Легенды советского хоккея: команда ВВС погибла, но матч состоялся
Читайте также:
- «Вы заставляете нас летать на гробах»: в 1941 году в Куйбышеве расстреляли лётчика, разозлившего Сталина (04.06.2023 16:49)
- Несчастливое число Блока: рассказываем о трагедии семьи тринадцатого самарского губернатора (28.05.2023 18:00)
- Таранить не стал, а сам улетел с обрыва: 23 года назад в Самаре погиб водитель президентского кортежа (21.05.2023 14:30)
- Политика, махинации и теракт: продолжаем обсуждать одно из самых загадочных убийств криминального Куйбышева (15.05.2023 08:17)
7 января 1950 года произошла первая в СССР авиационная катастрофа, в которой погибла целая хоккейная команда. В крайне неблагоприятных метеоусловиях самолет Ли-2 (пассажирский и военно-транспортный самолёт времён Второй мировой войны средней дальности, выпускаемый по лицензии Douglas DC-3), принадлежавший Министерству обороны, с хоккейной командой ВВС МВО на борту, летевшей на матч регулярного сезона в Свердловск, разбился при заходе на посадку в аэропорту Кольцово, все пассажиры и члены экипажа погибли. На тот момент команда ВВС МВО шла на втором месте в чемпионате СССР и была одной из сильнейших. Хоккейный клуб ВВС МВО — команда, основанная в 1945 году по приказу Иосифа Сталина и выступавшая с самого начала в истории клубного хоккея в СССР. Покровителем команды был назначен генерал-лейтенант авиации Василий Сталин, командующий ВВС Московского военного округа, а костяк команды составляли спортсмены из одного военного училища.
Из 13-ти членов команды ВВС и 6-ти лётчиков не выжил никто. Среди погибших хоккеистов был наш земляк, уроженец Самары и воспитанник юношеской хоккейной команды «Спартак» (Самара), капитан авиации Юрий Николаевич Жибуртович.
Юрий Николаевич Жибуртович родился 5 мая 1921 года в Самаре в семье Николая Арсентьевича Жибуртовича. Офицер царской армии, трижды Георгиевский Кавалер, раненый на полях сражений 1-й Мировой войны, Николай Жибуртович приехал в волжский город Самара после этой войны. Полковой писарь сократил его фамилию из Жибурт-Жибуртовича до Жибуртовича и с тех пор её носят все его потомки. Предки же Жибурт-Жибуртовичей были известны среди первых французских колонистов города Одесса.
Жену Николая Арсентьевича звали Соня Маслова. Она в 1914 году закончила самарский Лицей и в период революционных потрясений 1917 года познакомилась с работавшим бухгалтером Николаем Арсентьевичем.
В Самаре у них родилось четыре сына. Старшим был Николай (5 мая 1919 года рождения). Потом появился Юрий (5 мая 1921 года рождения), потом Павел (8 сентября 1925 года рождения) и Лев (6 апреля 1927 года рождения).
Все братья начали заниматься спортом на стадионе «Спартак» (впоследствии «Буревестник»), рядом с которым жили. Особо им удавалось играть в «русский хоккей» (хоккей с мячом). «Канадского хоккея» с шайбой тогда еще в СССР не было.
Фото начала 30-х гг.
В 1938—1939 гг. Юрий уже играл за команду взрослых. Перед самой войной был призван в армию и направлен в роту обслуживания одного из московских военных училищ. Затем Юрий поступил в это училище.
С 1939 по 1942 год Юрий Жибуртович играл в хоккей с мячом в ЦДКА и ПВО МВО, 1943—1945 — в команде Московского авиатехнического училища, 1945—1950 — в ВВС (с 1946 — хоккей с шайбой). В хоккее с мячом — финалист Кубка СССР 1945.
Официальным днем рождения хоккея с шайбой в нашей стране считается 22 декабря 1946 года, когда в Москве, Ленинграде, Риге, Каунасе и Архангельске были сыграны первые матчи первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой.
Клуб ВВС МВО (Военно-воздушные Силы Московского военного округа) основан в 1945 году (расформирован в 1953), куда вошли такие виды спорта как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Покровителем команды был назначен Василий Сталин. Клуб выступал в первых семи чемпионатах Советского Союза по хоккею с шайбой. Костяк составили спортсмены одного из военных училищ, а первым тренером стал молодой Анатолий Тарасов, в 1947-м его сменил Коротков. В 1949 году команда завоевала серебряные медали.
Вот в эту команду левым крайним нападающим сразу же попал Юрий Николаевич Жибуртович. В хоккее с шайбой он становится серебряным призёром чемпионата СССР 1949. Провёл около 50 матчей, забил 25 шайб. Выступал за сборную Москвы. Был очень быстрым, стремительным форвардом, отлично ориентирующимся в сложных игровых ситуациях, имел хлёсткий точный бросок.
В 1949 году в гости к уже известному хоккеисту Юрию приезжал из Ярославля брат Павел. Они провели вместе немного времени, покатались на катке, поиграли минут пятнадцать в хоккей с шайбой. Свидетелями этой игры были хоккеисты ВВС МВО Виноградов и Шувалов. Им понравилась манера игры Павла. В конце 40-х Павел Жибуртович служил старшиной подразделения ПВО в Ярославле и выступал за местный клуб по хоккею с мячом.
Юрий и Павел Жибуртовичи (фото 40-х гг.)
В 1950 году Юрий Жибуртович уже имел звание капитана авиации и учился на третьем курсе Военно-воздушной академии имени Жуковского. В свои 29 лет он говорил, что играет последний сезон. Дальнейшую жизнь он собирался посвятить... небу и авиации.
Сезон 1949/50 годов для команды ВВС складывался совсем не просто. Она в конце 1949 года была на первом месте, но, проиграв московским динамовцам, разделила лидерство с ЦДКА. Василий Сталин, командующий ВВС Московского военного округа, делал всё, чтобы летчики впервые стали чемпионами СССР. Из армейской команды в ВВС сразу после Нового года был переведён лучший нападающий страны Всеволод Бобров. Были и другие кадровые решения. Игра против челябинского «Дзержинца» должна была стать дебютом Боброва в новом коллективе.
Обычно в те времена и футболисты, и хоккеисты добирались на игры поездом. Однако Василий Сталин, как говорят, «используя служебное положение», частенько отправлял своих любимцев самолётами, находившимися в составе ВВС МВО. Правда, тот роковой рейс, как вспоминали ветераны хоккея, не должен был состояться вообще. Летчики должны были ехать поездом с Казанского вокзала. Но играющий тренер Борис Бочарников, понимавший, что трое суток в поезде могут сказаться на спортивной форме коллектива, буквально упросил генерал-лейтенанта Сталина предоставить самолет, чтобы, вылетев в шесть утра 7 января, к вечеру быть в Челябинске и два-три дня потренироваться.
«Жил Юрий в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома, располагавшегося на Ленинградском шоссе, откуда должен был взлететь самолёт с командой ВВС. И тем не менее Юрий явно запаздывал к вылету – такое, впрочем, с ним случалось весьма часто, это знали все, его даже звали «капушником». Чтобы поспеть на самолёт, Жибуртович изо всех сил припустил бегом через Петровский парк, и на сей раз, хотя и взмыленный, но прибыл вовремя» (из книги Салуцкого Анатолия «Всеволод Бобров», Издательство: Физкультура и спорт, 1987).
Погода резко ухудшалась. Уже во время посадки в Казани стало ясно, что метеоусловия в Челябинске тяжёлые. Урал был практически закрыт для авиации. Но Борис Бочарников, только-только ставший тренером команды, хотел добраться в пункт назначения как можно быстрее. Кинулся звонить Василию Сталину. Тот после долгих уговоров дал добро на роковой полёт.
Снег и ветер усиливались, и о том, чтобы лететь в Челябинск, пришлось забыть. Самолет получил приказ садиться в Свердловске. Погода и там была «на грани». Четыре раза лётчики пытались зайти на посадку, но каждый раз неудачно. Пятый заход стал роковым...
По официальной версии, экипаж в конце концов потерял ориентировку в пространстве (визуально садиться было невозможно из-за сильного снега), и самолет рухнул на землю.
Расследование катастрофы поручили Ф.Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, сказались сложные метеоусловия в районе Среднего Урала, из-за чего ряд аэродромов закрыли, и все самолёты направлялись на аэродром Кольцово. Но и здесь погода была на пределе метеоминимума.
Во-вторых, в полной мере проявились негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолеты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны. Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, да и экипаж занервничал. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолета создавало определенные проблемы в пилотировании.
К тому же в нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная полоса аэродрома Арамиль, имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2. Майор Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил; ушел на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством.
На месте катастрофы нашли искорёженную груду металла, а также несколько пар хоккейных коньков с чудовищно изогнутыми лезвиями. По сломанному пополам серебряному рублю 20-х годов опознали врача команды Гальперина. Он всегда носил с собой этот талисман, который, увы, не спас его от смерти. В одном из кусков самолетной обшивки сохранилась колода игральных карт: Борис Бочарников — завзятый преферансист.
Самое известное «спасение» - это судьба Всеволода Боброва, в те времена лучшего хоккеиста и футболиста СССР. Одни говорили, что он с кем-то выпивал и поэтому опоздал к самолёту. Другие, в том числе и наш выдающийся тренер Анатолий Владимирович Тарасов, рассказывали и писали о том, что он якобы даже успел добраться до аэродрома и бежал за самолётом, но его не заметили. Третьи считали, что Бобров, которому приписывают ставшую крылатой фразу «тренируется тот, кто играть не умеет», вообще собирался ехать поездом и прибыть прямо к игре. Сам же Всеволод Михайлович писал о том, что его подвёл будильник, поставленный на 4 часа утра (самолёт улетал в 6).
Всеволод Михайлович в своих мемуарах, названных «Капитан олимпийских команд», свидетельствует:
«То, о чем я сейчас собираюсь рассказать, для меня настолько странно и необычно, а события настолько тягостны, что, когда я об этом вспоминаю, то, что произошло много лет назад, стоит перед моими глазами настолько отчетливо и живо, будто это было несколько дней назад.
Перед самым Новым годом подписан приказ о моем переводе в ВВС МВО. Новый коллектив, новые товарищи, среди которых много выдающихся хоккеистов, - все это интересно, но с особенным интересом я ждал первых игр в новом коллективе. Через несколько дней после Нового года я вместе со своей командой должен вылететь на Урал, в Свердловск и Челябинск: там предстояли очередные игры на первенство СССР по хоккею.
Вылет был назначен на 6 часов утра. Как сейчас помню, придя домой, я завел будильник, поставив его на 4 часа утра. И еще, кроме того, сказал своему младшему брату Борису, чтобы он, услышав звон будильника, разбудил меня. Но, проснувшись в 7-м часу утра, я увидел, что будильник остановился еще ночью, а братишка сладко спит. Проспал! А ребята, наверное, улетели. Что же теперь делать? И как бы в ответ на это кто-то отчаянно стал звонить в квартиру. Это был администратор хоккейной команды Н.А. Кольчугин. «Михалыч, спишь?» - спросил он.
«Проспал, Николай Александрович, - ответил я. - Как теперь быть-то?»
«Ну что ж делать? Поедем вечером поездом. Ты уж будь дома, а я побегу за билетами! С вокзала позвоню тебе».
«Да, подумал я, нехорошо получилось, и с будильником что-то стряслось».
Вечером того же дня Бобров и Кольчугин благополучно сели в поезд и выехали в Челябинск. Когда поезд стоял в Куйбышеве, по вокзальному радио объявили: «Майора Боброва просят немедленно зайти в военную комендатуру». Там, в комендатуре Всеволоду и сообщили о гибели команды ВВС в авиационной катастрофе.
В 1950 году о гибели хоккеистов и экипажа было известно немногим. Тогда такие катастрофы тщательно засекречивались. Даже матч «Дзержинец» - ВВС не был отменен, хотя играла (и выиграла) уже другая команда. Скрывали детали катастрофы до конца 60-х годов. Именно тогда появились первые материалы на эту тему, и был опубликован полный список погибших. А в январе 1950 года, через пару недель после 70-летия генералиссимуса Сталина, омрачать народные торжества сочли невозможным. Никаких официальных сообщений не было.
Вот как рассказывал об этом Виктор Григорьевич Шувалов: «О трагедии мы узнали вечером. Помню, было очень холодно. Мы с другом пошли на стадион «Динамо» на очередную игру. Не досмотрев ее до конца, поехали ко мне на Хорошевское шоссе. По дороге зашли в магазин, купили продукты, но поужинать не успели. Приехал один из адъютантов Василия Сталина Степанян и отвез нас в штаб МВО. Там-то Сталин и сообщил нам печальную новость, распорядился доукомплектовать команду и выехать на очередной матч. Игра состоялась по графику, и никто из зрителей не догадался, что с «Дзержинцем» встречались не те соперники. Из прежнего состава остались Бобров, Виноградов и я».
Считается, что по совету Виноградова и Шувалова (помните присутствующих на совместной тренировке братьев в Москве в 1949 году?) после авиакатастрофы срочной телеграммой Павла Николаевича Жибуртовича отозвали в распоряжение команды ВВС. Из команды по хоккею с мячом «Торпедо» (Ярославль). И свой первый матч Павел сыграл, когда... труп его родного брата еще не был захоронен...
В команду ВВС вернулись Арик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и некоторых новичков. Вместе с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск, где во что бы то ни стало предстояло провести игру.
Она была незабываемой. В Челябинске знали о катастрофе. Переполненные трибуны горячо болели не за хозяев поля, а за гостей - команду ВВС. Все понимали, что летчики играют не только за себя, но и за погибших товарищей. Всеволод Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС победила со счетом 8:3.
Поскольку диктор, объявляя составы команд, называл только фамилии — без имён, а половина фамилий оказалась болельщикам знакомой по привычному составу ВВС, то многие в тот день решили, что катастрофа в Свердловске — всего лишь слухи. Но когда объявили, что новым играющим тренером команды ВВС назначен Всеволод Бобров, всё прояснилось окончательно. А вот когда была названа фамилия Жибуртович, то зрители это встретили восторгом... Значит, жив...
Из воспоминаний Виктора Шувалова: «Мы из Челябинска поехали в Свердловск, где нас повели в ангар. Там лежали искореженные тела ребят. Смотреть на это было невозможно. Но мы смотрели. Потом играли. А после игры хоронили….»
Хоронили погибших торжественно, с подобающими воинскими почестями и салютом. Над братской могилой воздвигли обелиск.
P.S. Сезон 1950 года лётчики доигрывали всего лишь двумя пятерками хоккеистов, и команде Всеволода Боброва не хватило всего лишь одного очка, чтобы стать бронзовым призёром чемпионата. Команда ВВС МВО — чемпион СССР 1951, 1952, 1953 годов. Павел Николаевич Жибуртович все эти годы играл в составе команды и посвящал чемпионства брату. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, команду расформировали, объединив состав с ЦДСА. Павел Николаевич Жибуртович, четырехкратный чемпион СССР, чемпион мира и Европы 1954, второй призёр чемпионата мира и Европы 1957, один из лучших защитников страны 50-х гг., заслуженный мастер спорта, скончался 21 февраля 2006 года в Москве.
Специально для «Блокнот Самара» Олег Иванец