Самара Пятница, 26 апреля

92 года назад был основан Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

14 декабря 1930 года был открыт Самарский театр юного зрителя «СамАрт». Тогда в городском Клубе коммунальников был показан первый спектакль театра — «Аул Гидже» по пьесе Н. Шестакова в постановке режиссёра Бориса Смирнова.

За прошедшие 90 лет в театре юного зрителя было поставлено свыше 500 спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики, современной драматургии, некоторые из которых получили высшие награды на всероссийских и международных театральных фестивалях.


Спектакль «Маугли». Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

Немного из истории

1930 годы. Студёный декабрь удивил самарцев не только предновогодними морозами, но и необычной афишей. В ней сообщалось о том, что в клубе коммунальников, в Самарском краевом театре юного зрителя состоится премьера спектакля по пьесе Н. Шестакова «Аул Гидже» в постановке режиссёра Бориса Смирнова. Что немаловажно для ТЮЗа того времени, пьеса не была слишком «густонаселенной», а значит, не требовала большой труппы. В год открытия спектакль ТЮЗа посмотрели 124 тысячи зрителей. Труппа театра насчитывала 19 человек.

Репертуар ТЮЗа был достаточно разнообразен. «Дубровский» А. Пушкина, «Тартюф» Ж-Б. Мольера, «Бедность не порок» А. Островского, «Дон Кихот» Сервантеса. Особое внимание юного зрителя привлекла пьеса А. Бруштейн по роману Г-Б. Стоу «Хижина дяди Тома».


Приглашаются новые актёрские силы, режиссёры, специалисты художественно-постановочной части. Театр формирует свой оркестр. Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

В 1937 году произошло важное событие в жизни ТЮЗа. Прежде он входил в систему народного образования. Это соответствовало его педагогическому назначению, но чисто профессиональные проблемы наркомпросовцев интересовали меньше. Теперь театр был переподчинён Куйбышевскому управлению по делам искусств и занял место среди профессиональных коллективов Куйбышевской области.

Казалось, лучшие спектакли ТЮЗа впереди — для этого были все основания. Но, как гром в ясный день, прозвучало страшное слово «война». В июне 1941 года Куйбышевский ТЮЗ перестал существовать.

1940 годы. Второе рождение театра состоялось 1 июня 1943 года. Была показана премьера «На заре туманной юности». Художественным руководителем театра был назначен Николай Абалкин.


Военно-патриотическая направленность репертуара военных лет, естественно, определяла всю деятельность ТЮЗа. Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

В репертуаре спектакли: «Надежда Дурова» А. Лискерова и И. Кочеткова, «Финист — Ясный сокол» Н. Шестакова, «День живых» А. Бруштейн. Пришли печальные известия о том, что погибли на фронтах войны режиссёр А. Масленников, артисты А. Зверев и А. Михайловский.

1950 годы. Заметным явлением в жизни театра этих лет стали спектакли классического репертуара: «Накануне» И. Тургенева, «Гроза» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, «Мещане» М. Горького. К этому времени драматургия для детей художественно обогатилась. В лидеры тюзовского репертуара вышли такие известные писатели, как Лев Кассиль, Сергей Михалков, Виктор Розов. Но, пожалуй, самым репертуарным в ТЮЗе был Аркадий Гайдар, его «РВС» в разные годы ставился несколько раз.


Спектакль «Р.В.С.». Видимо, занимательность сюжета, позволяла создателям спектаклей передать подросткам романтику и героику революционных событий. Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

В те же годы произошло странное, если не сказать нелепое событие. Театр назвал себя именем А.С. Пушкина. Но правительство ходатайство куйбышевцев оставило без внимания.

1960 годы. Театр возглавил П. Даульсон. С его именем связано начало одной доброй и творчески плодотворной традиции ТЮЗа — работа с местными драматургами. Повесть журналиста Андрея Вятского «Лидка-чапаенок» стала основой спектакля «Выросли мы в пламени». Пьеса самарского драматурга В. Молько «Когда в сердце тревога», родившись в Куйбышеве, была принята к постановке и в других городах СССР.

Новое направление в работе театра, связанное с именами главных режиссёров Наума Генцлера и Якова Лобача, определило и новое сценическое претворение героической темы в спектаклях ТЮЗа. Ярким примером этому является постановка спектакля «Как закалялась сталь». Она отличалась от предыдущих сценических осмыслений популярного романа попыткой предельно обнажить сложный внутренний мир героя. Роль Павки Корчагина в этом спектакле сыграл молодой артист Алексей Симкович.


Спектакль «Как закалялась сталь», 2018. Театр пытается проникнуть в глубину характера своих героев, их нравственность. Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

Также в эти годы идёт реконструкция театра, коллектив вынужден выезжать на длительные гастроли, играть спектакли на сценах городских и сельских клубов.

1970 год, в сентябре в помещении Дворца культуры на площади им. Кирова стартовал 40-й сезон ТЮЗа. В 1971 году театр открыл новый сезон в отремонтированном здании на ул. Самарской (бывший «Аквариум»).


Здание бывшего ресторана-варьете «Аквариум» (Самарская, 95). Фото: livejournal

Это был период творческого подъёма. 70-е годы в театре связаны с именем талантливого режиссёра Льва Шварца. Он промелькнул на куйбышевской сцене, как метеор. Несмотря на это оставил заметный след в её истории. Начал с яркого спектакля «Итальянская трагедия» по роману Э-Л. Войнич. Ярко, красочно решил он спектакль «РВС», превратив его в своеобразный мюзикл — с песнями, танцами, хором. Это было похоже на фейерверк, красиво и зрелищно.


Шварц заявил, что создаёт «поэтический театр». Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

Почти все спектакли ТЮЗа того времени были музыкальными. К большинству из них музыку написал зав. музыкальной частью театра, композитор Леонид Вохмянин.

В 1975 году директором театра стал Валерий Ерохин, а главным режиссёром — Тенгиз Махарадзе. Спектакль «Дерзость» по пьесе Погодина стал его визитной карточкой. В 1977 году спектаклем «Допрос» по пьесе Родионова открывается малая сцена театра.

Следующим главным режиссёром становится Евгений Фридман. Он ставит «Донские рассказы», «Тома Сойера», «Четыре девушки и странный персонаж», «Винни-Пух и все, все, все», «На дне». Фридман открыл театральной Самаре актёрский талант Игоря Данюшина в спектакле «Четыре девушки и странный персонаж», а затем в трогательной истории о Шишке.

1980 годы оказались для театра достаточно непростыми. Почти четыре года театр вынужден был скитаться по разным сценическим площадкам города и области.

В эти годы театр много работал с приглашёнными режиссёрами. Например, Михаил Карпушкин поставил спектакль «Гуманоид в небе мчится или А всё-таки она вертится» А. Хмелика и «Завтра была война» Б. Васильева, а Александр Золотухин — «Разбойники» Ф. Шиллера.


Разнообразие спектаклей в 80-х годах. Фото: Союз театральных деятелей РФ 

В 1982 году главным режиссёром театра становится Владимир Муравец. Его режиссёрский дебют — спектакль «Подсвечник Чаадаева» Г. Полонского. В театральных программках появились новые имена артистов. Э. Терехов стал самым молодым заслуженным артистом РФ в Куйбышевском ТЮЗе.

В апреле 1984 года пронёсся слух — ТЮЗ собираются закрыть, присоединив его как молодёжную студию к академическому театру драмы. И началась полемика в прессе — за и против ТЮЗа. Идея «объединения», к счастью, не была осуществлена.


И как в былые времена зрители встали на защиту любимого театра. 
Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

В 1990 год свой юбилейный 60-й сезон «СамАрт» смог открыть в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Тимуровец». С этого года началась новая история «СамАрта».

Один за другим ставятся спектакли, о которых заговорил город. Приход в труппу заслуженной артистки России Любови Альбицкой позволил решиться на такой смелый эксперимент, как постановка пьесы А. Копита «Папа, папа, бедный папа…», в которой глубина философского содержания сочеталась с изощрённой сценической формой.


Спектакль «Папа, папа, бедный папа…». Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

Вершинным достижением этих лет театра, безусловно, стала «Поминальная молитва» Г. Горина. С этого спектакля, поставленного в 1992 году А. Дрозниным, началось плодотворное, но, увы, недолгое сотрудничество «СамАрта» с выдающимся мастером сцены народным артистом СССР Николаем Михеевым. «Поминальная молитва» с большим успехом была показана на фестивале «Театры Самары в Москве» в ноябре 1993 года. Это был, кстати, первый в истории Самарского ТЮЗа выезд в столицу.


Спектакль «Поминальная молитва» Г. Горина, 1992 год. Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

«СамАрт» не сбавляет обороты. В репертуаре театра появляются «Ромео и Джульетта». Режиссёр-постановщик А. Болотов представил публике, кажется, совершенно нетрадиционных главных героев шекспировской трагедии. Очередным интригующий сюрпризом стал «Гамлет» в постановке англичанина Аласдера Рамсея. Другим интересным событием было выступление артистов ТЮЗа Юрия Долгих и Юрия Землякова в спектакле «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера в составе английской труппы. А на сцене «СамАрта» состоялся дебют голландского режиссёра Рула Твейнстра.

Поставленный им спектакль «Биение сердца» был показан на фестивале во Фрайбурге (Германия), а позже, в 1998 году на Авиньонском фестивале во Франции.

В эти годы у театра много интересных достижений.

2000 годы. В начале нового века впервые театр ставит пьесу Евгения Гришковца. Над постановкой «Записки русского путешественника» работает народный артист Владимир Стеклов.

«Palimpseston или одно вращения спектакля вокруг своей оси» Константина Богомолова и «Счастливый Ганс» Александра Кузина побывали более чем на двух десятках российских и международных фестивалей. За всё это время «СамАрт» побывал на гастролях в Берлине, дважды в Корее и Японии, Эстонии, Хорватии, Украине, Иране, Болгарии, Австрии и Франции.


Спектакль «Palimpseston или Одно вращение спектакля вокруг своей оси». Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

Масштабный спектакль-мюзикл «СамАрта» «Вино из одуванчиков» едет на Национальный фестиваль музыкальных спектаклей «Музыкальное сердце театра», где получает премию за лучшую пьесу.

С 2006 года «СамАрт» проводит Творческую лабораторию «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких». Каждый год в Самарский ТЮЗ съезжаются студенты и недавние выпускники театральных вузов страны и создают на базе «СамАрта» мини-спектакли для детей, а критики и театроведы оценивают их работу и по возможности дают путёвку в профессиональную театральную жизнь.

За это десятилетие театр провёл шесть Международных фестивалей театров для детей «Золотая репка». 14 декабря 2010 года «СамАрт» спектаклем «Зримая песня» отметил 80-летний юбилей.


«Танго втроём», фрагмент театрализованного концерта «Зримая песня». Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

А что сейчас?

А сейчас в отремонтированное здание «Аквариума» переехал Самарский театр кукол. Театр юного зрителя находится по адресу Льва Толстого, 109, и в декабре покажет несколько репертуаров:

— Ревизор,

— Денискины рассказы,

— Не вижу текста,

— Женитьба Бальзаминова,

— Сны Алисы.


«Сны Алисы». Фото: Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

По материалам официального сайта Самарского театра юного зрителя «СамАрт», «Самарт — театр поколений. Хроника»

Новости на Блoкнoт-Самара
Самаратеатристория
0
0