Самара Воскресенье, 25 февраля
Общество, 08.12.2023 13:28

В Самаре «вывели» новый вид «Колибри» – газотурбинный

Самарский университет им. Королёва (вуз-участник национального проекта «Наука и университеты») приступил к комплексным испытаниям малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД) для компактных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Испытания продлятся около трёх месяцев.

Применение такого типа двигателя поможет увеличить скорость и грузоподъёмность БПЛА, на основе подобных газотурбинных двигателей можно будет производить перспективные грузовые беспилотные летательные аппараты на реактивной тяге.

«Начались комплексные испытания первого опытного образца малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 «Колибри», разработанного в нашем университете и предназначенного для небольших, но скоростных и грузоподъёмных реактивных беспилотных летательных аппаратов. Мы изготовили и полностью собрали двигатель, укомплектовали его экспериментальным прототипом системы управления, разработанной в университете», – рассказал Иван Зубрилин, директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королёва, заведующий молодежной научно-исследовательской лабораторией «Энергетические установки».

«Колибри», как муравей – может поднять груз намного больше своего веса. Фото: Самарский университет им. Королёва
«Колибри», как муравей – может поднять груз намного больше своего веса. Фото: Самарский университет им. Королёва

По словам Ивана Зубрилина, главная из ключевых особенностей малоразмерного газотурбинного двигателя «Колибри» по сравнению, например, с поршневыми той же размерности – высокое соотношение тяги и веса.

«То есть, он мал, да удал – почти как муравей, который может поднять груз намного больше своего веса. Весит двигатель-малютка всего 2,1 кг, при этом его максимальная тяга должна составить 220 Н (ньютонов). Длина «Колибри» - 30,6 см, диаметр - 11,8 см. Согласно расчётам, оснащенный таким двигателем небольшой беспилотник при общем взлётном весе 45 кг в перспективе сможет развивать максимальную скорость 800 км в час при максимальной высоте полета 9 км», – сообщается на сайте вуза.

Среди других особенностей разработки – встроенная, а не отдельная система управления, электрический запуск двигателя и возможность его дистанционного перезапуска во время полета. Двигатель может быть оснащен электрогенератором, с помощью которого будет подзаряжаться аккумуляторная батарея, питающая электронику БПЛА.

Беспилотник, если его оснастить таким двигателем, будет отличаться не только большой скоростью, но и увеличенной грузоподъёмностью. Фото: Самарский университет им. Королёва
Беспилотник, если его оснастить таким двигателем, будет отличаться не только большой скоростью, но и увеличенной грузоподъёмностью. Фото: Самарский университет им. Королёва

«Беспилотник, если его оснастить таким двигателем, будет отличаться не только большой скоростью, но и увеличенной грузоподъёмностью. Поэтому «Колибри» потенциально можно будет использовать и для создания грузовых беспилотников. Такие аппараты могут быть востребованы в удалённых регионах страны, и при необходимости смогут решать логистическую задачу доставки груза в труднодоступные районы при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры», - отметил руководитель проекта по созданию «Колибри», сотрудник Инжинирингового центра Антон Полтораднев.

Ещё одно преимущество – работать «Колибри» будет на традиционном авиационном топливе – керосине. Энергоёмкость керосина оказывается в 40 раз больше, чем у литий-полимерных батарей. А чтобы заправить БПЛА керосином, нужно всего несколько минут. Батареи же заряжаются гораздо дольше.

Напомним, что в Самарской области уже началось строительство первого российского завода по выпуску беспилотников.

Новости на Блoкнoт-Самара
наукатехнологииКолибриСамараСамарский университет им. Королёвабеспилотникдвигательтехника
0
0