Самара Пятница, 26 апреля

Прямые рельсы, робот-уборщик и wi-fi на остановках: трамвай в Самаре сделают более дружелюбным

12 февраля в Самаре отмечают День рождения трамвая – самого доступного и популярного у жителей вида транспорта. Администрация города, шагающая в ногу со временем, всеми силами пытается довести трамваи до современного уровня: закупает новые вагоны, планирует установить ровные рельсы, запустить на линию беспилотного робота и оснастить отдельные остановки беспроводным доступом в сеть, а также розетками для зарядки смартфонов.


Торжественное открытие движения электрического трамвая в Самаре 12 февраля 1915 года. Фото: Музей ТТУ. Журнал «Огонёк», 1915 г.

В феврале 1915 года в Самаре впервые вышел в рейс электрический трамвай. Ранее на линии работали так называемые конки – вагоны, приводимые в движение парой мощных лошадей. За несколько часов до пуска вагонов по рельсам высшее духовенство губернии отслужило молебны. Первыми пассажирами диковинного для дореволюционной Самары транспорта стали заместитель городского головы Василий Ушаков, епископ Самарский и Ставропольский Михаил, председатель трамвайной комиссии Сергей Постников. Вагоновожатым стал строитель трамвайной линии инженер-технолог Павел Суткевич. Он без происшествий провёл вагон от трампарка на Полевой до Алексеевской площади (сейчас площадь Революции). Приключения самарского трамвая начались гораздо позже.

Не зря глава Самары Елена Лапушкина в 2022-м году стала членом Госсовета при президенте РФ. Теперь её светлую голову посещают дельные мысли – например, о тотальной модернизации и обновлении трамвайного парка города. По информации «Блокнот-Самара» в 2023-м году госпожа градоначальница несколько раз инкогнито проехалась на трамваях по разным маршрутам. Оценила, как трясёт и качается вагон на кривых рельсах, как холодно в салоне при -25ºС, лично трогала кусок ДСП, закрывающий сквозную дыру в борту и с грустью созерцала испачканные черным графитом белые крыши трамвайного вагона. 

Чтобы заменить поврежденный кусок обшивки, взрослому мужчине - и даже без квалификации - нужно полчаса и минимум инструментов

Да, огорчили хозяйку Самары и проблемы с выходом в интернет: она не сразу смогла отправить фото и видео главе Трамвайно-троллейбусного управления Михаила Ефремову. Короче, впечатлений Лапушкина получила массу.

Иллюстрация: «Белкоммунмаш»

Визуализация нового трамвая. Пока без ИИ.

Как уверяют источники «Блокнот-Самара», в администрации города параллельно с закупками новых вагонов (за это чиновникам смело ставим «лайк» - 12 единиц, каждый вмещает в себя 150 пассажиров, сумма контракта 1,1 млрд рублей, сделку финансирует Сбербанк - Лизинг, сумма месячного платежа 12 млн рублей. Самая крупная закупка трамваев была в 2008 году при мэре Виктора Тархове, тогда Самара получила 43 единицы, еще несколько штук приобрели накануне Чемпионата мира по футболу) задумались о необходимости модернизировать рельсовый путь, по которому станут бегать новые трамваи.

Больше всего трамваев Самара получила при мэре Викторе Тархове и губернатора Николе Меркушкине. Фото:tvsamara.ru

Рельсы в Самаре хотят положить не только новые, но и прямые. Чтобы вагон не штормило из стороны в сторону, а пассажиры не чувствовали себя героями мультфильма про смешариков, летающих от стенки до стенки. Необходимость обновления рельсового пути, а также стрелок продиктована сильным износом рельсов и сходом с них трамваев. Такие случаи не редкость.

За последние пять лет для Самары куплены десятки новых трамваев и троллейбусов, но вся эта техника работает на старой, местами еще советской, инфраструктуре

Впрочем, не только износ металла создает предпосылки для возникновения аварийных ситуаций, но и грязь со снегом, лежащая на рельсах. Убирать ее планируют при помощи беспилотных трамваев.

Внутри самарский трамвай вполне комфортный, насколько таковой может быть техника 1984 года выпуска. Фото: Владислав Зайцев

По слухам, в качестве базы возьмут вагоны, прослужившие 30 и более лет. Их укоротят до 2-3-х метров, добавят гусеничный движитель для объезда препятствий. Срежут крышу, добавят камер кругового обзора и модуль искусственного интеллекта. Оснастят мощным аккумулятором российской разработки от не пошедшего в серийное производство электромобиля Zetta. Поставят вращающиеся щетки, а при необходимости снежный отвал. Которым можно будет сдвигать в сторону автомобили бестолковых самарцев, решивших объехать пробку по трамвайным путям. 


Самарский трамвай-беспилотник будет похож на чешский. Фото:koobas.ru

Студенты авиационного и технического ВУЗов в инициативном порядке разрабатывают вариант с установкой на беспилотный трамвай небольшого реактивного двигателя. Он может пригодиться для сдувания с рельсов не только снега, но и тех, кто там застрял.

Самарские водители очень нетерпеливые и самоуверенные. Фото:areasam.ru

На время, пока беспилотный трамвай прокладывает путь для обычного вагона, ожидающего его подхода, пассажиры также не будут томиться от безделья. По планам, озвученным Еленой Лапушкиной в узком кругу доверенных лиц, все крупные остановки города, особенно в районе ВУЗов и студенческого кампуса на стадионе «Самара-Арена», будут оснащены розетками и разъемами для зарядки смартфонов (электромобили тоже могут использовать сервис), а также выйти в сеть через бесплатный wi-fi. 

За основу современных трамвайных остановок могут взять читинский проект. Фото:zab.ru

Чиновники полагают, что создав дополнительный сервис, они смогут снизить накал эмоций в социальных сетях от недовольных пассажиров, ожидающих трамвай, и комментарии в ВК будут не столько оскорбительными.

Кривые рельсы, это только в Самаре?

Идеи, предложенные главой Самары Еленой Лапушкиной, очень актуальны. Трамваем пользуются свыше 250 тысяч человек – это примерно 1/4 часть жителей города. А с учетом туристов, оккупирующих летом столицу губернии, то и все 300 тысяч пассажиров. И если театр начинается с вешалки, то Самара начинается с трамвая, в котором зимой и летом уютно, а выходить не хочется.

Море позитива от ТТУ Самара. Фото:volga.news

Да, говорят ещё по секрету, есть у городских властей мысль картины местных художников в салонах трамваев вешать – это в пику инициативе депутата Госдумы Александра Хинштейна превратить отдельные железнодорожные вагоны в картинную галерею.

Картины самарских художников вывесят в салонах трамваев. Фото:drugoigorod.ru

За кадром остается главный вопрос: а сколько это всё стоит и кто оплатит? Но это уже мелочи. Главное, что в администрации города есть желание изменить жизнь в Самаре к лучшему.

Новости на Блoкнoт-Самара
самаратрамвайлапушкинаобщественный транспорт
0
0