Вокзал, ГудОк и кладбища: чем известен Железнодорожный район Самары
Фото:kbsh.rzd.ru
Читайте также:
- Куйбышевская железная дорога отменила антиковидные меры в дальних поездах (21.03.2022 16:33)
- Куйбышевская железная дорога вернула пассажирам более 3,6 тысячи забытых вещей (11.02.2022 15:43)
- «Ласточки» и ретропоезда: железная дорога стремится в будущее и обещает новые встречи (25.11.2021 17:06)
Железнодорожный район Самары напоминает уездный город N из «12 стульев» Ильфа и Петрова. Именно сюда через красивый железнодорожный вокзал попадает основная масса туристов. И именно тут на престижном Городском кладбище мечтает быть похоронен каждый самарец. В промежутке между рождением и кончиной жители района наслаждаются свежим воздухом в парке Щорса, гуляют по самому красивому ТЦ «ГудОк», занимаются спортом на стадионе «Локомотив» и стоят в пробке на Южном мосту. «Блокнот Самара» расскажет отдельные истории из жизни Железнодорожного района.
Каким видит Железнодорожный район администрация Самары.
11 декабря 1970 года Президиума Верховного Совета РСФСР подписал указ «Об образовании Железнодорожного района в городе Куйбышеве Куйбышевской области». С этой даты идет отсчет жизни и деятельности района. Железнодорожный район расположен в самом центре города Самары, на стыке старого и нового города и сочетает в себе наследие прошлого и динамизм современного промышленного мегаполиса.
Железнодорожный район – это молодой и динамично развивающийся район, имеющий большой потенциал и широкие перспективы. В настоящее время на территории района расположено: 17 крупных и средних предприятий различных форм деятельности, 11 учреждений здравоохранения, 50 образовательных учреждений, 12 учреждений культуры, 4 учреждения спорта. Железнодорожный район поделен на 8 микрорайонов в каждом из которых создан Совет ТОС. Железнодорожный район, по праву называют «воротами города», имея в виду современный комплекс железнодорожного вокзала. Каждый приезжающий в наш город, в первую очередь, знакомится с Железнодорожным районом, и часто впечатления от Самары складываются именно из этих первых минут пребывания. Покидающих Самару, последним провожает тоже Железнодорожный район.
Жители района — самое большое его достояние. Это люди самых разных национальностей, возрастов и профессий - творческие, трудолюбивые и неравнодушные, горячо любящие свой район и отдающие свои силы, знания, опыт, талант и время на его развитие, благоустройство и процветание.
Протяженность границ Железнодорожного района составляет 19,4 км. Территория района составляет- 1706 га. В районе пролегают- 209 улиц. В состав района входят пос. Толевый, пос. им.Шмидта. Граничит на западе с Самарским и Ленинским районами, на севере с Октябрьским районом, на востоке с Советским районом, с юга ограничен рекой Самара.
В конце 90-х вокзал станции "Самара" считался лучшим в Европе
Самые популярные ворота Самары, через которые жители и многочисленные гости города попадают в столицу губернии, – железнодорожный вокзал. И сразу же погружаются в легенду, не старую, а современную, ей всего лишь 25 лет. Мало кто знает, что монументальное здание вокзала – это только кусок, так называемая «первая очередь» от еще большего архитектурного монстра, который планировали построить в конце 90-х годов. Возводила вокзал станции Самара тогда ещё малоизвестная компания «Волгатрансстрой» Вячеслава Сонина.
Глава ВТС Вячеслав Сонин обласкан всеми губернаторами
Это сейчас про заслуженного строителя каждый день пишут в интернете, а в конце 90-х бизнесмен был молод, тих и не заметен. Работал тогда Сонин под руководством очень уважаемого российского бизнесмена и мецената Игоря Найвальта – он, кстати, тоже родом из Самары.
Игорь Найвальт (слева) вывел в люди и сделал богатыми массу бизнесменов
Первую часть вокзала построили довольно быстро, а вот со второй возникли проблемы. Бывший тогда губернатором Константин Титов и ряд близких к нему бизнесменов из 90-х задумали поучаствовать в стройке и рассчитывали на солидный пай в проекте. Но получили категоричный отказ от Игоря Найвальта – делиться доходами он не хотел, да и партнеры были такие, что могли сделать что угодно.
Партнеры губернатора Константина Титова могли видели в станции "Самара" светлое будущее и прибыль
Впрочем, согласно городской легенде вторую часть вокзала хотели строить на территории Всесвятского кладбища. А место это непростое, и аура там соответствующая. Кладбище ликвидировали в середине 1920-х годов, а одноимённую церковь большевики взорвали, причем не с первого раза. На его месте построили завод «Волгокабель», заложили парк Щорса, построили жилые дома и административные здания. И всё было нормально.. пока бывшее кладбище не раскопали заново, а люди не занялись осквернением могил.
Надгробия вынутые рабочими из земли перевезли в Иверский монастырь
В советское время при прокладке инженерных коммуникаций детвора с интересом лазила по старинным памятникам, которые вынимали из грунта, и носилась по подворотням с черепами самарцев, умерших ещё до революции. Люди постарше не гнушались добычей золота с останков, предметов церковной утвари и прочего антиквариата. Ничем хорошим это не заканчивалось. На искателей кладов обрушивались стены траншей. Они застревали в гробах, зацепившись ногой за чью-то челюсть или ребро. Доходило и до более страшных историй: недалеко от администрации Железнодорожного района при проведении земляных работ строители раскопали могилу невесты. Девушка скончалась в конце 19-го века. Гроб не истлел, а покойная была в весьма неплохом состоянии. Едва строитель попытался снять золотой крестик с ее груди, как гроб с невестой провалился на пару метров вниз. Незадачливого строителя спасли коллеги и собственная прыть. Он, как та корова из фильма «Особенности национальной охоты», расставив руки и ноги, упёрся в стенки могилы.
Да, кстати, 6-ой кассационный суд, вокруг которого раз за разом возникают скандалы, также стоит на территории кладбища. Выводы делайте сами.
За разорителями могил уже с 70-х годов охотились местные бандиты. В методах они не стеснялись – утюг на живот и паяльник со спины давал нужный результат. В итоге строители находили захоронения, где на гробу усопшего в 19 веке лежал покойник советского времени, а сверху венчал конструкцию незадачливый кладоискатель начала 90-х. Было и такое.
Напротив вокзала возвышается монументальное здание управления Куйбышевской железной дороги, а между ними на Комсомольской площади установлен настоящий паровоз. Железная дорога – структура во все времена военизированная. Согласно городским легендам (никем не подтверждённым, но и не опровергнутым) под зданием управления, его построили в конце 20-х годов, есть бункер с выходом в поселок Шмидта, он же поселок Запанской, а также проложен коридор, ведущий в здание бывшего обкома партии в район площади Куйбышева. Сейчас там находится институт культуры, а рядом с ним Бункер Сталина. Всё сделано в духе тех времён. А вот паровоз поставили обычный: «рабочая лошадка» послевоенного СССР серии «Л», в миру «Лебедянка». Почти 50 лет он работал на Куйбышевской железной дороге и вместо безжалостной переплавки на гвозди стал уважаемым памятником.
Локомотив пришел на станцию "Самара" своим ходом
Рядом, около стадиона «Локомотив» (до 2016 года он принадлежал Куйбышевской железной дороге) стоит еще один «Л», но уже с собственным именем «Победа».
Л- стадион "Локомотив", локомотив серии Л, "Лебедянка"
К 100-летию Великой Победы на Комсомольской площади власти планируют установить настоящий бронепоезд.
Выбивается их железнодорожной тематики памятник самому обаятельному в СССР угонщику автомобилей Юрию Деточкину. С 2012-го года он встречает гостей города и с улыбкой смотрит на самарцев на самом краю Комсомольской площади. Памятник пользуется бешеной популярностью у жителей и туристов: создатель образа Деточкина, великий российский и советский кинорежиссер и сценарист Эльдар Рязанов родом из Самары. Памятник поставили на 85-летие прославленного земляка. Впрочем, сами самарцы шутят по поводу Деточкина: в Самаре люди добрые – не убьют, а вот обмануть могут.
Всякий приезжий, отъехав от вокзала и памятника Юрию Деточкину, едет прямо по ул. Спортивная, либо поворачивает направо или влево на ул. Красноармейская. В первом случае путь пролегает мимо стадиона «Локомотив», бывшего Хлебозавода №9, парка им. Щорса (там была настоящая детская железная дорога) и упирается в самый популярный в советское время торговый центр ЦУМ «Самара». И этот ТЦ – настоящая капсула времени. Там ничего не поменялось с конца 80-х годов.
Ул. Спортивная переходит в ул. Чернореченская, на которой находится легендарный кинотеатр «Россия». В начале 2000-х годов там собиралась отдельная категория граждан, отрицающая классические семейные ценности, потом «Россию» вообще закрыли.
Очистил "Россию" от скверны перестроечных времён депутат Госдумы Александр Хинштейн. С его помощью администрация Самары получила 600 млн рублей на реставрацию здания, и теперь тут будет молодёжный театр.
Повернув направо от здания вокзала, сразу же утыкаешься в самый красивый торговый центр города «ГудОк». Чёрная махина из стекла и бетона возвышается над домами постройки 50-70-х годов. При всей современности «Гудка», его тоже зацепила мистика кладбища. Торговый центр построен на территории обанкротившегося ОАО «Волгакабель», а завод, в свою очередь, занимал территорию Всесвятского кладбища. И памятники в буквальном смысле слова были основанием завода. Строивший ТЦ девелопер Виктор Сурков определил с подрядчиками условия работы. В частности, если находят человеческие останки, их следует обязательно перезахоронить с соблюдением всех правил. Однако всё пошло не по плану. То ли подрядчик попался вороватый, то ли ещё что-то, но останки древних самарцев стали вывозить на берег реки Самара, а то и вовсе на помойку. Души покойных, чей сон был потревожен бесцеремонным обращением, возмутились и материализовались в скандал. Всё успокоилось после того как останки были собраны и преданы земле на одном из городских кладбищ, а православный батюшка провел соответствующую службу.
Пронизан духом истории и стадион «Локомотив», сейчас его правильно называть спортивный комплекс. Именно на нём был создан любимый многими поколениями самарцев футбольный клуб «Крылья Советов» (они играли на стадионе до 1952-го года). Пик популярности стадиона пришелся на 40-70-е года прошлого столетия.
На футбол тогда приходило порядка 10-ти тысяч болельщиков, а после расширения стадиона и все 20 тысяч. Были и любительские матчи. Футбольная команда самарских журналистов играла с актёрами театра и кино Александром Абдуловым, Олегом Янковским, Николаем Караченцевым и Евгением Леоновым.
Сегодня, судя по количеству автомобилей, припаркованных около стадиона, а также жестоким пробкам, спортивный комплекс продолжает пользоваться популярностью у горожан.
Продолжение следует…
Новости на Блoкнoт-Самара