Торжество советского строя: показываем, как расцвёл сталинский ампир в Самаре
Комплекс зданий военной части на углу улиц Комсомольской и Степана Разина в Самаре. Архитектор и дата постройки точно неизвестны, вероятно, здание было построено в 1952 году. Фото: Валерий Григанов
Читайте также:
- Диггеры показали заброшенное советское бомбоубежище в Самаре (19.11.2021 13:20)
- Переход от грубого конструктивизма к классике: показываем постконструктивистскую Самару (17.11.2021 07:00)
- Куда уходит детство: показываем заброшенные аттракционы в парках Самары (13.11.2021 10:31)
- Рассказываем, какое наследие осталось в самарской архитектуре от советской эпохи (01.11.2021 15:04)
- Рассказываем, какие самые аутентичные подворья можно посмотреть в Парке дружбы народов в Самаре (29.10.2021 07:13)
Любое искусство подвержено влиянию господствующей в стране идеологии, и архитектура советской эпохи – один из самый ярких тому примеров. Да, язык архитектуры не очень-то гибок, и выразить нужную идею с помощью плоскостей стен и череды окон нелегко, но зато она лучше всего поддаётся контролю «сверху». Это в литературе и музыке возможен самиздат и подпольные «квартирники», а вот существование общественных зданий или жилых домов, построенных вразрез с «линией партии» представить гораздо сложнее. И действительно, в эпоху СССР всё строилось либо по прямому указанию властей, либо под их бдительным присмотром.
Дом на Самарской, 190, классическая "сталинка", входит в архитектурный ансамбль на Самарской площади в Самаре
Поэтому нет ничего удивительного, что в тяжёлые 20-е годы в Советском союзе расцвёл лаконичный и монолитный стиль конструктивизм, являвшийся своего рода отрицанием «буржуазного» модерна с его пышной лепниной и прочими внешними проявлениями роскоши. Однако конструктивизм ненадолго утвердился в роли главного в стране архитектурного стиля. В 1930-е годы политическая ситуация в СССР изменилась, трудности послереволюционного периода были преодолены, и аскетичность конструктивизма перестала соответствовать духу своего времени. Архитекторы вновь обратили взоры на классические формы, и, после сравнительно короткого переходного периода, возник стиль, который порой называют пролетарским – или чаще сталинским – неоклассицизмом.
Стадион «Динамо» в Самаре
Стиль этот появился в годы правления Иосифа Виссарионовича Сталина и господствовал в стране вплоть до его смерти (собственно потому он и назван в честь вождя народов), а точнее – до принятия постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 4 ноября 1955 года. Мало у какого архитектурного стиля, да и вообще какого-либо культурного явления, есть столь чётко очерченные границы. Но многие здания, спроектированные ещё до принятия этого постановления, были всё же построены либо в задуманном виде, либо с некоторыми упрощениями уже во второй половине 1950-х годов. Так что на самом деле временные рамки существования сталинского неоклассицизма несколько шире.
Фрагмент фасада здания в стиле сталинского ампира на Самарской, 205а, в Самаре
За эти годы в Куйбышеве, как и во всех городах Советского союза, было построено огромное количество зданий в данном стиле. Жилая застройка улицы Победы и проспекта Металлургов, дома Мехзавода, множество дворцов культуры по всему городу… Перечислять всё архитектурное наследие той эпохи можно очень и очень долго, поэтому в данной статье мы обратим внимание только на те здания, что сегодня стоят в так называемом «старом городе», в границах Самарского и Ленинского районов Самары.
Фрагменты фасада здания в стиле сталинского ампира на улице Самарской, 188 а-б, в Самаре
1. Архитектурный ансамбль Самарской площади
Наверное, это самый заметный пример сталинской архитектуры в нашем городе – комплекс из пяти монументальных зданий, который должен был стать административным центром ещё довоенного Куйбышева. Над проектами работало сразу несколько архитекторов, в числе которых и Пётр Щербачёв – без его упоминания не обходится, наверное, ни одна статья об архитектуре нашего города советской эпохи.
Архитектурный ансамбль площади должен был наглядно демонстрировать торжество советского строя, что было особенно актуально после победы в Великой Отечественной войне. Потому и здания проектировались величественными, монументальными, с богатой лепниной и множеством других декоративных элементов. Эта разновидность неоклассицизма получила название сталинский ампир, ведь это был действительно «имперский» стиль.
Улица Самарская, 203б, здание института «Гидропроект», сегодня – Арбитражный суд Самарской области
Но строительство началось лишь в 50-е годы, уже после смерти Сталина, из-за чего задуманный архитекторами облик в итоге получило лишь одно здание, №188 а-б по улице Самарской. Именно этот дом, построенный по проекту Марии Мошковой, может похвастаться самым богатым внешним убранством. Остальные же здания, в том числе центральная постройка всего ансамбля, институт «Гидропроект», были возведены со значительными упрощениями во внешнем облике.
Фрагменты фасада здания на Самарской, 203б, в Самаре. Здание в стиле сталинского неоклассицизма
Фрагменты фасада здания на Самарской, 203б, в Самаре. Здание в стиле сталинского неоклассицизма, входит в архитектурный ансамбль на Самарской площади
Так должен был выглядеть дом по задумке архитектора Петра Щербачёва, фото с сайта историческая-самара.рф
А в таком виде его построили в итоге, фото с сайта pastvu.com
Дом №188 а-б по улице Самарской в Самаре, построенный по проекту Марии Мошковой
Фрагменты фасада здания на Самарской, 188 а-б, в Самаре
Фрагменты фасада здания на Самарской, 188 а-б, в Самаре
Дом на Самарской, 205а, сегодня здесь располагается Самарский энергетический колледж
Дом на Самарской, 203, в Самаре
2. Театр оперы и балета
Это здание было построено в 1938 году как Дворец культуры Куйбышева, и изначально здесь размещалась не только театральная сцена, но и музей, библиотека и спортивная школа. Часто можно услышать, что сегодняшний Театр оперы и балета стоит на месте бывшего Кафедрального собора Самары, храма Христа Спасителя. Это не совсем так: огромный храм возвышался в центре нынешней площади Куйбышева (тогда она именовалась Соборной), театр же стоит на её окраине. Кстати, сначала Дворец культуры хотели разместить прямо в закрытом и частично перестроенном соборе, но потом решено было его разобрать, а для нужд культуры возвести новое здание.
Театр оперы и балета в Самаре
3. Жилой дом офицерского состава ПриВО (улица Красноармейская, 62)
Жилой дом офицерского состава ПриВО (Приволжского военного округа) протянулся на целый квартал между улицами Арцыбушевской и Братьев Коростелевых. Этот колосс был построен в 1949 году по проекту архитектора Ивана Георгиевича Салоникиди. Один из углов здания – тот, что обращён к железнодорожному вокзалу – украшен небольшой башней со шпилем, который венчает пятиконечная красная звезда, поэтому иногда это здание называют «домом со звездой».
Противоположный же угол здания ничем не примечателен, хотя для неоклассицизма больше свойственна симметрия. Это неспроста: дом офицеров ПриВО вместе с расположенным на другой стороне Красноармейской зданием, где сейчас находится институт «Гипровостокнефть», должен был стать своеобразными воротами Куйбышева со стороны ЖД вокзала, поэтому архитектор акцентировал именно этот угол.
После реставрации 2018 года здание жилого дома офицерского состава ПриВО в Самаре смотрится очень празднично
А так здание жилого дома офицерского состава ПриВО в Самаре выглядело до ремонта, фото 2017 года
Во двор жилого дома офицерского состава ПриВО в Самаре ведёт огромная арка с колоннами, фото 2017 года
Говорят, изначально жилой дом офицерского состава ПриВО в Самаре имел более яркую расцветку, и до недавнего ремонта кое-где ещё проглядывала старая краска
Фрагменты фасада Дома офицеров ПриВО в Самаре
Фрагменты фасада Дома офицеров ПриВО в Самаре
Фрагменты фасада Дома офицеров ПриВО в Самаре
4. Здание института «Гипровостокнефть»
Возведение второй половины «ворот» нашего города началось ещё в конце 30-х годов по проекту ленинградского архитектора Ноя Троцкого. По первоначальной задумке в здании должен был расположиться Коммунистический институт журналистики. Однако строительство прервала война, и достроили здание лишь в 1947 году, причём занимался этим Иван Салоникиди. После окончания работ здесь разместился институт «Востокнефтепроект», который со временем трансформировался в нынешний «Гипровостокнефть».
Что касается внешнего вида здания, то самым интересным его элементом, наверное, являются рустованные колонны, представляющие собой чередующиеся цилиндрические и кубические сегменты, которые иногда называют «бочки-ящики». Венчают же сооружение скульптуры нефтяников, держащих щит с изображением нефтяной вышки.
Здание института «Гипровостокнефть» в Самаре
Фасад здания института «Гипровостокнефть» в Самаре украшают так называемые «бочки-ящики» – рустованные колонны
Здание института «Гипровостокнефть» в Самаре. Скульптуры нефтяников, держащих щит с изображением нефтяной вышки, были установлены в 1950 году
5. Обкомовский дом (Вилоновская, 2а)
Дом был построен в 1939 году, поэтому здесь ещё просматриваются черты постконструктивизма. Предназначался он для работников областного комитета КПСС, но в годы Великой Отечественной войны здесь жил и знаменитый композитор Дмитрий Шостакович.
Интересно, что дом этот стоит на территории, некогда принадлежавшей Иверскому женскому монастырю, и построен он из камней одного из разрушенных храмов. По словам местных жителей, холм, на котором стоит дом, до сих пор изрыт подземными ходами монастыря, и порой тут происходят вещи, не объяснимые с точки зрения рациональной логики…
В облике здания Обкомовского дома в Самаре просматриваются черты постконструктивизма
6. Больница Нефтяников (ул. Льва Толстого, 59)
Здание было построено по проекту архитектора Алексея Моргуна в 1954-1955 годах, и здесь мы можем наблюдать многочисленные черты сталинского ампира: классические очертания крыши, рустованные первый и второй этажи, помпезная колоннада на входе, пышная лепнина на стенах.
Больница Нефтяников в Самаре
Больница Нефтяников в Самаре
Больница Нефтяников в Самаре, здание, выполненное в стиле сталинского неоклассицизма
Больница Нефтяников в Самаре, здание, выполненное в стиле сталинского неоклассицизма
7. Здание Аромышленного банка (Ленинградская, 27 / Куйбышева, 97)
Здание Промышленного банка было построено по проекту архитектора С.А. Трошина в 1946 году и на удивление хорошо вписалось в облик обеих исторических улиц.
Здание Промышленного банка в Самаре
8. Жилой дом на Максима Горького, 103 / Венцека, 2
Дом построен в 1950 году Петром Щербачёвым для работников ВГРП - Волжского государственного речного пароходства.
Жилой дом на Максима Горького, 103 / Венцека, 2, в Самаре. Сталинский ампир
Жилой дом на Максима Горького, 103 / Венцека, 2, в Самаре. Здание в стиле сталинского ампира
Так выглядел дом на Максима Горького, 103 / Венцека, 2, в Самаре в советское время, фото с сайта domofoto.ru
Дом на Максима Горького, 103 / Венцека, 2, в Самаре. Фото с сайта domofoto.ru
9. Жилой дом на Максима Горького, 107 / Ленинградская, 1
На другом углу того же квартала стоит ещё один дом куйбышевских речников, спроектированный Петром Щербачёвым. Но так как здание было выстроено в 1957 году, внешне оно украшено гораздо проще.
Жилой дом на Максима Горького, 107 / Ленинградская, 1, в Самаре
Жилой дом на Максима Горького, 107 / Ленинградская, 1, в Самаре. Вид со двора
Жилой дом на Максима Горького, 107 / Ленинградская, 1, в Самаре. Вид со двора
10. Стадион «Динамо», строился в 1946-1948 годах по проекту Ивана Салоникиди
Стадион «Динамо» в Самаре выполнен в стиле сталинского ампира
Стадион «Динамо» в Самаре, образец сталинского ампира
Стадион «Динамо» в Самаре, образец сталинского ампира
11. Жилой дом Горжилуправления (Фрунзе, 179), 1951 год, архитектор Пётр Щербачёв
Жилой дом Горжилуправления в Самаре
12. Жилой дом для треста «Востоконефтестрой» (Некрасовская, 69), 1950 год, архитектор Пётр Щербачёв
Жилой дом для треста «Востоконефтестрой» в Самаре
Жилой дом для треста «Востоконефтестрой» в Самаре
13. Жилой дом на Льва Толстого, 92 / Садовой, 119, 1951 год, архитектор Трошин С.А.
Жилой дом в стиле сталинского неоклассицизма на Льва Толстого, 92 / Садовой, 119, в Самаре
Жилой дом в стиле сталинского неоклассицизма на Льва Толстого, 92 / Садовой, 119, в Самаре
14. Жилой дом на Льва Толстого, 58 / Молодогвардейской, 101, построен в 1958 году, архитектор Мария Мошкова
Жилой дом на Льва Толстого, 58 / Молодогвардейской, 101, в Самаре
Жилой дом сталинской эпохи на Льва Толстого, 58 / Молодогвардейской, 101, в Самаре
Жилой дом в стиле сталинского неоклассицизма на Льва Толстого, 58 / Молодогвардейской, 101, в Самаре
15. Жилой дом на Ленинградской, 73 / Самарской, 36/38, 1939 год, архитектор Андрей Матвеев
Дом на улице Ленинградская, 73 / Самарская улица, 36/38, в Самаре
16. Жилой дом на Самарской, 75, 1951 год постройки
Жилой дом на Самарской, 75, 1951 год постройки – образец сталинской архитектуры в Самаре
17. Жилой дом Строительного института (Самарская, 52 / Некрасовская, 74), 1950 год, архитектор Пётр Щербачёв
Жилой дом Строительного института (Самарская, 52 / Некрасовская, 74) в Самаре
18. Жилой дом на Молодогвардейской, 109, 1953 год постройки
Жилой дом на Молодогвардейской, 109, в Самаре, 1953 год постройки
Жилой дом на Молодогвардейской, 109, в Самаре, 1953 год постройки, сталинский ампир
Жилой дом на Молодогвардейской, 109, в Самаре, 1953 год постройки, сталинский ампир
19. Жилой дом на месте торговых павильонов гостиного двора Троицкого рынка (Ленинградская, 69 / Галактионовская, 36), 1954 год, архитектор Браунбриг Э. Я.
Жилой дом на месте торговых павильонов гостиного двора Троицкого рынка в Самаре