«Renault и AвтоВАЗ – бракоразводный процесс?»: что ждёт автозавод в случае расторжения сотрудничества
Экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, ветеран предприятия Юрий Целиков
Читайте также:
- К чёрту безопасность и экологию: для небогатых россиян ВАЗ разработал «шестёрку» в кузове «Гранты» (14.04.2022 14:51)
- «Чем они думали?»: бывший топ-менеджер ВАЗа назвал виновных в рекордных ценах на авто (02.03.2022 18:01)
- Автошок: ВАЗ объявил о максимальном повышении цен за всю историю. Публикуем таблицу (01.03.2022 13:39)
Альянс Renault-Nissan – контролирующий акционер AвтоВАЗа – объявил о «приостановке деятельности в России». Иностранные менеджеры компании покидают страну, а поставщики комплектующих и почти 40-тысячный трудовой коллектив автогиганта – итогов второго тура выборов во Франции. О ближайших перспективах завода «Блокнот-Самара» рассказал экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, ветеран предприятия Юрий Целиков.
– Скажите, что тут победит – политика или экономика? Желание иностранных автоконцернов делать деньги в России или давление на них западных правительств?
– Тут всё переплетено очень. Особенно сейчас. Сегодня французы попали в очень сложное положение. Им нравится работать в Тольятти, получать сумасшедшие по европейским меркам деньги. Конечно, они не хотят уезжать, рвать отношения…
Сейчас рабочие АвтоВАЗа находятся в корпоративном отпуске с 4 по 24 апреля
– Кстати, а какой реально разрыв в зарплатах российских специалистов и иностранных на заводе?
– В 7–10 раз по контрактам. Во Франции, Чехии, Румынии – очередь, чтобы поработать на АвтоВАЗе. И они с очень скорбными чувствами покидают нашу страну. Но, по моим данным, многие уже подписали заявления на отпускные – очень большие – с последующим расторжением контрактов. Московский офис альянса закрыт и опечатан. Дошло даже до уголовных дел по фактам невыплаты зарплат работникам «Renault-Россия». Это уже похоже на окончательный бракоразводный процесс между корпорациями.
– Всё-таки это необратимый процесс или скорее выжидательная позиция иностранных акционеров до какого-то итога конфликта на Украине и выборов во Франции?
– Как вы знаете, пятнадцать процентов Renault принадлежит французскому правительству, многое зависит от его решения. Сейчас у Renault доля в уставном капитале – 11 миллиардов, у российской стороны, «Ростеха», - 5,3.
Половина акций АвтоВАЗа должна находиться в руках трудового коллектива, считает Юрий Целиков
– Какие могут быть варианты в случае расторжения сотрудничества?
– На мой взгляд, было бы разумным для начала произвести «взаимозачёт». Мне кажется, было бы правильно вернуться к старой модели, при которой половина акций должна находиться в руках трудового коллектива…
– Но это же невозможно…
– Почему нет? Повторю, возможен взаимозачёт российских акций, которые арестовали, – насколько я знаю, в Renault, сами это предлагают. С возможностью выкупа, когда и если ситуация стабилизируется. Но об этом пока можно только гадать.
По словам Юрия Целикова, из-за высоких зарплат иностранным специалистам во Франции, Чехии, Румынии – очередь, чтобы поработать на АвтоВАЗе
– То есть, по сути, необходимо что-то вроде ренационализации АвтоВАЗа?
– Да, что-то вроде того. Я лично готов купить какое-то количество акций, и многие ветераны завода тоже! Это в каком-то смысле проверка на вшивость, на псевдопатриотизм!
– Возможна ли замена игрока – поставки компонентов из Китая, например?
– У нас есть законсервированный GM-АвтоВАЗ. Давайте пригласим туда китайских производителей, которые, например, лучше всех в мире делают электромобили. Давайте вкладываться в наших производителей. Главное: импортозамещение надо начинать не с производства, а с руководства! Но сейчас я думаю, что завод и Тольятти ждут минимум два трудных года.
Беседовал Антон Здобнов
Новости на Блoкнoт-Самара