Самара Вторник, 23 апреля
АВТО, 03.12.2022 10:17

Секешфехервар по цене лома: в Самарской области избавились от последнего «Икаруса»

Этот заслуженный автобус, знакомый, пожалуй, каждому, несколько десятилетий был легендой советского, европейского, а позже и российского пассажирского автопрома.

По заказу СССР различные модели «Ikarus» производились в Венгрии с 1970-х годов сразу на двух заводах, головной из которых расположен в небольшом промышленном городке Секешфехервар. Привыкшие к сложным оборотам родного языка, жители Венгерской народной республики только так и называли один из основных символов своей страны.

«Икарусы» поставлялись во все страны социалистического лагеря, включая даже далекую Кубу. И, конечно, возили людей во всех республиках Советского Союза. Автобус однажды побывал даже в Антарктиде, как и «Нива» из Тольятти. А два экземпляра трудились в Австралии.


С 2018 года в Самарской области на ходу оставался единственный "Икарус". Снимок 2022 года. Фото: Chagaga

С 2018 года в Самарской области на ходу оставалась одна такая машина. Остальные были списаны, порезаны или проданы в музеи по всей стране. Два «Икаруса» – в городской и междугородной версии – уехали из Самары в Автоград, где в Парковом комплексе истории техники имени Сахарова (бывший Технический музей ВАЗа с подводной лодкой) встали на вечный прикол. Один так и сгнил в запасниках, второй же выставлен на всеобщее обозрение, но восстановить до ходового состояния его уже невозможно.

А «гармошка» венгерского производства, представленная на фото, и вовсе оставалась единственной во всём Среднем Поволжье.

Последний рейс этот сочленённый Ikarus-280 совершил в сентябре 2022 года. А на днях его продали частному московского коллекционеру по сходной цене. За годы эксплуатации автобус серьёзно подгнил изнутри и на восстановление поклонник ретротехники готов потратить около 1 миллиона рублей. До Москвы тольяттинский «Икарус» добрался, разумеется, своим ходом.

У машины 1996 года выпуска интересная судьба. Из Венгрии в Тольятти он поступил не целиком, а в виде машинокомплекта. Шасси, кузов, двигатель, остальные детали, узлы и агрегаты – всё прибыло по отдельности.


Последний рейс этот сочленённый Ikarus-280 совершил в сентябре 2022 года. А на днях его продали частному московского коллекционеру. Фото: Chagaga

Сборкой венгерского конструктора занимался транспортный цех химзавода «ТольяттиАзот». Так получалось на 15% дешевле, чем покупать готовый автобус в Секешфехерваре. И все 26 лет жизни «гармошка» исправно работала на служебных рейсах «ТоАза». «Нет надежнее автобуса», – так про «Икарусы» говорили в автобусных парках по всей стране.

Формально последний «Ikarus» нашего региона каждый (!) будний день заезжал и в Самару. Он возил сотрудников химического гиганта в посёлок Прибрежный Красноглинского района и обратно. Всего два рейса в день. Благодаря чему внешне отлично сохранился. Заводчане-химики называли ставшую родной машину «белым лебедем».

И всё. Неожиданно в конце 2022 года в Самарской области закончилась 50-летняя эпоха легендарных «Икарусов».

Ранее «Блокнот» публиковал, по какой цене в Самаре продавали редкий спорткар, и почему он не пригодился хозяину.

Новости на Блoкнoт-Самара

Автомир Самары

  Тема: Самарский транспорт  
СамараТольяттитранспортперевозкиИкарусIkarusретроТольяттиАзотТоАззаводпромышленностьавтобуспассажирыисторияпамятьэпоха
0
0