«Получим толпу не сориентированной в жизни молодёжи»: дистанционка возвращается
В Самарской области вновь заговорили о переводе работы школ на удалённый формат. Фото: Юрий Стрелец
COVID-19 вновь прописался в информационной повестке страны и Самарского региона. Наша область бьёт новые рекорды заболевших за сутки. По данным Роспотребнадзора, всплеск заболеваемости приходится на подростков.
В связи с этим в области вновь заговорили о переводе работы школ на удалённый формат.
«В связи с наметившейся тенденцией к сезонному росту заболеваемости среди детей школьного и дошкольного возрастов прошу министерство образования региона вести мониторинг ситуации. И при необходимости вместе с Роспотребнадзором выработать рекомендации по режиму работы школ», – отметил председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов в ходе заседания оперштаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.
Пока в Самаре ведутся разговоры, в соседней Саратовской области уже переходят на дистанционный формат обучения. Все школы Саратова, Энгельса и других крупных населённых пунктов области переводятся на удалёнку с 27 сентября по 11 октября.
В Сызрани некоторые школы частично перешли на дистанционку, также частично на домашнее обучение перевели некоторые классы в Тольятти.
Отношение к дистанционному обучению остаётся противоречивым. Аргументов хватает у обеих сторон. «Блокнот-Самара» поговорил с родителями учеников и собрал мнения «за» и «против».
Отношение к дистанционному обучению остаётся противоречивым. Фото: Юрий Стрелец
У дистанционного обучения есть свои сторонники. Главным аргументом в пользу таких мер выступает забота о здоровье.
«Здоровье семьи для меня важнее, чем очная форма обучения ребёнка. Да, это тяжело, гораздо тяжелее, чем при обучении в традиционном формате, но здоровье – приоритет», – высказала свою позицию мама третьеклассницы Ольга Лавриненко.
«Нельзя сказать, что я полностью выступаю «за», но при реальной необходимости я не против удалённого формата», – рассказала «Блокнот-Самара» мама первоклассницы Ирина Созинова. Она добавила, что перевод на дистанционку происходит не просто так, а из-за ухудшающейся эпидемиологической обстановки.
«Если риск распространения инфекции высок, то лучше поберечься», – считает Созинова.
Но с переводом школьных занятий на дистанционку готовы смириться далеко не все родители. По мнению противников такого формата, они сами начинают превращаться в педагогов.
«Из-за нехватки эффекта присутствия хромает дисциплина, а вследствие этого страдает понимание темы, знания», - заявил Сергей, отец школьников 5 и 6 классов.
«На дистанционном обучении внимание ребёнка рассеивается, он не усваивает и половины материала, отвлекается от занятий онлайн. В отличие от работы в классе нет должного присмотра от преподавателя, соответственно, ребёнок обращается к родителю, и тут многое зависит от времени, которым он располагает», – поделилась своим мнением Светлана Соловьёва, мама ученика второго класса.
На дистанционном обучении внимание ребёнка рассеивается, он не усваивает и половины материала, считают родители. Фото: Юрий Стрелец
«Я категорически против дистанта. Цель образования вовсе не в сборе информации по прописанным кем-то, кто не знает детей, темам. Известно, что за ответами ученики лезут в ГДЗ (сайт готовых домашних заданий) и Википедию. Я видела много подобных примеров. Это большая иллюзия, что они общаются с виртуальным учителем. Их хитрость и желание минимизировать усилия превосходят наивность и близорукость взрослых», – рассказала мама старшеклассника Алёна Давыдова.
Давыдова считает, что после перевода на дистант есть риск получить толпу не сориентированной в жизни молодёжи.
«Подготовка к поступлению в ВУЗ – главное только для родителей. Дети в большинстве своём в школе пока что не готовы определить своё предназначение. Школа ещё как-то может помочь им понять, сориентироваться в многообразии вариантов, поскольку имеет дело с живыми людьми и ориентируется на них. Дистант же, как ни крути, обращается к безликому, виртуальному ученику. Подросток не каждому живому взрослому откроется, а уж голове в компьютере – точно нет».
При дистанционном обучении встаёт вопрос технического оснащения. В некоторых семьях, например, есть необходимое оборудование. «У дочери уже был свой планшет, с которого она могла смотреть занятия, поэтому проблем в этом отношении не наблюдалось», – рассказала Ольга Лавриненко.
«У меня есть старенький ноутбук, который может пригодиться для занятий», – отметила Ирина Созинова.
По данным Роспотребнадзора, сейчас всплеск заболеваемости приходится на подростков. Фото: Юрий Стрелец
Другие же семьи отмечают «дефицит» необходимой аппаратуры.
«У родителей, как правило, один, максимум два компьютера, которые используются в том числе и для работы. Купить детям отдельную технику не по карману, а заниматься со смартфона и планшета крайне неудобно, это портит зрение и осанку», – поделилась Юлия, противница дистанта и мама двух школьников.
Собеседники «Блокнот-Самара» также рассказали, что вопрос технического снабжения нередко ложится на плечи родителей.
«У меня нет проблем с техникой, но такая ситуация далеко не у всех родителей. Школа не предлагает техническую помощь, и если с техникой что-то случится в процессе обучения, школа сложит ручки и предоставит решение вопроса нам», – рассказала Светлана Соловьёва, мама ученика второго класса.
Алёна Давыдова, мама старшеклассника, высказала интересное мнение, что дистант увеличит социальный разрыв между богатыми и бедными семьями:
«В нашей школе немало многодетных семей – это почти тупиковая ситуация: редко комнат и гаджетов больше, чем детей в многодетной семье. То есть такое решение подходит не всем».
По ее словам, школа может помочь техникой, но это будут достаточно слабые модели. Кроме того, социальный разрыв усугубится ещё и тем, что дети обеспеченных родителей будут получать больше знаний:
«Родители с материальными проблемами пустят дело на самотёк, побогаче – будут нанимать репетиторов. Дети вторых, по-моему, окажутся в более слабой позиции. Так как их воля подменится волей репетиторов».
Некоторые школы Сызрани и Тольятти уже перешли на дистанционный формат обучения. Фото: Юрий Стрелец
Сторонники дистанционного образования в основном работают удаленно.
«У меня удаленная работа, муж тоже перешёл на удалёнку, поэтому у нас нет проблем с включением ребенку Zoom. Первые два раза мы помогали с этим, потом наша дочь уже сама спокойно справлялась», – рассказала Ольга Лавриненко.
«У меня нет такой проблемы, как оставить ребёнка дома, потому что я работаю удалённо», – поделилась мать первоклассницы Ирина Созинова.
Семьи, в которых родители не могут работать удалённо, отмечают, что дистант нарушает привычный образ жизни.
«При дистанционном обучении жизнь родителей превращается в ад, ведь на них ложится ответственность за организацию всего процесса. А между тем они занимаются добычей денег для выживания, а не находятся дома», – отметила Юлия, мама двух школьников, учащихся в третьем и пятом классе.
Родители считают, что переход на дистанционное образование негативно скажется и на психологическом климате семьи.
«Удалёнка изменит жизнь родителей. Они лишатся своего угла. Дети тотально будут занимать квартиру, неприученные убираться, обеспечат в ней полный беспорядок, будут требовать еды, безлимитного интернета и так далее. Чтобы не сойти с ума, родители будут вынуждены искать убежищ. Мира в семьи это точно не добавит», – считает мама старшеклассника Алёна Давыдова.
Сторонники и противники удалёнки сходятся в одном: переход на дистанционный формат обучения может ударить по социализации детей.
«Ребёнок должен посещать учебное заведение, социализироваться, обучаться специалистами, получать знания визуально, аудиально, эмоционально», – считает противница дистанта Юлия.
Также родители считают, что дистанционное обучение нелегко перенести психологически.
«Единственное, что по нам сильно ударило в моменте дистанционки, – психологический момент. Отсутствие социальных контактов вживую, постоянное нахождение дома с одними и теми же людьми – было тяжело», – рассказала сторонница дистанционки и мама третьеклассницы Ольга Лавриненко.
Новости на Блoкнoт-Самара