В преддверии локдауна: детские психологи рассказали, чем опасен и чем полезен этот период для ребёнка
Детские психологи дали рекомендации, как безболезненно пережить локдаун. Фото: Юрий Стрелец
Читайте также:
- «Родители становятся репетиторами»: в школах Самары и Тольятти началась дистанционка (06.10.2021 09:28)
- «Учебный процесс не сводится только к сдаче к ЕГЭ»: учителя рассказали о последствиях дистанционки (30.09.2021 07:45)
- «Получим толпу не сориентированной в жизни молодёжи»: дистанционка возвращается (26.09.2021 16:00)
В Самарской области, как и по всей России, началась подготовка к новой волне эпидемии коронавируса. На этот раз она будет связана со штаммом «омикрон», который уже появился и в нашем регионе. По прогнозам экспертов, новая волна охватит Самарскую область через 2–3 недели. А это чревато новым локдауном.
Есть вероятность, что школы снова частично или полностью будут переходить на дистанционку. «Блокнот-Самара» подготовил рекомендации детских психологов из Самары, как безболезненно и спокойно пережить это непростое время, когда детям приходится сидеть дома в заточении.
«Дефицит общения в первую очередь влияет на социальное развитие ребёнка. Социальное развитие ребёнка – процесс «впитывания» определённых ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник развития – общение. В процессе общения ребёнок учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других», – рассказывает детский психолог Евгения Подолько.
Задача родителей – помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям жизни
По её словам, в общении со сверстниками ребёнок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные. Отсутствие взаимодействия со сверстниками может негативно повлиять на то, как в будущем ребёнок будет чувствовать себя в обществе. Находясь «в заточении», ребёнок может не только вырасти ограниченным в социальных навыках, но и приобрести проблемы с психикой в долгосрочной перспективе.
Детский психолог Евгения Подолько
Экстраверты и интроверты в локдауне
Как рассказала детский и подростковый психолог Юлия Жилякова, локдаун, как ни парадоксально, вреден больше интровертам.
«Действительно, изоляция, отсутствие возможности общаться с друзьями, одноклассниками отрицательно влияет на развитие, социализацию ребёнка.
Получается так, что для интровертов, замкнутых детей находиться дома очень комфортно. При этом очень легко и просто утрачиваются те коммуникативные навыки, которые были наработаны в период посещения школы, взаимодействия с окружающими. И выход из локдауна после длительного перерыва – это большой стресс для такого ребёнка», – говорит Юлия Жилякова.
Конечно же, и для общительного ребёнка находиться в изоляции – очень тяжёлое испытание.
«Живое общение со сверстниками, обмен энергией, тактильный контакт, поддержка, эмоциональная разрядка – это то, чего лишены дети, находящиеся на локдауне. И, конечно, всё это ложится тяжёлой нагрузкой на психику ребёнка», – добавила Юлия Жилякова.
Детский и подростковый психолог Юлия Жилякова
Общаемся, играем, соблюдаем режим
Каким образом лучше всего организовать досуг в период локдауна, рассказала детский психолог Юлия Голякова.
«Прежде всего, взрослые должны постараться организовать свой день так, чтобы как можно меньше распорядок дня ребёнка дома отличался от распорядка дня в детском саду или в начальной школе. Обсудите с ребёнком распорядок дня, включая занятия, игры совместные и индивидуальные, обязанности по дому. Тем самым у взрослых будет время и для себя, и для ребёнка», – рекомендует Юлия Голякова.
С точки зрения общения родителей и детей и объединения семьи локдаун может быть даже полезен.
«Такой нерадостный период, как локдаун, может стать хорошим поводом узнать друг друга лучше, сблизиться, построить более доверительные отношения в семье», – отмечает Юлия Жилякова.
С ней согласна коллега Юлия Голякова: «Хорошо сплачивают семью настольные игры, можно придумать самим игру. Главное в совместных занятиях – соблюдать уважение друг к другу, не критиковать, не сравнивать с другими детьми. Если что-то не получается, то поддерживать ребенка».
Детский психолог Юлия Голякова
Она привела примеры совместного с детьми времяпрепровождения дома: «С помощью подручных средств можно провести с ребёнком научные эксперименты: сделать лаву из соли, воды и растительного масла, вырастить кристаллы из соли. Это подходящее время, чтобы научиться играть в шахматы, шашки. Если ребёнок умеет – то обсудить стратегии, устроить соревнования. Можно предложить сделать альбом с наклейками, разобрать старые фотографии. Попробовать вместе нарисовать автопортрет, используя фломастеры, мелки, карандаши. Можно усложнить задачу, использовать нестандартные материалы: конфеты, пуговицы, макароны. Сделать дневник наблюдений за погодой. Можно вместе придумывать сказки и сделать книжку».
Локдаун – хорошая возможность совместно с ребёнком заниматься творчеством
Простое общение с детьми, на которое часто у родителей не хватает времени, также очень полезно.
«Дети любят задушевные беседы со взрослыми, любят, когда мама и папа вспоминают свое детство», – добавила Юлия Голякова.
На важный аспект общения с детьми обратила внимание Евгения Подолько: «Научитесь слушать своего ребёнка. Умение слушать – один из навыков, через который мы получаем все, что имеем в жизни».
«Основной момент – это искреннее желание родителей уделить ребёнку время. Важно, чтобы и взрослым, и детям нравилось то, чем они занимаются, как наполняют свой досуг», – заключает Юлия Жилякова.
Для общительного ребёнка находиться в изоляции – очень тяжёлое испытание, для интроверты выход из изоляции оказывается большим стрессом
Снижаем зависимость от гаджетов
Конечно, без гаджетов уже, наверное, не растёт ни один ребёнок. Но взрослым следует контролировать и время, проведённое в гаджетах, и контент.
«Следует обговорить время, сколько ребенок будет играть. Детям дошкольного возраста 30 минут утром и вечером. Младшим школьникам 45 минут утром и вечером», – советует Юлия Голякова.
Чтобы не развивать зависимость от гаджетов, родители должны в первую очередь сами интересоваться чем-то другим и личным примером показывать ребёнку, что реальная жизнь не менее интересна и разнообразна, чем компьютерные игры.
«Для детей очень важен личный пример! Прежде всего личным примером должны быть родители (совместные прогулки, спортивные игры, активный отдых, совместные развивающие игры)», – говорит Евгения Подолько.
Для детей главное – любовь и поддержка родителей
С ней согласна Юлия Жилякова: «Снизить зависимость от гаджетов в первую очередь поможет демонстрация ребёнку альтернативного времяпрепровождения. Когда у ребёнка организован досуг, когда он увлечён чем-то, когда есть возможность проводить время с друзьями на улице - время на гаджеты остаётся меньше.
Второй момент – это пример родителей. Если ребёнок постоянно видит своих маму и папу с телефонами в руках, то автоматически считает это допустимым и для себя. И требовать от ребёнка того, с чем сами справиться не можем, - достаточно бессмысленная затея. Важный момент - договориться с ребёнком о том, какое количество времени максимум он может проводить в гаджетах. И последовательно следить за выполнением этих условий».
В целом, по словам Юлии Голяковой, задача родителей – помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям жизни.
«Объяснить, что это всё временно, что вся семья вместе и вы поддерживаете друг друга. Пообщаться с друзьями и родственниками можно по скайпу, можно предложить написать письмо другу, сделать собственными руками ему подарок. Главное для ребёнка – это понимание и любовь родителей», – заключает Юлия Голякова.
Новости на Блoкнoт-Самара