Самара Воскресенье, 01 сентября
Экономика, 20.04.2022 10:03

«Renault и AвтоВАЗ – бракоразводный процесс?»: что ждёт автозавод в случае расторжения сотрудничества

Альянс Renault-Nissan – контролирующий акционер AвтоВАЗа – объявил о «приостановке деятельности в России». Иностранные менеджеры компании покидают страну, а поставщики комплектующих и почти 40-тысячный трудовой коллектив автогиганта – итогов второго тура выборов во Франции. О ближайших перспективах завода «Блокнот-Самара» рассказал экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, ветеран предприятия Юрий Целиков.

– Скажите, что тут победит – политика или экономика? Желание иностранных автоконцернов делать деньги в России или давление на них западных правительств?

– Тут всё переплетено очень. Особенно сейчас. Сегодня французы попали в очень сложное положение. Им нравится работать в Тольятти, получать сумасшедшие по европейским меркам деньги. Конечно, они не хотят уезжать, рвать отношения…


Сейчас рабочие АвтоВАЗа находятся в корпоративном отпуске с 4 по 24 апреля

– Кстати, а какой реально разрыв в зарплатах российских специалистов и иностранных на заводе?

– В 7–10 раз по контрактам. Во Франции, Чехии, Румынии – очередь, чтобы поработать на АвтоВАЗе. И они с очень скорбными чувствами покидают нашу страну. Но, по моим данным, многие уже подписали заявления на отпускные – очень большие – с последующим расторжением контрактов. Московский офис альянса закрыт и опечатан. Дошло даже до уголовных дел по фактам невыплаты зарплат работникам «Renault-Россия». Это уже похоже на окончательный бракоразводный процесс между корпорациями.

– Всё-таки это необратимый процесс или скорее выжидательная позиция иностранных акционеров до какого-то итога конфликта на Украине и выборов во Франции?

– Как вы знаете, пятнадцать процентов Renault принадлежит французскому правительству, многое зависит от его решения. Сейчас у Renault доля в уставном капитале – 11 миллиардов, у российской стороны, «Ростеха», - 5,3.


Половина акций АвтоВАЗа должна находиться в руках трудового коллектива, считает Юрий Целиков  

– Какие могут быть варианты в случае расторжения сотрудничества?

– На мой взгляд, было бы разумным для начала произвести «взаимозачёт». Мне кажется, было бы правильно вернуться к старой модели, при которой половина акций должна находиться в руках трудового коллектива…

– Но это же невозможно…

– Почему нет? Повторю, возможен взаимозачёт российских акций, которые арестовали, – насколько я знаю, в Renault, сами это предлагают. С возможностью выкупа, когда и если ситуация стабилизируется. Но об этом пока можно только гадать.


По словам Юрия Целикова, из-за высоких зарплат иностранным специалистам во Франции, Чехии, Румынии – очередь, чтобы поработать на АвтоВАЗе

– То есть, по сути, необходимо что-то вроде ренационализации АвтоВАЗа?

– Да, что-то вроде того. Я лично готов купить какое-то количество акций, и многие ветераны завода тоже! Это в каком-то смысле проверка на вшивость, на псевдопатриотизм!

– Возможна ли замена игрока – поставки компонентов из Китая, например?

– У нас есть законсервированный GM-АвтоВАЗ. Давайте пригласим туда китайских производителей, которые, например, лучше всех в мире делают электромобили. Давайте вкладываться в наших производителей. Главное: импортозамещение надо начинать не с производства, а с руководства! Но сейчас я думаю, что завод и Тольятти ждут минимум два трудных года.

Беседовал Антон Здобнов

Новости на Блoкнoт-Самара
АвтоВАЗЮрий ЦеликовRenaultРеноТольяттиакции
0
2