Самара Понедельник, 29 апреля

Рекордный полёт до Америки и триумфальная встреча: что связывает Самару с легендарным лётчиком Валерием Чкаловым

86 лет назад три советских лётчика открыли для Америки СССР. 20 июня 1937 года Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков прилетели на одномоторном АНТ-25 через Северный полюс в США. Воздушная дорога протяженностью 8500 километров заняла 63 часа. После рекордного полёта Чкалов приехал в Куйбышев. Встречать лётчика вышел весь город, а в какие-то моменты жители даже несли его на руках. Именем Чкалова названы несколько улиц в областных городах. «Блокнот Самара» расскажет истории из авиационного прошлого нашего города.

Популярность советского летчика Валерия Чкалова (1904-1938) не имеет временных границ. Даже современные дети, не сильно увлекающиеся историей, знают о том, что Чкалов – «летчик, который летал на Северный полюс и пролетел под мостом». С нашим городом его связывает всего лишь один визит в 1937 году, родственники, жившие в Куйбышеве, а также улицы, названные в честь Валерия Чкалова. Погиб Чкалов на самолёте конструкции Поликарпова, и его смерть, как считают историки, не была случайной. Популярность лётчика в массах и дружба со Сталиным беспокоила окружение вождя, которое через катастрофу могло ликвидировать опасного конкурента. Расследованием обстоятельств гибели лётчика занимался лично Лаврентий Берия, возглавивший к тому времени НКВД. Результаты до сих пор засекречены. Впрочем, погубить Чкалова могла и несовершенная техника того времени, и конкуренция между КБ…

Картинка

Сейчас из России до Америки лететь 12 часов, в конце 30-х годов 63 часа. Фото: tvzvezda.ru

18-20 июня 1937 года на АНТ-25, созданном конструктором Андреем Туполевым, экипаж Валерия Чкалова совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) (не путайте с одноименным городом в ныне враждебной Канаде). В воздухе они пробыли 63 часа, преодолев 8500 километров над океаном и льдами. В Вашингтоне советские лётчики были встречены восторженными жителями и лично приняты президентом США Франклином Рузвельтом.

Бросок через Северный полюс: 10 малоизвестных фактов об уникальном перелете экипажа Валерия Чкалова

«Рекордный» самолёт на самом деле создавался как межконтинентальный бомбардировщик. Фото: tvzvezda.ru

Американцы, пребывая в восторге, не знали, что «рекордный» самолет был на самом деле экспериментальным бомбардировщиком. А полёт, хоть и назывался исследовательским, носил весьма практические цели воздушной разведки перспективного маршрута. После Великой Отечественной Войны Северный полюс стал ареной «холодной войны» между СССР и США, а бомбардировщики Туполева с рёвом бороздили воздушное пространство, пугая белых медведей.


Ту-95, выпущенные в Куйбышеве, летали по маршруту, проложенному Чкаловым. Рисунок: Pinterest

Спустя несколько недель после экспедиции Чкалов посетил Куйбышев, где проживали его родственники. В областном центре летчик провел два крайне насыщенных встречами и митингами дня. Встречать Чкалова вышли десятки тысяч жителей, которые следили за полётом геройского экипажа, читая репортажи в газетах. Самолёты, лётчики, полёты на рекорд – тогда это всё было крайне интересно и популярно. «Хочу быть как Чкалов» – говорили местные мальчишки и запускали с крыши дома модели самолётов. Военные же летчики в разное время повторяли опасный, но весьма эффектный пролёт истребителя под мостом, который первым в СССР совершил Чкалов.


На речном вокзале Валерия Чкалова встречали тысячи жителей Куйбышева. Фото: bangkokbook.ru

О том, в какой обстановке восторга и обожания встречали Валерия Чкалова в Куйбышеве, можно понять из публикации самой популярной тогда в городе газеты «Волжская коммуна». Приведём выдержки из заметки 1937 года:

«Вчера с утра город жил радостным ожиданием: сегодня из Горького приезжает Чкалов. Весть распространилась мгновенно. Задолго до прихода парохода на дебаркадер, украшенный приветственными лозунгами, стали стекаться делегации фабрик и заводов, представители общественных организаций. Трудящиеся Куйбышева пришли сюда, чтобы достойно встретить славного сталинского питомца, который вместе со своими отважными товарищами по воле народа и партии по маршруту, начертанному Сталиным, совершил беспримерный в истории беспосадочный перелет из Москвы в США.

Совсем недавно пролетарская столица с любовью и восхищением приветствовала этих трех богатырей социалистической родины, возвратившихся после перелета на родную советскую землю. И в неудержимом гуле оваций, в ликующих возгласах, в ласковых улыбках, которыми одарили москвичи своих любимцев, отразилось неиссякаемое чувство советского патриотизма, присущее всему народу нашей страны. И это же чувство переполняло каждого, кто пришел 4 сентября сюда, на куйбышевскую пристань.

Необычная приподнятость, взгляды, излучающие какую-то особую теплоту, разговоры преимущественно о них — о бесстрашных советских летчиках, с честью выполнивших задание партии и правительства, как бы подчеркивали великое единство советского народа, его безграничную преданность Ленинской партии, его огромную гордость за героизм лучших сынов родины.

Работница станкостроительного завода прижимает к груди большой букет цветов. Кто-то восклицает: «Какой прекрасный букет!». «А то как же – ведь это ему… соколу», - слышит в ответ. Действительно, каждая делегация пришла с цветами. Георгины, астры, левкои. И с каждой минутой цветов становится вс больше. Прибывают новые и новые делегации. Накрапывает мелкий дождь. Люди напряженно прощупывают взглядом сизую дымку тумана. Что же так долго не идет пароход? И вот пароход показался. На борту все явственнее обозначается название: «Михаил Калинин». Беспокойные возгласы: «Почему не видно Чкалова, где Чкалов?» Еще не успели положить сходни — и нетерпеливая звонкоголосая молодежь буквально ворвалась на пароход. Вот мелькнуло такое знакомое по портретам, такое близкое, мужественное лицо. Чкалов обнимается с родными. Со всех сторон ему протягивают цветы. Звучат восторженные приветствия в честь славного командира АНТ-25. Шумливый человеческий поток увлекает тов. Чкалова к выходу на вокзальную площадь. Здесь героя окружает плотным кольцом огромная толпа.

Выждав, пока стихнут аплодисменты, берет слово Валерий Павлович. «Я, признаться, хотел приехать сюда незамеченным, погостить у родных, - улыбаясь, говорит он, - но, как видите, не получилось… Я глубоко тронут оказанной мне здесь дружеской, сердечной встречей.» «Нет ничего лучшего, - продолжает тов. Чкалов, - чем отдавать себя на благо нашей великой родины, на благо народа. Мы счастливы тем, что нам первым удалось проложить путь из СССР через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Никакие трудности не могли остановить нас, ибо со сталинской путевкой ни останавливаться, ни сворачивать никуда нельзя». Тов. Чкалов заканчивает свою речь словами, полными горячей любви и преданности товарищу Сталину. Митинг окончен. И когда тов. Чкалов садится в машину и отъезжает, бурные овации несутся ему вслед».


Фото: drugoigorod.ru

На следующий день Чкалов опять выступил перед жителями Куйбышевской области. Большую часть своего рассказа он посвятил полёту в США. После чего посетил школу №13 и ряд предприятий, а затем выступил на собрании, организованном в его честь военнослужащими ПриВО.

Следующий визит Чкалова в Куйбышев был намечен на март 1939 года. Но он не состоялся. Летчик погиб в декабре 1938 года при проведении испытательного полёта на самолёте И-180 конструкции Николая Поликарпова. 17 декабря почти весь номер «Волжской коммуны» был посвящен Валерию Павловичу. Куйбышевцы приходили к родным Чкалова, чтобы лично выразить соболезнования.

Сын Валерия Чкалова Игорь продолжил карьеру знаменитого отца, стал авиационным инженером, много раз бывал в Самарской области. Выступал перед курсантами самарского аэроклуба и Сызранского вертолетного училища, а также дарил книги о своем героическом отце. Согласно легенде именно Игорь Чкалов впервые озвучил выводы, к которым, видимо, пришёл Лаврентий Берия: отца погубили люди из окружения Иосифа Сталина, которым не нравилась дружба вождя и лётчика, а также влияние последнего на главу страны.


Фото: mixyfotos.ru

Вместе с Чкаловым разбилась и репутация «короля истребителей» авиаконструктора Николая Поликарпова. Его назначили главным инженером авиационного завода №1, который в годы войны эвакуировали в Куйбышев. Где, кроме авиационной техники Поликарпов занимался и ракетной тематикой. И-180, на котором разбился лётчик, признали ненадёжным. Группу конструкторов, инженеров и авиатехников, готовивших самолет Чкалова к вылету, отправили в лагеря и расстреляли по-быстрому, обрезав все нити, ведущие к реальным заказчикам преступления. Позже «гадкий утенок И-180» вырос до легендарной серии истребителей Ла-5 и Ла-7.


Новейший истребитель Поликарпова И-180 был «сбит» конкурентами Фото: gunsfriend.ru

В 90-х появилась версия о том, что окружение Сталина не виновно в гибели Чкалова. Прославленный лётчик мог стать жертвой острой конкуренции между конструкторскими бюро, выпускающими истребители Як, МиГ, ЛаГГ и КБ Поликарпова. Именно самолёт Поликарпова нужно было дискредитировать громкой авиакатастрофой. 


Николай Поликарпов стал главным инженером авиационного завода в Куйбышеве. А его самолёты доделывали уже другие люди. Фото: nosoldat.net

Фигура Чкалова на эту роль подходил идеально. До последнего момента лётчик оставался профессионалом. Пытался спасти новейший самолет. В акте следственной комиссии указано: при заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно заглох. В.П. Чкалов «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть, и сел вне площади, занятой жилыми домами», но сам при этом погиб. 


Валерий Чкалов погиб при посадке. Фото: prajt.livejournal.com

Верность традициям Чкалова хранят и современные российские летчики, спасая технику и жизни граждан, в критической ситуации уводя падающий самолет от города.

Новости на Блoкнoт-Самара
СамараКуйбышевВалерий Чкаловистория области
0
0