Общество,
11.02.2022 18:20
«Счастье до слёз»: как влюблённая пара из Самары помогает туристам подняться на Эльбрус
Путь к Эльбрусу несложен, но покорить его удаётся не каждому
Читайте также:
- Рассказываем, где в Самарской области можно обуздать силу ветра и как попасть в Жигулёвский лабиринт (20.12.2021 07:40)
- «Рай для спинингистов»: рассказываем, где в Самарской области пока ещё можно поймать рыбу (09.10.2021 08:45)
- «Она была прекрасным другом для всех»: коллеги поделились воспоминаниями о погибшей на Эльбрусе туристке из Тольятти (26.09.2021 09:16)
- Самарского альпиниста, который провалился в расщелину, эвакуировали с Эльбруса (08.06.2021 17:56)
Сегодня «Блокнот-Самара» расскажет историю Полины Чижовой, уроженки Самары, которая загорелась восхождением на Эльбрус.
История Полины началась с любви. Она увлекалась спортивным туризмом, как и её парень. Роман занимался ещё и альпинизмом. Они познакомились во время восхождения в 2018 году. Горы значили для Романа очень много. Поняв, что хочет быть там чаще, он решил работать гидом на Эльбрусе.
Тот год послужил катализатором. Многие туристы остались довольны, и тогда Роман решил организовывать восхождения самостоятельно.
Так выглядит поход на Эльбрус
«Сначала я обучалась в студенческом корпусе спасателей, занималась соцсетями и отвечала на вопросы потенциальных гостей. Потом взяла на себя часть вопросов по организации туров, и мы стали равноправными партнёрами бизнеса», – рассказала корреспонденту «Блокнот-Самара» Полина Чижова.
Но каково водить группу людей? И как происходит процесс отбора?
По словам Полины, крайне важно понимать, когда нужно остановить группу, а когда, наоборот, не стоит поддаваться панике и лучше продолжать процесс восхождения. Тут нужно доверять профессиональной интуиции, которая формируется с каждым новым восхождением.
Группа неспешно движется к вершине Эльбруса
Как правило, не стоит рисковать при определённой погоде:
«Если на горе буря такая, что сбивает с ног, нет видимости или идёт ливень с грозой – мы не рискуем жизнями. При подобной погоде ближе к вершине становится очень опасно, но чаще нам везёт и погода ясная», – рассказывает Полина.
Одна из проблем, возникающих у туристов, – это акклиматизация. Горной болезни не избежит практически никто, тем не менее проявляется она по-разному.
Восхождение на Эльбрус требует отличной физической формы
«Кто-то отделывается головокружением, у кого-то поболит голова, а у кого-то может быть тошнота и расстройство желудка. До отека легких и мозга слава Богу у нас в группах никогда не доходило, но такое тоже может произойти. Нужно быть очень внимательными, чтобы избежать осложнений», – такие проблемы с горной болезнью возникают у туристов, по словам Чижовой.
Но самое опасное – под влиянием горной болезни люди часто переоценивают свои силы.
«Им кажется, что они ещё способны бороться со своей усталостью и продолжать идти, но со стороны опытному глазу всегда видно, что происходит на самом деле. Человек может дойти до вершины, но спускать его оттуда придётся на себе и, возможно, просить о помощи кого-то из команды участников. А всё из-за того, что у человека отказывают ноги. Временно. Потом все снова приходит в норму».
Роман и Полина Чижовы решили основать совместное дело и водить туристов на Эльбрус. Автор фото: Алексей Жирухин
У пары есть опыт борьбы с подобными явлениями. В первую очередь это строгий отбор участников.
«Сейчас у нас есть тест на готовность. Перед восхождением мы просим скидывать трек забега на 10 км. Эту дистанцию нужно преодолеть за час. Только с южной стороны Эльбруса не сильно привязываемся ко времени, а если человек планирует идти с севера или востока, нужно попасть в лимит обязательно. Бег не панацея, но даёт нам представление об общей физической подготовке. Так мы понимаем, что у человека есть сила и выносливость», – рассказала Чижова.
Есть маршруты с более сложным рельефом. Они требуют более сложного отбора.
«Туда мы берём только с опытом восхождений на пятитысячники без использования канатных дорог и ратраков», – такова принципиальная позиция гидов Чижовых.
Для Романа Чижова горы значат очень много
Тем не менее, несмотря на все меры предосторожности, Полина уверяет, что Эльбрус – это несложная гора. Профессиональным альпинистам и альпинистам-разрядникам она не так интересна. На неё поднимаются, что называется, для галочки, либо из чисто эстетических соображений – побывать на высочайшей вершине России и Европы. Для восхождения на Эльбрус не нужны технические навыки и опыт в альпинизме. Всему необходимому пара учит на месте.
«Классический альпинизм – это чаще лазание по трудному скалистому и крутому рельефу с применением технического снаряжения. А Эльбрус – гора, где в сезон можно весь маршрут спокойно идти своими ногами», – рассказывает Полина.
Тем не менее, проблемы случаются. Так, «Блокнот-Самара» писал о туристке Анастасии Жегулиной, погибшей на Эльбрусе вместе с ещё двумя людьми. Тогда порывы ветра достигали 40–70 м/с, были сильные осадки в виде мокрого снега. Видимость составляла всего один метр. В таких сложных условиях работали спасатели.
Своих сложных случаев хватало и у Чижовых. Правда, все они заканчивались хорошо.
Окончание восхождения всегда наполнено эмоциями, флаг становится приятной мелочью, напоминающей о победе
«Около вершины Эльбруса налетел внезапный шквал ветра. У нас была женская группа (4 человека), их раскидало по разным частям предвершинного плато, как спичечные коробочки. Три женщины сильно перепугались, а четвёртая норовила добраться до вершины. Всё равно как, хоть ползком, так как встать не давали порывы сильнейшего ветра. Роме пришлось быстро достать верёвку (для подстраховки) и связать всех участниц «в связку», буквально стащить самую целеустремлённую вниз и начать спуск со всей группой», – рассказала Полина.
Усложняли ситуацию туман и нулевая видимость. Двигаться пришлось наощупь, местами по приборам. И это довольно частая ситуация при спуске с вершины.
«Этим и опасны горы. Не знаешь маршрут, нет спутниковой связи и навигатора, рискуешь потеряться в непогоду».
Эта ситуация научила ребят не брать в горы слишком целеустремлённых, которые стремятся добраться до вершины любой ценой.
«Таким не объяснишь, что можно, а что нельзя. Вот так в горах не послушают, отпустишь, грех на душу», – объясняет решение Полина.
Нужно быть готовым и к ночному восхождению на Эльбрус
Бывает, что спуск приходится делать и в менее экстремальных ситуациях, когда кажется, будто ничто не предвещает беды.
«Мужчина, несмотря на достаточный для стандартного человека период акклиматизации, не смог адаптироваться к высоте, начал кашлять кровью. Пришлось быстро спускаться вниз под вечер, чтобы не допустить значительного ухудшения ситуации (отёка легких)».
Некоторые сложности пока что возникают из-за недостаточного правового регулирования сферы альпинизма.
На пути к вершине Эльбруса
«Последнее время после ЧС в горах, повлёкших за собой гибель людей, на гидов и организаторов подают в суд по статье уголовного кодекса "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", но так как нет чётких рамок, что в горах правильно, а что нет, какие действия были верны, а какие ошибочны, то судебные процессы сильно затягиваются.
Думаю, что со временем такие нормы появятся, но пока наши рамки – это наша совесть. Мы ходим маленькими группами по 5-7 человек, с людьми, которые занимаются любительским спортом. Это даёт возможность передвигаться быстрее, быть мобильнее, а значит, быть немного защищённее.
Ответственность несут как организаторы, гиды, так и сами участники. Если коротко, то задача организаторов предоставить всё необходимое снаряжение, питание, решать другие организационные вопросы. Задача гидов правильно пользоваться снаряжением на маршруте, вовремя выявлять факторы риска, избегать самих рисков. Задача участников предоставлять верные сведения о своём здоровье, подчиняться решениям гида. Но это всё негласные правила, нормативной базы нет», – прокомментировала правовой аспект наша собеседница.
Путь к цели через туман
Тем не менее, несмотря на трудности, горы для Романа и Полины Чижовых стали вторым домом.
«Вот так уже мы три года живём большую часть времени в горах, катаемся по всей России и помогаем людям достигать мечты», – рассказывает Полина.
На их восхождения приезжает немало земляков из Самары. Ходить с ними в горы для Чижовой – особенная радость. Так, одним из путешественников стал блогер Алексей Жирухин, комментировавший наш текст о пяти лучших местах для зимнего отдыха в Самарской области. Его восхождение на Эльбрус довело до слёз.
Без палаток в горах никуда
«На вершине прошу сделать фото и с большим трудом вскидываю руки. Сильнейший ветер чуть ли не сбивает. Очень хочется плакать», – написал он в отзыве о своём путешествии на гору.
Были и другие отзывы от самарцев.
«Я благодарна, что смогла. Раз 10 хотела заплакать на перилах, не плакала только от того, что слезы бы замёрзли и лицо вместе с ними. Плакать хотелось наполовину от гордости, наполовину от изнеможения», – рассказала «Блокнот-Самара» Анастасия Артемьева, основатель школы плавания Big wave school.
Туристы на Эльбрусе оказываются выше облаков
«Последние сто метров до вершины я шёл со слезами на глазах. После 5100 метров дышал тяжело. Воздуха не хватало. В тексте передать ощущения не смогу. Это потрясающе», – рассказал Владимир Колганов, основатель сети пиццерий и суши-баров «Кусь-Кусь».
Ради таких эмоций путешественники и готовы забираться на Эльбрус, несмотря на риски.
Ранее «Блокнот-Самара» писал о самарских спортсменах, преодолевших перевал Самара (Сангдара) на горных хребтах Памира. Туристы провели в походе месяц. Высота, на которую они забрались, составляла более 5 тысяч метров.
Новости на Блoкнoт-Самара
История Полины началась с любви. Она увлекалась спортивным туризмом, как и её парень. Роман занимался ещё и альпинизмом. Они познакомились во время восхождения в 2018 году. Горы значили для Романа очень много. Поняв, что хочет быть там чаще, он решил работать гидом на Эльбрусе.
Тот год послужил катализатором. Многие туристы остались довольны, и тогда Роман решил организовывать восхождения самостоятельно.
Так выглядит поход на Эльбрус
«Сначала я обучалась в студенческом корпусе спасателей, занималась соцсетями и отвечала на вопросы потенциальных гостей. Потом взяла на себя часть вопросов по организации туров, и мы стали равноправными партнёрами бизнеса», – рассказала корреспонденту «Блокнот-Самара» Полина Чижова.
Но каково водить группу людей? И как происходит процесс отбора?
По словам Полины, крайне важно понимать, когда нужно остановить группу, а когда, наоборот, не стоит поддаваться панике и лучше продолжать процесс восхождения. Тут нужно доверять профессиональной интуиции, которая формируется с каждым новым восхождением.
Группа неспешно движется к вершине Эльбруса
Как правило, не стоит рисковать при определённой погоде:
«Если на горе буря такая, что сбивает с ног, нет видимости или идёт ливень с грозой – мы не рискуем жизнями. При подобной погоде ближе к вершине становится очень опасно, но чаще нам везёт и погода ясная», – рассказывает Полина.
Одна из проблем, возникающих у туристов, – это акклиматизация. Горной болезни не избежит практически никто, тем не менее проявляется она по-разному.
Восхождение на Эльбрус требует отличной физической формы
«Кто-то отделывается головокружением, у кого-то поболит голова, а у кого-то может быть тошнота и расстройство желудка. До отека легких и мозга слава Богу у нас в группах никогда не доходило, но такое тоже может произойти. Нужно быть очень внимательными, чтобы избежать осложнений», – такие проблемы с горной болезнью возникают у туристов, по словам Чижовой.
Но самое опасное – под влиянием горной болезни люди часто переоценивают свои силы.
«Им кажется, что они ещё способны бороться со своей усталостью и продолжать идти, но со стороны опытному глазу всегда видно, что происходит на самом деле. Человек может дойти до вершины, но спускать его оттуда придётся на себе и, возможно, просить о помощи кого-то из команды участников. А всё из-за того, что у человека отказывают ноги. Временно. Потом все снова приходит в норму».
Роман и Полина Чижовы решили основать совместное дело и водить туристов на Эльбрус. Автор фото: Алексей Жирухин
У пары есть опыт борьбы с подобными явлениями. В первую очередь это строгий отбор участников.
«Сейчас у нас есть тест на готовность. Перед восхождением мы просим скидывать трек забега на 10 км. Эту дистанцию нужно преодолеть за час. Только с южной стороны Эльбруса не сильно привязываемся ко времени, а если человек планирует идти с севера или востока, нужно попасть в лимит обязательно. Бег не панацея, но даёт нам представление об общей физической подготовке. Так мы понимаем, что у человека есть сила и выносливость», – рассказала Чижова.
Есть маршруты с более сложным рельефом. Они требуют более сложного отбора.
«Туда мы берём только с опытом восхождений на пятитысячники без использования канатных дорог и ратраков», – такова принципиальная позиция гидов Чижовых.
Для Романа Чижова горы значат очень много
Тем не менее, несмотря на все меры предосторожности, Полина уверяет, что Эльбрус – это несложная гора. Профессиональным альпинистам и альпинистам-разрядникам она не так интересна. На неё поднимаются, что называется, для галочки, либо из чисто эстетических соображений – побывать на высочайшей вершине России и Европы. Для восхождения на Эльбрус не нужны технические навыки и опыт в альпинизме. Всему необходимому пара учит на месте.
«Классический альпинизм – это чаще лазание по трудному скалистому и крутому рельефу с применением технического снаряжения. А Эльбрус – гора, где в сезон можно весь маршрут спокойно идти своими ногами», – рассказывает Полина.
Тем не менее, проблемы случаются. Так, «Блокнот-Самара» писал о туристке Анастасии Жегулиной, погибшей на Эльбрусе вместе с ещё двумя людьми. Тогда порывы ветра достигали 40–70 м/с, были сильные осадки в виде мокрого снега. Видимость составляла всего один метр. В таких сложных условиях работали спасатели.
Своих сложных случаев хватало и у Чижовых. Правда, все они заканчивались хорошо.
Окончание восхождения всегда наполнено эмоциями, флаг становится приятной мелочью, напоминающей о победе
«Около вершины Эльбруса налетел внезапный шквал ветра. У нас была женская группа (4 человека), их раскидало по разным частям предвершинного плато, как спичечные коробочки. Три женщины сильно перепугались, а четвёртая норовила добраться до вершины. Всё равно как, хоть ползком, так как встать не давали порывы сильнейшего ветра. Роме пришлось быстро достать верёвку (для подстраховки) и связать всех участниц «в связку», буквально стащить самую целеустремлённую вниз и начать спуск со всей группой», – рассказала Полина.
Усложняли ситуацию туман и нулевая видимость. Двигаться пришлось наощупь, местами по приборам. И это довольно частая ситуация при спуске с вершины.
«Этим и опасны горы. Не знаешь маршрут, нет спутниковой связи и навигатора, рискуешь потеряться в непогоду».
Эта ситуация научила ребят не брать в горы слишком целеустремлённых, которые стремятся добраться до вершины любой ценой.
«Таким не объяснишь, что можно, а что нельзя. Вот так в горах не послушают, отпустишь, грех на душу», – объясняет решение Полина.
Нужно быть готовым и к ночному восхождению на Эльбрус
Бывает, что спуск приходится делать и в менее экстремальных ситуациях, когда кажется, будто ничто не предвещает беды.
«Мужчина, несмотря на достаточный для стандартного человека период акклиматизации, не смог адаптироваться к высоте, начал кашлять кровью. Пришлось быстро спускаться вниз под вечер, чтобы не допустить значительного ухудшения ситуации (отёка легких)».
Некоторые сложности пока что возникают из-за недостаточного правового регулирования сферы альпинизма.
На пути к вершине Эльбруса
«Последнее время после ЧС в горах, повлёкших за собой гибель людей, на гидов и организаторов подают в суд по статье уголовного кодекса "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", но так как нет чётких рамок, что в горах правильно, а что нет, какие действия были верны, а какие ошибочны, то судебные процессы сильно затягиваются.
Думаю, что со временем такие нормы появятся, но пока наши рамки – это наша совесть. Мы ходим маленькими группами по 5-7 человек, с людьми, которые занимаются любительским спортом. Это даёт возможность передвигаться быстрее, быть мобильнее, а значит, быть немного защищённее.
Ответственность несут как организаторы, гиды, так и сами участники. Если коротко, то задача организаторов предоставить всё необходимое снаряжение, питание, решать другие организационные вопросы. Задача гидов правильно пользоваться снаряжением на маршруте, вовремя выявлять факторы риска, избегать самих рисков. Задача участников предоставлять верные сведения о своём здоровье, подчиняться решениям гида. Но это всё негласные правила, нормативной базы нет», – прокомментировала правовой аспект наша собеседница.
Путь к цели через туман
Тем не менее, несмотря на трудности, горы для Романа и Полины Чижовых стали вторым домом.
«Вот так уже мы три года живём большую часть времени в горах, катаемся по всей России и помогаем людям достигать мечты», – рассказывает Полина.
На их восхождения приезжает немало земляков из Самары. Ходить с ними в горы для Чижовой – особенная радость. Так, одним из путешественников стал блогер Алексей Жирухин, комментировавший наш текст о пяти лучших местах для зимнего отдыха в Самарской области. Его восхождение на Эльбрус довело до слёз.
Без палаток в горах никуда
«На вершине прошу сделать фото и с большим трудом вскидываю руки. Сильнейший ветер чуть ли не сбивает. Очень хочется плакать», – написал он в отзыве о своём путешествии на гору.
Были и другие отзывы от самарцев.
«Я благодарна, что смогла. Раз 10 хотела заплакать на перилах, не плакала только от того, что слезы бы замёрзли и лицо вместе с ними. Плакать хотелось наполовину от гордости, наполовину от изнеможения», – рассказала «Блокнот-Самара» Анастасия Артемьева, основатель школы плавания Big wave school.
Туристы на Эльбрусе оказываются выше облаков
«Последние сто метров до вершины я шёл со слезами на глазах. После 5100 метров дышал тяжело. Воздуха не хватало. В тексте передать ощущения не смогу. Это потрясающе», – рассказал Владимир Колганов, основатель сети пиццерий и суши-баров «Кусь-Кусь».
Ради таких эмоций путешественники и готовы забираться на Эльбрус, несмотря на риски.
Ранее «Блокнот-Самара» писал о самарских спортсменах, преодолевших перевал Самара (Сангдара) на горных хребтах Памира. Туристы провели в походе месяц. Высота, на которую они забрались, составляла более 5 тысяч метров.
Новости на Блoкнoт-Самара