Самара Пятница, 19 июля
Экономика, 27.06.2023 08:00

С места в карьер: любая стройка в Самаре начинается со щебня

Столица губернии – это не только космические ракеты и автомобили, но и довольно мощный строительный комплекс. Он позволяет строить стадионы, жильё, прокладывать дороги и возводить мосты, которыми так гордятся в Самарской области. В основе миллиардных проектов лежит обычный щебень. «Блокнот Самара» расскажет о Сокском карьере – месте, где из каменных глыб весом в десятки тонн и возрастом в сотни тысяч лет делают щебень, привычно хрустящий под ногами граждан и колесами автомобилей. Историй много, и все они интересные. Начнем с производства щебня.

Сокский карьер является частью АО «Сокское карьероуправление». Предприятие расположено в пос. Красная Глинка, на выезде Самары на берегу реки Сок рядом с местом её впадения в Волгу. Карьер состоит из двух частей. Старого карьера – он закрыт для разработки, но в нём можно гулять, плюс там есть легендарные Сокские штольни общей протяженностью около 50 км. И нового карьера, где ведётся добыча известняка, из которого и делают щебень.


- На картах район Сокского карьера выглядит так. Видно, старый и новый карьер.

Обычный человек туда попасть не сможет. Производство считается опасным: породу взрывают, а по дорогам карьера резво бегают здоровенные самосвалы «БелАЗ», перевозящие за один рейс порядка 30 тонн камня.

«Блокнот Самара» заглянул в самый центр этого интересного места и увидел, как делают щебень.Легенды и истории оставим до следующего раза. Сначала покажем производство. Начинается оно с… офиса, где принимают решения и строят планы.


- Back in the USSR.

В коридорах нет известковой пыли и щебня, зато висят фотографии природных красот, сопровождающих сотрудников карьера.


- Сотрудников карьера живописными видами не удивить. Они ими каждый день любуются.

В России победившего капитализма Сокский карьер – давно уже частное предприятие. Однако на нём свято чтут старые советские традиции. Есть доска почета, квартальные премии. Всё как в СССР.


Кстати, отдельные образцы строительной техники родом из Советского союза. Несмотря на внешность в стиле дизельпанка и фильмов про Безумного Макса, экскаваторы, бурильные машины и камнедробилки работают на электричестве. Ну и как тебе такое, Илон Маск?


- Экскаватор электрический. Никакого дыма и копти. Выглядит эпично.

На первый взгляд, известняк лежит на поверхности – черпай его ковшом экскаватора, грузи в самосвал и вези на дробилку. Но нет. Всё гораздо сложнее. Добраться до залежей известняка можно только сняв верхний слой земли, а это где-то 20-30 метров, накопившихся за несколько тысячелетий.


- Осенью на карьере особенно красиво.


- Главред «Блокнот Самара» интересуется, а что на той стороне карьера.

На освобожденный известняк заходят бурильные установки. Задача операторов – правильно подготовить шурфы (скважины) под взрывные работы.


- Оператор бурильной установки почти хирург и снайпер одновременно. Нужна осторожность и точность.

После чего нажатием кнопки огромный пласт породы – её вес может достигать нескольких десятков тысяч тонн – сдвигается, и его можно разбирать экскаваторами в буквальном смысле слова по камешку… весом в несколько тонн каждый.


- Так выглядит шурф куда устанавливается «хлопушка» способная сдвинуть огромный пласт породы.

Порода довольно быстро грузится в карьерные самосвалы «БелАЗ» и отправляется на дробильные линии.


- Несколько минут и почти 30 тонн породы едут в сторону дробилки


- Ленточный транспортер разгоняет разноразмерную продукцию по кучам.

Здоровенные куски разбиваются на мелкие, которые в свою очередь сортируются по размеру и собираются погрузчиками в здоровенные кучи щебня. Откуда и отправляются потребителям на стройки.


- Отгрузка на баржу идет полным ходом. Толкать ее будет буксир «Обухов».

Если не считать времени, потраченного на подготовительные работы, то весь цикл, от погрузки здоровенных булыжников в кузов самосвала и появления щебня, занимает около 30 минут. Основной объём щебня, вопреки бытующему мнению, достигает строительных площадок не самосвалами, а по воде. С берега его перегружают на баржи, стоящие на реке Сок, откуда он расходится по области и за её пределы.

В качестве побочного продукта при производстве щебня образуется доломитовая мука. В советское время ее использовали в качестве удобрения для сельского хозяйства и корма для животных. Запасы побочного продукта очень хорошо видны с автомагистрали. Выглядит это вот так.


- Куча доломита скопилось за несколько десятков лет. Сейчас ее убирают.

Однако капитализм строим. И даже ненужные на первый взгляд вещи можно в пользу обратить. На Сокском карьере доломит применяют в качестве одного из компонентов для выпуска сухих строительных смесей.


Несмотря на кажущуюся простоту, работа на Сокском карьере весьма сложная и требующая от водителей тех же карьерных самосвалов, операторов бурильных установок, машинистов управляющих экскаваторами максимальной сосредоточенности и профессионализма. Специалистов подобного профиля найти сложно – их обучают на предприятии. Зарплата по самарским меркам приличная. Правда и работать приходится в две-три смены. Строительный комплекс не знает выходных и праздников.

 

Новости на Блoкнoт-Самара
самарановостиБлокнотСокский карьерщебеньстроительствостроительные материалы
0
2