Самара Четверг, 28 марта
Общество, 16.09.2021 12:27

«Премии дают кабинетным»: узнали, кому главный речной перевозчик Самары незаконно платил деньги

«Премии дают кабинетным»: узнали, кому главный речной перевозчик Самары незаконно платил деньги
Речники из ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (СРПП) были шокированы, узнав, что их руководство необоснованно доплачивает большие деньги к зарплате некоторых сотрудников конторы. Удивились, конечно же, те, кто непосредственно работает на флоте, ремонтирует его, перевозит пассажиров и отвечает за их безопасность.

При этом среди простых флотских работяг – судоводителей, мотористов, матросов и слесарей – идёт огромная текучка кадров. Из-за невысоких зарплат и тяжёлых условий труда специалисты не задерживаются на пригородном флоте. Другое дело – получать надбавку к окладу, сидя в тёплом кабинете.

На сайте СРПП, в соцсетях и на всех платформах по поиску работы уже не первый год гуляет одно и то же объявление:

srpp1.jpg
Перевозчику из Самары постоянно требуются те спецы, без кого невозможно нормально эксплуатировать флот и выполнять контракты. Но премии им предсказуемо не обещают

И такая ситуация сложилась не у мелкого частного оператора, а у «дочки» АО «Самарский речной порт», крупнейшего в нашем регионе игрока на рынке речных грузовых и пассажирских перевозок, а также владельца большой портовой инфраструктуры. Учредителем этого акционерного общества является правительство Самарской области. Причем ООО «СРПП» по объему пассажирских перевозок занимает первое место во всей губернии, это главный региональный перевозчик по воде.

Журналист «Блокнот-Самара» лично пообщался с членом экипажа одного из пассажирских судов СРПП. Он рассказал, что им тоже иногда перепадают премии:

«Но маленькие, редко и не всему экипажу. Хочу сказать, что мы, простые флотские парни, не получаем много премий не потому, что плохо работаем или наш труд не ценят. Очень даже ценят. Вот, например, ко Дню работников морского и речного флота вручили почетную грамоту. Если плохая работа или претензии к эксплуатации судна, то и грамоту нам бы не дали».

srpp2.jpg
Ко Дню работников морского и речного флота экипажу одного из теплоходов Самары вместо премии вручили почетную грамоту

Заработная плата у рядовых членов экипажей «омиков» и «москвушек» разная и зависит от квалификации. Кому-то эти суммы покажутся средними, «как везде», но на флоте традиционно принято объединять в одну должность разные специальности. К примеру, матрос-моторист-кассир (три профессии в одной) в среднем получает 18-25 тысяч рублей. Рулевой-моторист (тоже объединили два разных навыка в одну штатную клетку) зарабатывает 25-35 тысяч. У капитана, понятно, деньги более приличные, но с важной оговоркой. Капитан на пригородном флоте ещё совмещает должности главного механика и главного электрика. Кроме того, именно капитан несёт всю ответственность – вплоть до уголовной – за теплоход и безопасность его пассажиров.

Несмотря на отсутствие дальних походов и работу судов в пригороде Самары, экипажи буквально живут на борту. Графики службы бывают разные, самый частый – двое суток через двое суток.

«Между рейсами мы не отдыхаем, как многие думают. Экипаж всегда занят работой, потому что теплоход требует круглосуточного обслуживания. Вместо береговых бригад мы сами ремонтируем узлы и агрегаты судна, драим палубы, прибираем грязь за пассажирами, испытываем надёжность спасательных средств и постоянно что-то красим», – объяснил наш собеседник.

И добавил:

«Не надо забывать, что к экипажам флота предъявляются повышенные требования по технике безопасности. Экипаж работает при любой погоде и на открытом воздухе. Бывают сложные швартовки. Ещё надо следить за обстановкой не реке, чтобы не налететь на бревно, не врезаться в другое судно или лодку, не убить купальщиков, которые часто заплывают на наш путь особенно возле причалов».

Премии простые флотские ребята из Самары видят редко. Вместо них – почётная грамота и средненькие зарплаты. Но свою работу и флот в целом они любят всей душой

Таинственные выплаты сотрудникам СРПП выявила Счетная палата Самарской области. Сотрудники ведомства весьма конкретно назвали эти премиальные «необоснованными, неправомерными и неэффективными».

Другие члены экипажа пригородного флота Самары подтвердили, что если им и начисляют премию, то на законных основаниях и за конкретные успехи в работе.

«Мы в чужой карман не лезем, но разовые выплаты видим редко. Знаем, что премиальный фонд на предприятии нормальный. И предполагаем, что значительная его часть делится между административными и руководящими сотрудниками. Это не просто слухи с потолка. Коллектив у нас небольшой, кто-то что-то видел, кому напрямую рассказывали те же кабинетные. Да и логика очевидная: если рядовые члены экипажей, люди рабочих специальностей, не видят этих денег, то куда уходят премии? Вывод очевиден».

srpp3.jpg
Крупные ремонтные работы должны проводиться зимой. К лету же весь флот Самары должен быть готов к перевозкам

Любопытно, что ООО «СРПП» регулярно сообщает, что на срочный ремонт флота им часто не хватает денег. Из-за поломки судов в течение навигации 2021 года было сорвано несколько важных рейсов. По идее, все крупные ремонтные работы должны проводиться в зимнее время, когда теплоходы стоят у берега. К лету же весь флот должен быть максимально готов к перевозкам. Однако в СРПП всё не как у людей.

Весной, к началу текущей навигации, перевозчик не смог вывести на линию свой главный грузопассажирский паром «Окский-35». Он стоял на ремонте до конца июня. Из-за чего самая популярная в области паромная переправа больше двух месяцев работала с перебоями и скандалами. Над людьми фактически издевались. Они на 30-градусной жаре ожидали очередь на переправу по 3-5 часов и их не пускали даже в служебный туалет на пристани.

srpp5.jpg
Из-за поломки главного парома самая популярная в Самарской области переправа больше два месяца работала с перебоями и скандалами

А в середине лета у СРПП внезапно и одновременно ушли на ремонт сразу три теплохода. И, разумеется, оставшимся флотом он не смог выполнить отдельные рейсы. В частности, в начале июля единственное судно, которое делает заход в Ширяево, не смогло по пути в Самару вместить всех желающих. Тогда десятки самарцев остались на берегу с неясными перспективами возвращения домой.

Постоянный эксперт «Блокнот-Самара», заслуженный речник РФ Александр Корнилов поделился с редакцией своим мнением:

«Какие вообще в СРПП могут быть премии с такой организацией работы? За весь нынешний сезон, с конца апреля по сегодняшний день, перевозчик несколько раз чуть не сорвал всю пригородную навигацию. За что премировать-то? Разве что отдельные экипажи, которые героически, без помощи начальства и береговых служб, выводили свои суда на линию, ремонтировали их в полевых условиях и добросовестно возили пассажиров. Но экипажи-то пожимают плечами, когда заходит разговор о премиях».

srpp4.jpg
В середине лета в Самаре одновременно ушли на ремонт сразу три теплохода

«Блокнот-Самара» не удалось оперативно получить предметный комментарий от СРПП.

«Все вопросы к тому, кто дал вам информацию о якобы необоснованных выплатах», – сообщил по телефону представитель перевозчика.

Остаётся добавить, что все материалы о неправомерных выплатах сотрудникам СРПП Счетная палата передала в Федеральную антимонопольную службу, налоговую службу и в Приволжскую транспортную прокуратуру.

«Блокнот-Самара» вместе с пассажирами надеется, что хотя бы один из этих надзорных и фискальных органов даст справедливую оценку действиям главного водного перевозчика Самары.

Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Самарский транспорт  
самараречной флоттранспортнарушения законапрокуратура
2
0