Самара Вторник, 06 декабря
Общество, 22.11.2022 09:00

«Школьная форма – хорошо это или плохо?»: психолог прокомментировала новую инициативу Госдумы

На прошлой неделе в Госдуму внесли законопроект о реформах школьного образования. Среди прочего документ предлагает вернуть в школы школьную форму.

Предложение о школьной форме вызвало много дискуссий в обществе. Насколько оправдана эта инициатива, ностальгия это по советскому прошлому или реальная польза для образовательного процесса? На что стоит обратить внимание, об этом мы поговорили с детским и подростковым психологом Юлией Жиляковой.

«Школьная форма – хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос зависит от возраста. С психологической точки зрения на младших школьников и на старшеклассников форма оказывает разное влияние.

Начало школы – очень важный и значимый период в жизни каждого ребёнка. В этот момент новоиспечённый первоклашка чувствует себя повзрослевшим. Многое меняется в его окружении, жизненном укладе, а также появляются новые вещи, которые свидетельствуют об изменившемся статусе. И здесь, наличие формы является важным системообразующим элементом школьной жизни ребёнка. Ученики младших классов в форме чувствуют себя более взрослыми, собранными, лучше настраиваются на учебную деятельность. Школьная форма способствует сплочению коллектива, ощущению общности среди одноклассников», –рассказала Юлия.


Для младших школьников форма положительно склазывается на процессе обучения. Фото: Юрий Стрелец

Но в переходный период у детей проявляется желание самовыразиться.

«Всё меняется, когда дети из младших классов переходят в среднее звено. Как правило, этот период совпадает с началом подросткового возраста у детей. А в этом возрасте очень остро встаёт вопрос самоидентификации, самовыражения и проявления индивидуальности.

На мой взгляд, здесь нужно давать подросткам больше возможности проявляться. В том числе через одежду.

Кроме того, дети в этом возрасте ​особенно критично относятся к своему телу. Если у ребёнка будет возможность выбрать одежду, которая ему нравится, в которой ему удобно и комфортно – это положительно скажется на том, как он будет чувствовать себя в школе», – отметила психолог.


...чего не сказать о старших... У подростков сильное желание самовыразиться. Фото: Юрий Стрелец

По её мнению, здесь надо обратить внимание на очень важный момент:

«Не нужно забывать о том, что у ребёнка в подростковом возрасте меняется ведущая деятельность – с обучения она переключается на общение. И введение школьной формы, к сожалению, не сможет повлиять на повышение мотивации к обучению. Напротив – это может вызвать протест и отрицательно сказаться на отношение подростка к школе.

Стоит отметить, что, когда мы говорим о свободе самовыражения,​ речь не идет о вседозволенности. Любому ребёнку (даже подростку) необходимы рамки. Определенные правила, система, традиции ​ – это то, на что дети могут опираться. Всё это помогает ребёнку чувствовать себя более защищенным и уверенным в себе.

И если говорить о школьной форме, то здесь я бы рекомендовала ориентироваться на «золотую середину» и не вдаваться в крайности.

Дресс-код в школе – важный компонент корпоративной культуры. Разная одежда в учебном заведении, на прогулке, на праздничном мероприятии дает возможность проявлять те или иные стороны личности, служит так называемым регулятором различной деятельности человека.

Поэтому, на мой взгляд, достаточно определить деловой стиль в одежде школьников, выделить корпоративные цвета, обозначить недопустимые моменты в деталях одежды, а в остальном дать свободу для детей и родителей».


Сейчас советскую школьную форму выпускницы школ традиционно надевают на последний звонок. Фото: Юрий Стрелец

У школьной формы есть важная социальная функция – сделать всех равными и таким образом снизить риск травли, или буллинга, ребёнка в школе.

«Важно помнить, что существуют более серьёзные факторы, которые влияют на успеваемость детей, сплоченность класса и буллинг на почве «дорогой» или «дешевой» одежды, чем наличие или отсутствие школьной формы. Основные факторы – это эмоциональный климат в семье, ценности, которые родители транслируют детям и, конечно, многое зависит от профессионализма педагога», – резюмировала Юлия Жилякова.

Напомним, что министр просвещения России Сергей Кравцов так рассказал о новых инициативах: «Первое – это дополнительное обеспечение статуса русского языка как государственного языка России; второе – введение единой школьной формы, пусть каждая школа самостоятельно определит, какой именно; третье – передача школ на региональный уровень с целью централизации управленческих механизмов и для повышения эффективности управления системой образования».

Предложение о единой школьной форме, которую школа определит самостоятельно, – противоречиво само по себе. Непонятно, о чём речь – единая форма для всех школ, как было в советское время? Либо же каждая школа сама определяет форму – но здесь нет ничего нового. Такая практика существует и сейчас: каждая школа вправе сама определять, какую форму носят ученики, какие предметы одежды запрещены, а также устанавливать корпоративные цвета.

Новости на Блoкнoт-Самара
психологЮлия Жиляковашкольная формашкола
0
0
s8