Самара Четверг, 31 октября

Невзлюбил Самару, но та простила ему всё: 171 год назад на Волгу прибыл лучший зодчий нашего города

«Историки до сих пор спорят, лучшим он был архитектором дореволюционной Самары, либо в первой пятерке, но тот факт, что именно Андрей Мейснер определил облик исторической части города, принимают все. И до сих пор, спустя полтора века, на улицах старой Самары угадывается рука и талант зодчего», – рассказал «Блокноту» кандидат исторических наук Николай Алькин.

Говорят, направление с берегов Камы на Волгу, подписанное лично царем, Андрей Иванович воспринял как ссылку. Потому что в родной Перми к своим 42 годам Мейснер уже состоялся и как человек, и как профессионал. Построив там знаковые купеческие, жилые и административные здания, получил заслуженную славу, почет и, конечно, отличное жалование в статусе главного архитектора Пермской губернии.


Единственное изображение самарского архитектора Андрея Мейснера, дошедшее до наших дней

«Я сам недавно вернулся оттуда с научной конференции и был удивлен, что наследие Андрея Мейснера и сейчас в списке обязательных к посещению достопримечательностей этого уральского города. Губернская тюрьма, Гарнизонный батальон, церковь Рождества Богородицы, Городской архив, Александровская больница…», – уточнил Алькин.


Особняк Путилова на улице Алексея Толстого, ставший позже губернским дворянским собранием. Фото из архива редакции

Цель, с которой известного зодчего отправили холодным октябрем 1851 года на Волгу, была понятна. Накануне Самара, уездный 15-тысячный городок Симбирской губернии, получила статус губернского центра – региональной столицы, как бы сказали сейчас.


Колокольня Иверского монастыря и Сретенский храм, построенные в Самаре при участии Андрея Мейснера

Заштатный городишка встретил Мейснера, его супругу Наталью и троих детей холодным октябрем, гнилыми деревянными сараями, раскисшими дорогами. И, если верить летописцам, великий архитектор не понимал, как из этого можно сделать крепкий и чистый каменный город, который соответствовал бы статусу центра новоиспеченной Самарской губернии.

«Правды уже не узнать никогда, но кто-то полагает, что единственной мыслью Андрея Ивановича, было снести всю нашу деревянь под ноль и строить в чистом поле. Возможно, вселенная услышала его. Как раз в середине 1850-х годов по Самаре прокатилась волна страшных пожаров. Ужасали они в первую очередь своей площадью – горели целые кварталы деревянной застройки. Мейснер весьма быстро получил звание главного архитектора Самары, восстановив таким образом прежний чин», – объяснил кандидат исторических наук.


Гостиный двор на Алексеевской площади в Самаре до Революции

К сегодняшнему дню в том или ином виде на улицах старой Самары сохранилось около 10 объектов, к которым приложил руку пермский зодчий. Самый, пожалуй, известный – особняк Путилова на улице Алексея Толстого, ставший позже губернским дворянским собранием. А еще – Сретенский храм и колокольня в Иверском монастыре, возведенные в соавторстве с местным самарским зодчим Константином Макером. И, конечно, гостиный двор на Алексеевской площади (в настоящее время – площадь Революции).


Перестроенный бывший гостиный двор на площади Революции в Самаре, наши дни. Фото: Яндекс.Карты

Ранее мы рассказывали, в каком здании Самары и при каких обстоятельствах драматург Островский впервые зачитал свое знаменитое: «Свои люди – сочтемся!»

Новости на Блoкнoт-Самара
СамаракалендарьАндрей МейснерархитектураисторияпамятьнаследиеПермь
1
0