режиссёры попасть не удалось?

Так получилось. Я начинал поступление с режиссуры игрового кино, мастером там тогда был Владимир Абдрашитов — советский классик, снимал в 70-80-е годы остросоциальное кино. Он не брал 17-летних ребят, взял постарше. Я дошёл до 3-го тура, когда, собственно, уже происходит разговор с мастером. Но не попал. А потом было неигровое кино, но документалистика никогда меня так сильно не интересовала. А на сценарно-киноведческий прошёл. Изначально были два факультета, куда я больше всего хотел — это либо игровое кино, либо киноведение. В итоге я киновед.

А вообще тяжело было поступать? Как ты готовился?

Да, было очень тяжело. При этом ЕГЭ не особо учитывается, на момент моего поступления достаточно было набрать 65 баллов по литературе, а на какие-то факультеты и ещё меньше. Главное - творческий конкурс, от него всё зависело. Конкурс был большой, на моё отделение поступало 190 человек, прошло всего 18.

Я занимался полгода с репетитором, со сценаристкой, которая тоже закончила ВГИК. Занятия проходили онлайн. Она немного меня поднатаскала.

Первый конкурс у нас, на сколько я помню, была рецензия. Нам показали фильм — надо было написать рецензию. Было сразу понятно, кто умеет писать, отсеяли больше половины. Второй конкурс, честно говоря, я уже плохо помню. В третьем туре уже длительное общение с мастером — около 20 минут. Помню вопросы, которые он задавал. Тогда как раз вышел фильм «Движение вверх» (про баскетбол с Владимиром Машковым в главной роли), и многие критики как раз его не любили. И он спросил: какие тебе фильмы понравились и какие из последних я считаю выдающимися? Мне этот фильм понравился, и пришлось долго объяснять почему. Ему понравилось, что я взял неочевидный пример, потому что ребята брали в основном авторское кино, а я взял массовое.


Раз уж речь пошла о фильмах, какие из современных тебе нравятся?

Сейчас вышел очень хороший российский фильм, называется «Снегирь», режиссёр Борис Хлебников. Поначалу он кажется бессюжетным, но на самом деле это довольно глубокий фильм, где затрагивается тема отцов и детей. А во второй половине картины это уже фильм-катастрофа.

А из зарубежных?

Из последних, наверное, «Фабельманы» Стивена Спилберга — биографичный. В прошлом году выходил фильм с Брэдом Питтом, называется «Быстрее пули», хороший боевик, «Вавилон» Дэмьенн Шазелла, тоже с Брэдом Питтом.

Расскажи, сложно было учиться?

Да, особенно в начале. Первый год – это как раз-таки постоянная дрессировка в плане написания рецензий. Нам надо было постоянно писать. Ведь как устроен предмет истории отечественного кино? Вот есть история отечественного кино, есть история зарубежного кино, и эти предметы есть на всех факультетах, у нас на киноведении они длились все 5 лет обучения. Курс начинается с немого кинематографа, то есть аж с 1895 года! И всё это надо было не просто смотреть, а изучать — писать курсовые работы, рефераты.

Но учёба была интересной. Наш мастер Армен Медведев был председателем Госкино в 90-е годы, то есть ответственным за кинематограф в 90-е, да и во время перестройки. Благодаря ему выходили такие фильмы как «Асса», за ним было последнее слово: выпускать фильм, запускать его, класть на полку. Это самый настоящий мэтр отечественного кино, во ВГИКе он преподавал с 80-го года. Великий человек! Он застал знаменитый ВГИК оттепели. На год старше его учились Шукшин и Тарковский.


А ещё кого-то из известных людей ты там встречал?

Режиссуру у нас преподавал Юлий Файт. Не самый сегодня известный режиссер. Помните фильм «Пёс Алый»? Периодически приходили с лекциями и другие деятели кино. У нас проводились семинары современного отечественного фильма, устраивались показы. Мы сами их организовывали. Старались чтобы побольше людей пришло — продюсеры, актёры. Слушали Владимира Меньшова, Юрия Норштейна и многих других. У нас постоянно были открытые лекции.


Николай с режиссёром Павлом Лунгиным

Тема твоей дипломной работы?

Пиратский кинопрокат в современной российской действительности.

Ого! Интересно! Почему выбрал эту тему?

Я решил далеко не ходить и взять насущную тему на злобу дня. Потому что про Тарковского, например, всё уже написано-переписано… Я поинтересовался насчёт тем у своих одногруппников и понял, что в основном ребята пишут про прошлое, хотя у многих были довольно интересные темы. Но я решил взять актуальную тему — ещё и потому, что к тому моменту я уже работал в сфере кинопроката и в сфере организации кинофестивалей. И мне пока что интереснее заниматься не созданием, а распространением кинематографа, его продвижением и анализом в контексте истории.

В своей работе я как раз писал о том, как работает сегодня кинопрокат. Например, «Аватар» собрал почти миллиард рублей в неофициальном прокате. Кинотеатры массово не платят налоги, но государство закрывает на это глаза. В кулуарах до сих пор обсуждается закон о принудительном лицензировании, но наши производители против, потому что они считают, что тогда будет страдать отечественный киноконтент.


Николай с финским режиссёром Юхо Куосманеном

Какая у тебя теперь профессия?

Я киновед. Но дальше я планирую уйти в кинопрокат. Также В сентябре буду поступать в аспирантуру, надеюсь поступлю — это ещё 3 года учёбы. Моя профессия так и называется — киновед. Допустим, мой одногруппник и близкий товарищ работает редактором в «Марс-медиа» — это компания, которая производит кино. Он занимается тем, что ему присылают сценарии на почту, он их с группой из нескольких редакторов отбирает, смотрит. Если им нравится сценарий, они начинают работать с автором. Потом по этим сценариям снимается кино.

Ты сейчас где-то работаешь?

На постоянной основе нет. Рад предложениям. Сейчас, после выпуска из института я в свободном плавании. Правда, я всё время подрабатываю организатором разный фестивалей, кинофестивалей, форумов.

Нравится жить в Москве?

В Москве мне очень нравится. Всё-таки основная киноиндустрия — в столице. Но сейчас всё идет к развитию киноиндустрий в регионах. Там всё больше начинают снимать. Самара в этом плане пока что, к сожалению, уступает тому же Нижнему Новгороду, где сейчас есть «Горький fest» — один из самых популярных кинофестивалей. «Кинотавр» сейчас прекратил своё существование, и его нишу начали занимать другие кинофестивали.

А хотел бы ты в Самаре сделать какой-нибудь кинофестиваль?

На эту тему уже веду переговоры. Скорее всего, это будет этнофестиваль. В Самаре есть замечательный Парк дружбы народов — и вот на его территории было бы здорово организовать ежегодный фестиваль, посвящённый национальному кино.

Ты уже участвовал в каких-нибудь самарских проектах?

Прошлым летом я работал на форуме «IВолга», где я как раз занимался показом кинофильмов. Наша смена называлась «Мой народ». В рамках этой смены я устраивал кинопоказы: устроил показ якутского фильма «Вертолёт», пригласил оператора этого фильма. Позвал специалиста по татарскому кино — она провела большую лекцию. Позвал ещё несколько киноведов, которые рассказывали о национальном кинематографе.


Николай На форуме IВолга с кинокритиком Евгением Майзелем

Какие твои впечатления от фестиваля «Иволга»?

Мне понравилось, что там очень много молодежи, настроенной на получение информации. Туда реально приезжают настощие энтузиасты. Наша смена была межнациональная, она не зря называлась «Мой народ». Туда приехали ребята, которым было действительно интересно изучать культуру других народов.

А считаешь ли ты, что современные художественные фильмы должны нести некую идеологическую нагрузку?

Искусство ничего никому не должно. Имеет ли право государство диктовать свою линию? Имеет, если кино снимается на бюджет государства. Это логично. Если кино снимается не за государственные деньги, а государство вмешивается — это неправильно. Но есть отдельные случаи.

На твой взгляд, какие фильмы сейчас востребованы у людей?

Такие как «Чебурашка». Это показали сборы. Чем время тяжелее — тем больше запрос у зрителя на светлые истории. Происходит некий эскапизм — такое было и в 70-80-е. Помните, были популярны мюзиклы, мушкетеры и тд? Которые были далеки от русского культурного кода, но это нравилось зрителю. Что происходи сейчас? Мы возвращаемся к советской классике. Кризис оригинальных идей — и это большая мировая проблема. Берут за основу старый бренд и на нём зарабатывают — чисто продюсерская история. Старый сюжет можно снять талантливо, но если изначально, допустим, есть выбор, куда вложить деньги — оригинальный новый проект или известный бренд, выберут известный бренд.

Из последних сериалов что-нибудь порекомендуешь?

Из российских — «Большая секунда». Отличный сериал Виктора Шамирова, проект платформы «START». Несмотря на то, что достаточно малобюджетный, сериал вышел очень зрительским, смешным и трогательным.

«Нулевой пациент» — тоже хороший сериал. С Никитой Ефремовым в главной роли. С ним, кстати, недавно вышел ещё один отличный российский фильм «Здоровый человек». Про ведущего спортивных новостей, который вступается за девушку во дворе своего дома, а на следующий день он видит её труп. У него начинается переоценка ценностей, и он уходит в волонтерство. Фильм снят и написан Петром Тодоровским, сыном Валерия Тодоровского.

Что бы ты порекомендовал тем, кто хочет поступить во ВГИК? Что для этого нужно? Кроме как любить кино?

Снимать. Как правильно сказал режиссёр Годар, который проработал критиком несколько лет. Чтобы делать кино, достаточно снимать свободных людей

Планируешь ли ты остаться жить в Москве или вернёшься в Самару?

Планирую остаться в Москве. Но и здесь в Самаре с удовольствием буду организовывать интересные проекты.



Новости на Блoкнoт-Самара
СамараМы из СамарыВГИК
0
0