Самара Пятница, 26 апреля

78 лет назад Куйбышевский завод КАТЭК (завод имени Тарасова) был награждён орденом Ленина

78 лет назад Куйбышевский завод КАТЭК (завод имени Тарасова) был награждён орденом Ленина

Фото: официальный сайт Завода имени Тарасова

Сегодня, 28 октября, Самарский завод имени Тарасова (бывший «Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов» - КАТЭК) отмечает важную дату в своей истории: 78 лет назад, в 1944 году за образцовое выполнение заказов фронта для танковой и автомобильной промышленности Куйбышевский завод КАТЭК Указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён орденом Ленина.

Сегодня завод имени Тарасова получил все шансы нарастить и приумножить былое могущество: выпускаемая им продукция имеет двойное значение: как для гражданской, так и для оборонной отрасли. А международные санкции, наложенные на Россию, и уход иностранных конкурентов, выпускающих аналогичное оборудование, позволят самарскому предприятию достичь новых рекордов. Пришло время повторить подвиг!

Немного из истории завода им. Тарасова (КАТЭК)

В начале 30-х годов прошлого века в Самаре началось строительство карбюраторно-арматурного завода. Впервые в истории страны такой завод был спроектирован самостоятельно государственным институтом «Гипроавтопром». Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были карбюраторы, за которые приходилось платить миллионы рублей золотом Форду.



«Ни гроша «Форду» — даешь советский карбюратор!» - под таким лозунгом трудились строители завода. Фото: официальный сайт Завода имени Тарасова

Завод был построен в 1934 году. 4 октября 1934 года литейный цех выпустил первую партию продукции. Этот день считается днём рождения завода. В октябре того же года молодой инженер Александр Тарасов отвез на международный конкурс в Москву новый дизель-насос, разработанный на заводе. Из 32-х представленных там дизель-насосов лучшим оказался именно самарский. Он и был утвержден к выпуску в массовое производство. К концу 1938 года завод ККАЗ вышел на проектную мощность, был освоен выпуск свечей зажигания.

22 июня 1941 года завод перешел на военное положение. В августе на территорию завода прибыло оборудование эвакуированного Ленинградского карбюраторного завода со всем личным составом, в ноябре — Московского завода автотракторного электрооборудования (АТЭ-1). 23 октября 1942 года распоряжением Совета народных комиссаров три завода были объединены. Новый завод стал называться «Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов» (КАТЭК).

28 октября 1944 года за образцовое выполнение заказов для фронта, для танковой и автомобильной промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награжден орденом Ленина.

В 1950-м году завод увеличил выпуск электрооборудования и карбюраторов и обеспечил этими изделиями новые модели автомобилей ГАЗ-53, ЗИС-150, «Москвич», «Победа». Завод освоил производство ряда изделий, которые при небольшой массе имели большую мощность.


 

В 1950 году заводчане первыми в СССР приступили к созданию генераторов переменного тока - более экономичных, простых и надежных в эксплуатации. Первые такие генераторы Г3, Г2Б сконструировали для автобусов ЗИС-127 и ЛиАЗ-158. Источник: официальный сайт Завода имени Тарасова

С 1955-го года завод был специализирован и стал выпускать всего пять наименований изделий: генераторы, стартеры, династартеры, магнето, свечи. В это же время заводчане впервые в СССР приступили к созданию генераторов переменного тока, более экономичных, простых и надежных в эксплуатации.

В 1960-е годы завод «КАТЭК» продолжает активно развиваться. Выпускались новые генераторов. В связи со строительством Волжского автозавода решением Правительства в 1967 году завод был определен основным поставщиком электрооборудования для будущих автомобилей «Жигули».

В мае 1970 года на небольшом участке был начат серийный выпуск новых конструкций генераторов и стартеров для Волжского автозавода. Для того чтобы полностью обеспечить ВАЗ электрооборудованием была проведена крупномасштабная реконструкция всего производства.

25 июня 1975 года заводу присвоено имя Александра Тарасова. За освоение новых видов изделий в 1984 году завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В сентябре 1990 года на базе КЗАТЭ имени А.М. Тарасова было создано Куйбышевское производственное объединение «Автотракторэлектрооборудование».

В июле 1993 года государственное предприятие завод автотракторного электрооборудования имени А.М. Тарасова было акционировано.


В 2001 году ОАО "ЗиТ" вошел в состав Группы Компаний "Тадем". Взят курс на техническое перевооружение и расширение рынков присутствия, в том числе за счёт увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Применяются инновационные решения, совершенствуется структура управления. Источник: официальный сайт Завода имени Тарасова

Завод им. Тарасова функционирует и в наши дни. 


Сборку генераторов и стартеров осуществляемую на автоматическом конвейере с применением принципов «бережливого производства». Контроль качества готового изделия осуществляется на стенда производства Risatti (Италия) с принципом нулевой ошибки (Poka-Yoke) (Каждое изделие проверяется на соответствие электрическим параметрам. При отклонении оборудование автоматическим манипулятором перемещает изделие в зону бракованной продукции). Источник: официальный сайт Завода имени Тарасова

Среди потребителей продукции завода — гигант автомобилестроения Волжский автомобильный завод («АвтоВАЗ»), для которого изготавливаются все типы генераторов и стартеров, а также Горьковский («ГАЗ»), Ульяновский («УАЗ»), Камский («КамАЗ»), Павловский («ПАЗ»), Уральский («Урал») и Минский («МАЗ») автомобильные заводы, Заволжский моторный завод («ЗМЗ»), Ульяновский моторный завод «Волжские моторы», Минский и Владимирский тракторные заводы, предприятия ВПК (что говорит само за себя) и многие другие. 


«ЗиТ» имеет весь технологический комплекс, обеспечивающий выпуск генераторов и стартеров: заготовительное, литейное, механообрабатывающее, сборочное, термогальваническое производства. Источник: официальный сайт Завода имени Тарасова

По материалам сайта «Линдовская железная дорога», История завода им. Тарасова (КАТЭК) материалам официального сайта Завода имени Тарасова.

Новости на Блoкнoт-Самара
СамараЗавод имени Тарасова
0
0