Самара Понедельник, 29 апреля
Общество, 11.01.2022 12:10

Путь в десяток лет: эксперт «Блокнота» усомнился, что общественный транспорт в Самаре удастся перевести на систему брутто-контрактов

Путь в десяток лет: эксперт «Блокнота» усомнился, что общественный транспорт в Самаре удастся перевести на систему брутто-контрактов

Подробно разбираем возможный переход общественного транспорта в регионе на систему брутто-контрактов

Самарский общественный транспорт могут перевести на систему брутто-контрактов в 2022 году. Такой вариант рассматривает администрация города.

«Блокнот-Самара» обсудил эту тему с председателем правления Ассоциации «Центр общественного взаимодействия» Андреем Ишмуратовым.

«Система брутто-контрактов предполагает, что перевозчику оплачивается пробег транспорта из средств муниципального оператора, который собирает деньги с пассажиров», – пояснил общественник.

Андрей Ишмуратов, председатель правления самарского областного Центра общественного взаимодействия
Андрей Ишмуратов, председатель правления самарского областного Центра общественного взаимодействия

По его словам, это способствует нормальной организации маршрутной сети. «В таком случае маршруты проектируются, исходя из реальной в них необходимости. Сейчас же они выстраиваются в соответствии с коммерческими интересами перевозчика».

Поэтому система брутто-контрактов более правильная, считает Ишмуратов.

Впрочем, у неё есть и обратная сторона.

«Если сейчас перевозчик хоть как-то заинтересован в сборе денег, то при переходе на брутто-контракты ему будет всё равно, он всё равно получит деньги», – рассказал общественник.

Система брутто-контрактов невыгодна прежде всего частным перевозчикам
Система брутто-контрактов невыгодна прежде всего частным перевозчикам

К чему же это приведёт? Ишмуратов рассказал, что кондукторы сейчас не воруют, потому что у них есть чёткий стимул – выручка. Если будет воровать кондуктор, то недополучит денег водитель, поэтому работники общественного транспорта присматривают друг за другом. «Нынешняя система плохая, но более-менее работает, а вот при брутто-контрактах воровство кондукторов достигнет попросту бесстыжего размера», – считает общественник.

И всё же на брутто-контракты переходить необходимо, убеждён Ишмуратов. Главная причина – проектировка маршрутов. Только так можно добиться максимального удобства для людей.

Общественник назвал и условие, ключевое для перехода на систему брутто-контрактов. Большинство платежей должны быть безналичными. «Если основная масса платежей осуществляется безналично, их труднее украсть. Пока в системе есть наличка, брутто-контракты работать не будут», – заключил общественник.

Для стимулирования безналичных платежей должна быть внедрена система скидок. Здесь Ишмуратов сослался на опыт Москвы.

Система брутто-контрактов позволит планировать маршруты исходя из интересов граждан
Система брутто-контрактов позволит планировать маршруты исходя из интересов граждан

«Стоимость проезда за наличные в Москве составляет 61 рубль, но по карте «Тройка» цена одной поездки гораздо меньше, 46 рублей. Кто в таких условиях будет платить за наличку?».

Однако внедрить подобные скидки при безналичной оплате в Самаре проблематично. Причина тому – маршрутный транспорт. Это коммерческие перевозчики, работающие исключительно за наличные. «Поэтому на муниципальном уровне не получится сделать стоимость проезда на транспорте по карте условные 30 рублей, а за наличные – 50 рублей. Ведь есть маршрутки, которые будут возить за 35 рублей при любых условиях. Здесь имеют место быть взаимосвязанные процессы. Всем перевозчикам необходимо перейти на единую модель оплаты. В противном случае все деньги будут разворованы в низовом звене», – прокомментировал Ишмуратов вероятные трудности.

Отсутствие брутто-контрактов – отличная лакмусовая бумажка, позволяющая судить о мощи коррупционного фактора
Отсутствие брутто-контрактов – отличная лакмусовая бумажка, позволяющая судить о мощи коррупционного фактора

Задачу по переходу на брутто-контракты Ишмуратов называет реальной, но считает, что ему может помешать лобби коммерческих перевозчиков. Они потеряют возможность использовать схему с обналом, когда полученную при оплате наличку прячут и не учитывают в выручке, тем самым уходя от уплаты налогов в самарский бюджет. Коррупционный фактор тут довольно силён, годовой оборот рынка составляет примерно 1 500 000 000 рублей, и это только в коммерческом сегменте. От одного лишь обнала по комиссии в 10% можно зарабатывать приблизительно 150 миллионов рублей в год. Ещё примерно 30 % от выручки приносит факт неуплаты налогов (НДФЛ + страховые взносы + налог на прибыль и т.д.). Это около 400 миллионов рублей. «Таких денег достаточно, чтобы лоббировать определённые интересы, заверил Ишмуратов».

И добавил: «Очень сомневаюсь, что у тех, к кому обратятся лоббисты, будет настолько большая сила воли. Поэтому отношусь к переходу на новую систему скептически. Скорее всего, это закончится ничем, какие-то реальные меры вряд ли примут». «Пока не разворошен коррупционный улей, до контрактов нам очень далеко», – считает Ишмуратов.

По заключению общественника, отсутствие брутто-контрактов – отличная лакмусовая бумажка, позволяющая судить о мощи коррупционного фактора. Например, на брутто-контракты перешли Ростов-на-Дону и Пермь. «Причина проста: там меньше воруют», – объясняет Ишмуратов. У Самары же путь к этой системе займёт ещё десяток лет. Такой печальный итог подводит известный в городе общественник.

Ключевое условие перехода для перехода на систему брутто-контрактов – подавляющая масса платежей должна быть безналичной
Ключевое условие перехода для перехода на систему брутто-контрактов – подавляющая масса платежей должна быть безналичной

Напомним, что с 1 января 2022 года в Самаре выросла стоимость проезда в общественном транспорте. Теперь одна поездка за наличный расчёт обойдётся пассажиру в 35 рублей; за безналичный расчёт – 32 рубля.
Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Самарский транспорт  
Самаратранспортденьгиценыперевозкибрутто-контрактыАндрей Ишмуратов
0
0