Общество,
11.01.2022 12:10
Путь в десяток лет: эксперт «Блокнота» усомнился, что общественный транспорт в Самаре удастся перевести на систему брутто-контрактов
Подробно разбираем возможный переход общественного транспорта в регионе на систему брутто-контрактов
Читайте также:
- Дептранс Самары обиделся на «тон» пассажирки и не стал отвечать на вопрос (03.01.2022 10:29)
- Дорого и опасно: федеральные эксперты оценили качество перевозок в Самаре (07.12.2021 11:55)
- "СамараАвтоГаз" пообещал жителям убрать с маршрутов неудобные автобусы (05.12.2021 18:01)
Самарский общественный транспорт могут перевести на систему брутто-контрактов в 2022 году. Такой вариант рассматривает администрация города.
«Блокнот-Самара» обсудил эту тему с председателем правления Ассоциации «Центр общественного взаимодействия» Андреем Ишмуратовым.
«Система брутто-контрактов предполагает, что перевозчику оплачивается пробег транспорта из средств муниципального оператора, который собирает деньги с пассажиров», – пояснил общественник.
Андрей Ишмуратов, председатель правления самарского областного Центра общественного взаимодействия
По его словам, это способствует нормальной организации маршрутной сети. «В таком случае маршруты проектируются, исходя из реальной в них необходимости. Сейчас же они выстраиваются в соответствии с коммерческими интересами перевозчика».
Поэтому система брутто-контрактов более правильная, считает Ишмуратов.
Впрочем, у неё есть и обратная сторона.
«Если сейчас перевозчик хоть как-то заинтересован в сборе денег, то при переходе на брутто-контракты ему будет всё равно, он всё равно получит деньги», – рассказал общественник.
Система брутто-контрактов невыгодна прежде всего частным перевозчикам
К чему же это приведёт? Ишмуратов рассказал, что кондукторы сейчас не воруют, потому что у них есть чёткий стимул – выручка. Если будет воровать кондуктор, то недополучит денег водитель, поэтому работники общественного транспорта присматривают друг за другом. «Нынешняя система плохая, но более-менее работает, а вот при брутто-контрактах воровство кондукторов достигнет попросту бесстыжего размера», – считает общественник.
И всё же на брутто-контракты переходить необходимо, убеждён Ишмуратов. Главная причина – проектировка маршрутов. Только так можно добиться максимального удобства для людей.
Общественник назвал и условие, ключевое для перехода на систему брутто-контрактов. Большинство платежей должны быть безналичными. «Если основная масса платежей осуществляется безналично, их труднее украсть. Пока в системе есть наличка, брутто-контракты работать не будут», – заключил общественник.
Для стимулирования безналичных платежей должна быть внедрена система скидок. Здесь Ишмуратов сослался на опыт Москвы.
Система брутто-контрактов позволит планировать маршруты исходя из интересов граждан
«Стоимость проезда за наличные в Москве составляет 61 рубль, но по карте «Тройка» цена одной поездки гораздо меньше, 46 рублей. Кто в таких условиях будет платить за наличку?».
Однако внедрить подобные скидки при безналичной оплате в Самаре проблематично. Причина тому – маршрутный транспорт. Это коммерческие перевозчики, работающие исключительно за наличные. «Поэтому на муниципальном уровне не получится сделать стоимость проезда на транспорте по карте условные 30 рублей, а за наличные – 50 рублей. Ведь есть маршрутки, которые будут возить за 35 рублей при любых условиях. Здесь имеют место быть взаимосвязанные процессы. Всем перевозчикам необходимо перейти на единую модель оплаты. В противном случае все деньги будут разворованы в низовом звене», – прокомментировал Ишмуратов вероятные трудности.
Отсутствие брутто-контрактов – отличная лакмусовая бумажка, позволяющая судить о мощи коррупционного фактора
Задачу по переходу на брутто-контракты Ишмуратов называет реальной, но считает, что ему может помешать лобби коммерческих перевозчиков. Они потеряют возможность использовать схему с обналом, когда полученную при оплате наличку прячут и не учитывают в выручке, тем самым уходя от уплаты налогов в самарский бюджет. Коррупционный фактор тут довольно силён, годовой оборот рынка составляет примерно 1 500 000 000 рублей, и это только в коммерческом сегменте. От одного лишь обнала по комиссии в 10% можно зарабатывать приблизительно 150 миллионов рублей в год. Ещё примерно 30 % от выручки приносит факт неуплаты налогов (НДФЛ + страховые взносы + налог на прибыль и т.д.). Это около 400 миллионов рублей. «Таких денег достаточно, чтобы лоббировать определённые интересы, заверил Ишмуратов».
И добавил: «Очень сомневаюсь, что у тех, к кому обратятся лоббисты, будет настолько большая сила воли. Поэтому отношусь к переходу на новую систему скептически. Скорее всего, это закончится ничем, какие-то реальные меры вряд ли примут». «Пока не разворошен коррупционный улей, до контрактов нам очень далеко», – считает Ишмуратов.
По заключению общественника, отсутствие брутто-контрактов – отличная лакмусовая бумажка, позволяющая судить о мощи коррупционного фактора. Например, на брутто-контракты перешли Ростов-на-Дону и Пермь. «Причина проста: там меньше воруют», – объясняет Ишмуратов. У Самары же путь к этой системе займёт ещё десяток лет. Такой печальный итог подводит известный в городе общественник.
Ключевое условие перехода для перехода на систему брутто-контрактов – подавляющая масса платежей должна быть безналичной
Напомним, что с 1 января 2022 года в Самаре выросла стоимость проезда в общественном транспорте. Теперь одна поездка за наличный расчёт обойдётся пассажиру в 35 рублей; за безналичный расчёт – 32 рубля.
Новости на Блoкнoт-Самара
«Блокнот-Самара» обсудил эту тему с председателем правления Ассоциации «Центр общественного взаимодействия» Андреем Ишмуратовым.
«Система брутто-контрактов предполагает, что перевозчику оплачивается пробег транспорта из средств муниципального оператора, который собирает деньги с пассажиров», – пояснил общественник.
Андрей Ишмуратов, председатель правления самарского областного Центра общественного взаимодействия
По его словам, это способствует нормальной организации маршрутной сети. «В таком случае маршруты проектируются, исходя из реальной в них необходимости. Сейчас же они выстраиваются в соответствии с коммерческими интересами перевозчика».
Поэтому система брутто-контрактов более правильная, считает Ишмуратов.
Впрочем, у неё есть и обратная сторона.
«Если сейчас перевозчик хоть как-то заинтересован в сборе денег, то при переходе на брутто-контракты ему будет всё равно, он всё равно получит деньги», – рассказал общественник.
Система брутто-контрактов невыгодна прежде всего частным перевозчикам
К чему же это приведёт? Ишмуратов рассказал, что кондукторы сейчас не воруют, потому что у них есть чёткий стимул – выручка. Если будет воровать кондуктор, то недополучит денег водитель, поэтому работники общественного транспорта присматривают друг за другом. «Нынешняя система плохая, но более-менее работает, а вот при брутто-контрактах воровство кондукторов достигнет попросту бесстыжего размера», – считает общественник.
И всё же на брутто-контракты переходить необходимо, убеждён Ишмуратов. Главная причина – проектировка маршрутов. Только так можно добиться максимального удобства для людей.
Общественник назвал и условие, ключевое для перехода на систему брутто-контрактов. Большинство платежей должны быть безналичными. «Если основная масса платежей осуществляется безналично, их труднее украсть. Пока в системе есть наличка, брутто-контракты работать не будут», – заключил общественник.
Для стимулирования безналичных платежей должна быть внедрена система скидок. Здесь Ишмуратов сослался на опыт Москвы.
Система брутто-контрактов позволит планировать маршруты исходя из интересов граждан
«Стоимость проезда за наличные в Москве составляет 61 рубль, но по карте «Тройка» цена одной поездки гораздо меньше, 46 рублей. Кто в таких условиях будет платить за наличку?».
Однако внедрить подобные скидки при безналичной оплате в Самаре проблематично. Причина тому – маршрутный транспорт. Это коммерческие перевозчики, работающие исключительно за наличные. «Поэтому на муниципальном уровне не получится сделать стоимость проезда на транспорте по карте условные 30 рублей, а за наличные – 50 рублей. Ведь есть маршрутки, которые будут возить за 35 рублей при любых условиях. Здесь имеют место быть взаимосвязанные процессы. Всем перевозчикам необходимо перейти на единую модель оплаты. В противном случае все деньги будут разворованы в низовом звене», – прокомментировал Ишмуратов вероятные трудности.
Отсутствие брутто-контрактов – отличная лакмусовая бумажка, позволяющая судить о мощи коррупционного фактора
Задачу по переходу на брутто-контракты Ишмуратов называет реальной, но считает, что ему может помешать лобби коммерческих перевозчиков. Они потеряют возможность использовать схему с обналом, когда полученную при оплате наличку прячут и не учитывают в выручке, тем самым уходя от уплаты налогов в самарский бюджет. Коррупционный фактор тут довольно силён, годовой оборот рынка составляет примерно 1 500 000 000 рублей, и это только в коммерческом сегменте. От одного лишь обнала по комиссии в 10% можно зарабатывать приблизительно 150 миллионов рублей в год. Ещё примерно 30 % от выручки приносит факт неуплаты налогов (НДФЛ + страховые взносы + налог на прибыль и т.д.). Это около 400 миллионов рублей. «Таких денег достаточно, чтобы лоббировать определённые интересы, заверил Ишмуратов».
И добавил: «Очень сомневаюсь, что у тех, к кому обратятся лоббисты, будет настолько большая сила воли. Поэтому отношусь к переходу на новую систему скептически. Скорее всего, это закончится ничем, какие-то реальные меры вряд ли примут». «Пока не разворошен коррупционный улей, до контрактов нам очень далеко», – считает Ишмуратов.
По заключению общественника, отсутствие брутто-контрактов – отличная лакмусовая бумажка, позволяющая судить о мощи коррупционного фактора. Например, на брутто-контракты перешли Ростов-на-Дону и Пермь. «Причина проста: там меньше воруют», – объясняет Ишмуратов. У Самары же путь к этой системе займёт ещё десяток лет. Такой печальный итог подводит известный в городе общественник.
Ключевое условие перехода для перехода на систему брутто-контрактов – подавляющая масса платежей должна быть безналичной
Напомним, что с 1 января 2022 года в Самаре выросла стоимость проезда в общественном транспорте. Теперь одна поездка за наличный расчёт обойдётся пассажиру в 35 рублей; за безналичный расчёт – 32 рубля.
Новости на Блoкнoт-Самара