«Учебный процесс не сводится только к сдаче к ЕГЭ»: учителя рассказали о последствиях дистанционки
По словам учителей, последствия дистанционного обучения они ликвидировали долго и трудно – первая половина прошлого года ушла на то, чтобы выровнять учебную ситуацию. Фото: Юрий Стрелец
Дистанционное обучение школьников перестало быть просто темой для обсуждения. Это новая реальность, которая прочно входит в нашу жизнь, и с ней, похоже, придётся смириться. Как родителям, так и педагогам. В Самаре уже закрыты 164 класса в 69 школах в связи с заболеваемостью коронавирусом. 89 классов в 28 самарских школах закрыты на карантин из-за ОРВИ. Всего на карантин закрыто 253 класса в 83 школах.
Ранее «Блокнот-Самара» опрашивал родителей школьников об их отношении к дистанционному обучению. Пора дать слово учителям школ и преподавателям ВУЗов. Большинство комментариев редакция получила анонимно, так как система традиционно оказывает на педагогов огромное давление.
С одной стороны, перевод на дистанционку вызывает недоумение и непонимание. «Массовый перевод абсолютно всех учеников на удалёнку на фоне коронавируса – бессмысленный», – поделилась своим мнением заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы одной из школ Самарской области Ирина Леонтьева (имя и фамилия изменены).
«Даже если вывести всех детей из школ, всё это теряет смысл при отсутствии в населённом пункте локдауна. Да, дети не в школе, но они вечером идут гулять все вместе, и ни про какие санитайзеры и маски они не думают. Отчего тогда будет эффект?» – добавляет Ирина.
Пример расписания занятий на дистанте
С другой стороны, преподаватель одного из самарских ВУЗов Сергей (имя изменено) высказал мнение, что вопрос нужно рассматривать и с точки зрения здоровья учителей. «Я не могу быть против дистанта. Постоянные контакты с большим количеством очень разных людей вкупе с безалаберностью многих детей, родителей и некоторых коллег ставит под угрозу здоровье наших уважаемых педагогов. В одном только 2020 году некоторые знакомые мне учителя не просто переболели COVID-19, а заражались по два раза», – рассказал Сергей.
При этом он подчёркивает, что дистанционную работу с детьми нужно ещё правильно выстроить: «Думать нужно не только о рейтингах и отчётности, но и о здоровье своих сотрудников и студентов».
Учитель одной из самарских школ Алёна Давыдова резко высказалась против дистанта: «Учитель – не справочник по предмету. Его задача - не пересказывать параграфы, которые ученики могут прочитать и без него. И даже не создавать суперкреативные презентации по очередной теме. Задача учителя – открыть для ребенка целый мир и научить в этом мире жить. Мы же не учим дистанционно играть в баскетбол, петь хором. Дистанционно можно научить только жить в виртуальном мире».
Ирина Леонтьева добавила, что удалёнка не сохраняет особенностей традиционного обучения. «Такое возможно только при индивидуальном преподавании и занятиях в мини-группах в частной школе, – поэтому Леонтьева выступает против массового перевода школ на дистант. – Если мы говорим о массовой школе, где в классах в среднем по двадцать семь человек, это абсолютно невозможная ситуация».
При этом негативное влияние дистанта уже проявилось. «Последствия дистанционного обучения в нашей школе учителя ликвидировали долго и трудно. Во всех классах. Первая половина прошлого года ушла на то, чтобы выровнять учебную ситуацию. Чем младше был класс, тем большие были потери», – рассказала Алёна Давыдова. По её наблюдениям, в лучшем положении были те дети, которых родители вывезли на природу, в деревню, и забыли про учебу: «Они хотя бы успели соскучиться по учёбе, с остальными же ситуация была обратной».
Примеры проверки диктантов на дистанте
От последствий дистанта пострадали не только ученики школ, но и студенты ВУЗов. «К сожалению, пандемия затянулась, и мы начинаем пожинать первые плоды дистанционного обучения. Многие преподаватели отмечают, что у студентов, месяцами сидевших на дистанте и внезапно выпущенных на занятия, не развито самое главное, что приобретает молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, – социальные навыки», – отметил Сергей, преподаватель одного из самарских ВУЗов.
«Студенты не просто не могут внятно ответить на вопрос преподавателя - многие боятся этого. К своему ужасу, я встретил группу второкурсников, которые почти не были знакомы друг с другом», – добавил он.
По словам Ирины Леонтьевой, во время дистанта учитель лишён традиционных приёмов и инструментов взаимодействия с детьми. «Из-за технических сбоев порой класс присутствует не в полной мере. Бывало, что интернет отключали в районе, и тогда сама школа не имела возможности провести занятие. Кто-то из детей без веб-камеры, а кто-то намеренно отключает веб-камеру», – поделилась Леонтьева.
Она перечислила невозможность при дистанте некоторых форматов обучения: написания мини-самостоятельной работы, взятия на проверку тетради, а также ответа у доски. «Да, такие программы, как Zoom, дают возможность демонстрации экрана. Учитель может написать предложение или построить геометрическую фигуру, но не каждый ребёнок имеет технические возможности и желание выполнять упражнение в онлайн-формате», – добавила Ирина Леонтьева.
Но один из главных умерших форматов – проверка домашнего задания. «Столкнувшись с невозможностью оценить работу ученика на уроке, мы стали давать на оценку домашние задания, но очень быстро отказались от этой практики из-за того, что ученики выполняли их по книгам с готовыми домашними заданиями, а также повально и бездумно друг у друга списывали. В этих условиях педагогам приходится искать ресурс, где у ученика просто нет возможности посмотреть готовый ответ либо списать».
Расписание и планирование занятий на дистанте
Под угрозу ставится и подготовка ученика к выпуску из школы. По мнению Алёны Давыдовой, это сложный и многомерный процесс, который не сводится лишь к сдаче ЕГЭ: «Речь идет не только о полученных знаниях, но и о практических навыках, об опыте выстраивания отношений, об умении ориентироваться во времени и в пространстве, о принятии себя и других, об умении получать радость от того, что помогаешь другому, о способности признавать свои ошибки и делать это публично. И еще много того, чему нельзя научить онлайн, но что совершается в каждом классе на каждом уроке».
При этом в ВУЗах города попытались найти компромиссный формат в виде смешанных занятий. Предполагается, что преподаватель проводит занятия в очной форме и онлайн поочерёдно.
«Это, видимо, попытка угодить всем – и сторонникам, и противникам дистанта. В итоге невозможно угодить никому: ни студенты, ни преподаватели не успевают перестроиться, в итоге тратят больше времени и сил, чем нужно. Это отрицательно сказывается на качестве подготовки, на отношении к учёбе, которая раньше воспринималась как трудный, но увлекательный путь к новым знаниям, а теперь это просто изнурительный труд. Более того, когда сидишь часами перед монитором и лишён живого общения, труднее увидеть результат обучения, свой прогресс. Всё это убивает мотивацию всех участников учебного процесса», – прокомментировал смешанную форму обучения Сергей, преподаватель одного из самарских ВУЗов.
Рекомендации по фотографированию домашней работы
По его мнению, она не может защитить от заражения, так как вирус можно подхватить и по дороге в университет, и от коллег. «Или полный дистант, или работаем очно на свой страх и риск, что тоже плохо», – резюмировал Сергей.
Учителя в основном выступают против дистанта. Тем не менее не все настроены к нему негативно. Сергей считает, что последствия дистанта могут быть не столь фатальны: «Дистанционная работа – вынужденная, но необходимая мера. Она не лишена недостатков, но имеет и достоинства: например, мотивирует преподавателей искать более наглядные формы представления учебного материала, хотя это отнимает у них существенно больше времени и сил, чем раньше. Что до недостатков, то они всё же не представляются фатальными: социальные навыки никогда не поздно развить, как и наверстать упущенный учебный материал или накопить на ноутбук для учёбы или работы. А вот здоровье не вернётся».
Новости на Блoкнoт-Самара