Самара Четверг, 02 января

Столовка. Сквозняк. Третьяковка: 91 год назад в Самаре открылась фабрика-кухня

91 год назад 9 января 1932 года несколько сотен рабочих завода им Масленникова, именуемого в просторечии «трубочный», стояли у широких дверей нового здания заводской столовой. Она носила непривычное название «фабрика-кухня» благодаря принципу «конвейерной» подачи блюд. Рабочие, прошедшие первую мировую и Гражданскую войну, пережившие голод в Поволжье и ковавшие оборонный щит страны Советов в начале 30-х, буквально млели от вкусных запахов еды, вытекавших из дверей фабрики-кухни. Пахло борщом, котлетами и компотом из сухофруктов. Они не знали, что чуть меньше, чем через 60 лет фабрика-кухня станет не нужна заводу и государству, как и сами рабочие, выпускавшие «трубки», так тогда называли взрыватели для артиллерийских снарядов.

В СССР любили фабрики. Пытались даже родильный дом сделать фабриков. Столовую оказалось проще. Фото:samara.domostroyrf.ru

Здание в виде серпа и молота, символизирующие эпоху социализма, в начале 90-х продали менеджерам автомобильной группы СОК. По тогдашней моде в фабрике-кухне открыли торговый центр, а на месте отдела по выдаче молочных смесей для младенцев в 1999 году появился популярный бар «Сквозняк», на 16 лет ставший приютом для неформалов, творческих людей, спортсменов, косящей под бандитов молодёжи и модных барышень с пониженной социальной ответственностью. Ну и, как водится, крутились там вертлявые парнишки, толкавшие всякую синтетику и фарму. Время было такое. Millennium. Можно было почти всё.

В начале прошлого года «Блокнот-Самара» уже рассказывал об истории фабрики кухни и планах ее трансформации в самарский филиал Третьяковской галереи. Дело нужное и хорошее. Впрочем, как это водится в Самаре, не обошлось без интриг и скандалов.

Вас тут не стояло

Вдохновители создания самарского филиала Третьяковской галереи Александр Хинштейн и архитектор Виталий Стадников. Фото:sobaka.ru

Популярность не открытой картинной галереи такова, что в 2021-2022 году региональные власти попытались застолбить за собой право называть себя инициаторами проекта, авторами и вдохновителями. Однако реальные «отцы» нового образа старинной фабрики-кухни (проект стартовал еще при губернаторе Меркушкине) депутат - Госдумы Александр Хинштейн и лидер архитектурной общественности Самары Виталий Стадников не согласились с тем, что их отодвигают в сторону. Между ними и группой чиновников сменивших Меркушкина в 2017 году, начался конфликт.

Губернатор Меркушкин был далек от изобразительного искусства, но хотя бы не мешал. Фото: Volga.news.ru

Ругались не лично и не публично. «Гадили»друг другу в социальных сетях, чужими устами и очень интеллигентно. Всё закончилось в один прекрасный день, когда Стадникова выгнали из областного правительства, а сотрудница городского департамента строительства при помощи фотошопа сделала из фото архитектора шарж на одного известного человека. Скандал получился громкий. Вой стоял на всю Россию.

Виталий Стадников с усиками по моде 30-х годов стал похож на Чарли Чаплина и на мирового гения зла одновременно. Фото:63.ru

«Слушай, я тут купил несколько картин русских художников-передвижников, думал подарить их самарской Третьяковке. Но так как все переругались друг с другом, повешу картины у себя в бане», - рассказывал один из крупных самарских меценатов.

Хинштейн проводит экскурсию по самарской третьяковке для министра культуры РФ Ольги Любимовой. Скриншот sova.info

На какое-то время ситуация внешне успокоилась. Основные участники подковёрных разборок фальшиво улыбались друг другу, привозили высокопоставленных гостей из столицы и по очереди с ними позировали. А потом р-р-раз иминистр культуры Татьяна Мрдуляш резко лишилась работы. Подвели, говорят, политические взгляды… и участие в скандале вокруг фабрики-кухни. Со счетом 1:1 топор войны был зарыт.

Думаете, на этом всё? Да как бы не так. Интерес людей к фабрике кухне не утихает. Пользователи социальных сетей с негодованием обсуждают стаи бродячих собак, оккупировавших задний двор Третьяковки. 


Люди попроще смаковали подробности ДТП, когда самосвал потерял управление и лишь чудом не въехал в здание музея. 



Столичные гости, прогуливающиеся по саду Баланса, пытаются уяснить разницу между художественной установкой камней и их кучей, сваленной ленивыми рабочими.

Фото: Катарина Федулова

Последняя история вокруг фабрики кухни связана с установкой супрематического куба, в котором автор так «удачно» подобрал цвета, что пользователи социальных сетей переругались друг с другом. Одни увидели радугу и искусство, а другие состав на возбуждение административного дела. Но тут, как говорится, дело вкуса.


Ну и конечно все ждут мая месяца, когда, самарский филиал Третьяковской галереи заработает реально, а не «технически». Правда, поесть там не получится, а еду можно будет увидеть только на картинах.

Однако не Третьяковской галерей знаменита фабрика – кухня, а культовым баром «Сквозняк». В нем пел и дрался Сергей Шнуров (группа Ленинград), делал тату самый таинственный и одновременно популярный в России бизнесмен Юрий Качмазов, а в подсобке бара создавали самую популярную группу России D’Black с которой на набережной поет меценат Владимир Аветисян. Приведем отдельные цитаты из интервью арт-директора «Сквозняка» Натальи Дымовой интернет-журналу «Другой город» от 2015 года. Автор Андрей Кочетков.

Фото:drugoigorod.ru

- Не было в городе такого заведения вообще. И почему бы его было не создать? Главными действующими лицами в начале были Дмитрий Толузаров, Сергей Михеев, Олег Завалишин и Рашид Мухутдинов. Они занимались всякими экстремальными видами. «Сквозняк» нужен был для того, чтобы где-то собираться друзьям по интересам. Вместе выпивать, слушать хорошую музыку, смотреть спортивные видео. Им интересны были сноуборд, лыжи, виндсёрфинг. Это связано было с их увлечениями, со спортом. Рашид Мухутдинов вообще путешественник. Он совершал неимоверные какие-то такие путешествия по маршруту Джека Лондона..

- У нас был очень хороший повар Александр Гуров. Пил, правда, много, но творил чудеса. И у нас была полноценная кухня. Говорят, что он готовил яичный коктейль, который похмелье снимал в течение двух минут. Причем любую стадию. Готовили всякие вкусности. Он пек пироги, делал рульки, десерты… Приезжали не последние люди города к нам на обед. А это о чём-то говорит. То есть Александр был действительно гений. А потом где-то с пяти часов начиналась движуха.

- Первая группа, у которой у нас получился знаковый концерт, – это «Ленинград» в 2000 году. Для меня было вообще дико, когда зашло несколько невменяемых людей, не выговаривающих вообще половину слов, потому что они были настолько пьяны… Я говорю: «А вы вообще можете играть?» А мне говорят: «Всё будет».

- После пятой или шестой песни кто-то Шнуру из зала что-то крикнул такое… Он поставил гитару, сделал шаг в зал, врезал по мордасам, тут же врезали ему. И Шнур с бланшем уже пошел на сцену доигрывать песню.

- Это была вакханалия. Для меня, закончившей музыкальное училище и воспитанной на интеллигентной, классической музыке, это было жуткое дело. У нас был еще бильярдный зал, «Ленинград» после концерта туда пошли, сломали там стол для настольного футбола. Я была в ужасе, так как чувствовала дикую ответственность. И я встала и говорю: «Пока вы мне не почините этот стол, я вас отсюда не выпущу». И они починили стол. Эту историю до сих пор Шнур помнит.

- А ещё Шнур зажигалкой хвалился. У него был обычный BIC пластиковый. Шнур говорит: «Это Кустурицы». Я говорю: «Что, подарил что ли?» А он: «Нет, я своровал».

- Ещё случались спонтанные концерты. Например, приезжала группа «Сливки». Выступала она где-то в «Звезде», а потом музыканты пришли в «Сквозняк». Вышла из их состава на сцену девушка и начала петь в микрофон не свои песни, а стандарты блюзовые или фанковые. Был концерт БГ после «Звезды». Они тоже после концерта пришли в «Сквозняк». И вылезли на сцену точно так же. БГ каверы американские и английские пел. Здесь было то, что всех музыкантов прямо пропирало. Они даже не собирались, вылезали все на сцену: «Хочу спеть». То есть это действительно так было, никто никого не упрашивал. Тем более, им никто не платил никаких денег. Просто настолько атмосфера способствовала такому проявлению, что всем хотелось сыграть.

 

 

Новости на Блoкнoт-Самара
самаратретьяковская галереявиталий стадниковниколай меркушкиналександр хинштейн
0
0