Самара Воскресенье, 06 октября
Общество, сегодня, 09:15

«Инфантилизация подрастающего поколения» и другие сложности: так ли страшны квадроберы, как их малюют?

Наверное, уже все видели на улице, в парках и скверах детей и подростков в масках животных, в перчатках «лапками» и с пушистыми хвостиками. Движение квадроберов становится всё популярнее.

Квадроберы имитируют жизнь животных, их движения и повадки – прячутся в кустах, бегают по лужам, трутся спиной о землю. Сам термин «квадробика» происходит от латинского слова quattuor – «четыре» и английского aerobics – «аэробика». 

Видео квадроберов из разных стран стали очень быстро набирать популярность в соцсетях и постепенно это увлечение переросло в субкультуру. И уже спровоцировало несколько скандалов.

Так, например, певица Мия Бойка на своём концерте обидела девочку-квадробера и получила волну негатива в свой адрес. Многие знаменитости заступились за девочку, кто-то поддержал певицу, но в итоге извиняться Бойка отказалась.

К теме квадроберов подключились и законодатели (других проблем у них, конечно же, нет): депутаты Госдумы то и дело призывают запретить квадробинг, а родителей детей-квадроберов привлекать к ответственности и даже лишать родительских прав.

Пока общественники бьют тревогу, разберёмся, так ли страшны квадроберы, как их малюют? Так ли плохо притворяться кошечкой или собачкой и влияет ли это негативно на психику детей?

Мы поговорили об этом с детским и подростковым психологом Юлией Жиляковой и с мамой ребёнка-квадробера, педагогом, пожелавшей остаться анонимом.

Детский и подростковый психолог Юлия Жилякова
Детский и подростковый психолог Юлия Жилякова

«Само по себе увлечение «квадробика» с её акцентом на двигательную активность и подражание движениям животным вполне безобидно. Надо сказать, что субкультуры в подростковой среде существовали всегда. Это вполне объяснимый процесс, когда подросток, с одной стороны, хочет быть не таким как все, а с другой – испытывает острую потребность в принадлежности к группе «своих». Вот и здесь – специальные «костюмы», характерные поведенческие особенности, ритуалы – всё способствует этой групповой идентификации», – замечает Юлия Жилякова.

С ней согласна и мама квадробера:

«Субкультуры всегда были неотъемлемой частью жизни подростков и даже частью их взросления. И никто от этого ещё не пострадал и не умер. Я считаю, что с квадроберами раздули из мухи слона на ровном месте. Накинулись на детей, которые просто играют и не делают никому ничего плохого».

Юлия Жилякова назвала негативную сторону поведения подростков: 

«Если такое увлечение обретает социально неприемлемые формы, то это уже может стать проблемой. Агрессивное поведение квадроберов, уподобление животным в своих крайних проявлениях, потеря самоидентификации – это опасность, которую несёт за собой данная субкультура».

«Да, все видят опасность в каких-то крайностях, когда дети кидаются на прохожих лают или едят корм из мисок. Но надо признать, что это всё-таки крайне редко встречается, и плюс ко всему это не имеет отношения к квадробингу как таковому – это то же самое, что в каждом классе, например, есть хулиганы, или есть такие подростки, которые любят эпатировать, любят выражаться в крайностях», – считает мама квадробера. 

Она рассказала, с какими трудностями её детям и ей пришлось столкнуться:

«Однажды дочь и племянница (им 10 и 11 лет) пришли с прогулки расстроенные, дочь начала плакать. Я сразу поняла в чём дело. Она рассказала, что во дворе их начали обзывать трое других подростков. Те ребята кричали, что у квадроберов нет мозгов и что жаль, что на них не упал холодильник. Вот я считаю, что здесь помощь психолога нужна явно не моему ребёнку, а тем, кто говорит такое другим детям, а также и родителям этих детей, которые, судя по всему, вселяют детям ненависть к другим, ещё и в такой «креативной» форме – про холодильник. Я пошла во двор разбираться и совершенно спокойно объяснила тем подросткам, что им никто не давал право оскорблять дургих, и что если кто-то не такой, как они – это не повод для оскорблений».

Психолог даёт рекомендации, как вести себя родителям квадроберов:

«Как же вести себя родителям детей-квадроберов? Важно поговорить со своим ребёнком, выслушать, расспросить, почему ему нравится этим заниматься. Пообщайтесь на тему того, что его привлекает в этом хобби? Постарайтесь понять его и осознать, какие потребности он закрывает этим увлечением. Может, это потребность в общении, или так он расслабляется, или ему нравится сам процесс вживания в образ… 

Если ребёнок воспринимает своё увлечение как игру, если чётко видит грань между нарушением границ других людей и самовыражением, то не стоит как-то заострять на этом внимание. Другое дело, если подросток, переодетый в кошку, например, кусает прохожих или ест специализированную для животных еду. Когда невинное, милое увлечение наносит вред здоровью ребёнка и несёт опасность для окружающих, когда ребёнок идентифицирует себя с животным, не разделяя этот образ с образом личного «я», тогда стоит бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту».

Юлия Жилякова выделила и ещё один интересный момент в этом явлении – более массовый – инфантилизация. Это с одной стороны. А с другой – детям нужно давать больше пространства и возможностей для игры:

«Как психологу мне грустно осознавать тенденцию к инфантилизации подрастающего поколения. Ведь, по сути, такого рода переодевания, игры в «кошечек» и «лисичек» – это то, что дети должны пережить в дошкольном возрасте. 

Может, нам стоит задуматься над этим и начать осознано включать в детский досуг свободную игровую деятельность, а не обучающие методики и развивающие занятия, а также снизить уровень опеки и контроля?». 

Мама квадробера согласна с психологом:

«Как педагог и мама квадробера, я бы добавила, что детей сейчас грузят всем подряд начиная с 4-5 лет (если не раньше) – какие-то «развивашки», по сути, бесполезные, с 6 лет – уже начинается подготовка к школе, то есть по сути – уроки, когда ребёнок должен сидеть за партой, учиться писать и читать. Но какой в этом смысл? Ведь всё равно, ребёнок приходит в школу и начинает учиться, получать знания. А между тем, по утверждению психологов (например, таких заслуженных, как Юлия Гиппенрейтер, – до 7 лет (или даже есть точка зрения, что до 10 лет) ребёнок должен только играть, и это в приоритете его развития. И только постепенно – добавляется обучение. Вот дайте детям спокойно поиграть. Всё остальное они успеют потом, для всего остального у них ещё впереди целая жизнь, а поиграть можно только в детстве».

Ранее мы рассказывали про другую субкультуру – «паучков». А психолог рассказала, что делать, если ребёнок столкнулся с травлей.

Новости на Блoкнoт-Самара
квадроберыквадробингпсихологпсихологиясубкультурадетиподростки
0
0