Неудобный губернатор: в Самаре стараются не вспоминать про Николая Меркушкина
Читайте также:
5 лет назад президент Путин поставил точку в интригах и скандалах вокруг губернатора Николая Меркушкина, отправив дедушку в отставку. Спокойнее в Самарской области после этого не стало. Новая команда, пришедшая к управлению регионом, присвоила себе достижения и успехи предшественника, а память о нем предали забвению. Самыми честными оказались жители. Порядка 20% называют Меркушкина «любимым губернатором», 24% до сих пор уверены, что он возглавляет Самарскую область, 27% хотели бы его видеть губернатором снова, 52% считают, что при Меркушкине в области больше всего строилось социальных и инфраструктурных объектов.
Губернатора Меркушкина любили простые люди, а элита ненавидела, называли "колхозник". Фото: Столица-С
Губернатор Николай Меркушкин оставил заметный след в истории Самарской области. Представители политической и бизнес элиты региона до сих пор искренне ненавидят «пришельца из Мордовии», называя его «Мордодед», а жители городов и сельских районов отзываются о нём с уважением и теплотой: он был свой, домашний. Но самое главное – Меркушкина помнят. В конце концов, где еще можно найти такого знатока футбола, космоса, медиа, науки, культуры, сельского хозяйства и «планов ЦРУ»?
Николай Меркушкин пришел на место Владимира Артякова. Фото:samara.kp.ru
Николай Меркушкин был направлен Президентом Путиным на губернаторство в 63-й регион в мае 2012 года. Тогда все ожидали, что он положит конец непрекращающемуся падению экономики области в пропасть, спасет её от эффективных менеджеров Владимира Артякова, остановит стартовавшее в середине нулевых уничтожение заводов. Однако давайте смотреть правде в глаза: из «спасителя» Самарской области Меркушкин стал очередным ее «могильщиком».
Меркушкин не доверял Азарову, однако поступил с ним по-человечески. Выслал из Самары на повышение в Москву, хотя мог бы поступить иначе
Социально-экономическое положение региона за время его губернаторства существенно ухудшилось. В частности, госдолг субъекта вырос почти в 2 раза, достигнув 75 млрд рублей, и его наращивание продолжалось – в феврале 2017 года эксперты Высшей школы экономики назвали Самарскую область одним из самых закредитованных российских регионов. Продолжилось отставание от других субъектов: весь экономический якобы рост области по факту можно классифицировать как безнадежный, постоянно увеличивающийся разрыв от конкурентов. К концу «эпохи варягов» - годов правления Меркушкина - самарскую индустрию фактически поделили на два.
На рисунке показано, как менялись доли ВРП Самарской и ее индустриальных «собратьев» (Свердловской области, Татарстана, Красноярского края) в экономике РФ. В 1998 году все 4 субъекта были на примерно одинаковом уровне – расхождения плюс/минус десятые доли процента. За 20 лет самарская экономика просто рухнула – с 3 до 1,8 процента. Тогда как наши «собратья» остались при своих показателях.
При Меркушкине так же закрывались предприятия. По оценкам специалистов, всего в Самарской области с начала 2000-х годов и до 2017 года исчезло порядка 100 крупных заводов. Ликвидировано 400 тысяч рабочих мест. Фактически, четвертая часть всего трудового фонда региона. Суммарный объем недополученного ВРП за два десятилетия может достигать 9 триллионов рублей. Вот примерно такую цену заплатил регион за «эффективную» экономическую политику. Оправдания про «всероссийский тренд» и что «по всей стране так» не имеют под собой никакого основания. Самарская область по степени усердности в уничтожении собственной экономики превзошла, пожалуй, практически все другие субъекты страны.
Меркушкин не любил и уважал своего главного критика, депутата Матвеева.
Лично Меркушкин может поставить себе «в актив» ликвидированные Обшаровскую и Тольяттинскую птицефабрики, комбинат «Родник», несколько больших свинокомплексов. Были закрыты предприятие «Жигулевские стройматериалы», тольяттинский «АвтоВАЗагрегат», сызранский завод «Пластик». Крупнейшие дорожные предприятия «Самарадорстрой» и «АВТ-Дорстрой» были признаны банкротами. Их место заняли фирмы, подконтрольные семейному клану Меркушкиных. После переезда НИМа в Самару прилавки местных магазинов заполнили продукты из Мордовии. На самые активные стройки поставлялся мордовский цемент. Кондитерка, сыры, молоко, куриное мясо — все приехало к нам вместе с губернатором.
Естественно, все это вызвало возмущение в самарских пабликах соцсетей. После скандала начали строить новую птицефабрику в Сергиевском районе. Затраты превысили 17 млрд рублей – это самый безумный проект Николая Ивановича. Чуть-чуть дешевле, чем стадион «Самара Арена». Птицефабрику так и не запустили. Нужно еще несколько миллиардов для завершения стройки. Этот объект «как кость в горле» застрял сегодня на балансе областного Минимущества. Никто толком не знает, что с ней делать дальше. Когда достроят, также не понятно.
Слушать Меркушкина приходилось долго. Говорить губернатор мог часами.
Отличился Николай Иванович и на социально-политическом фронте. Из-за резкого сокращения уровня соцподдержки пенсионеров катастрофически упали рейтинги власти и лично губернатора. Методы правления Меркушкина не соответствовали законам, по которым живет регион. Меркушкин находился в конфликте и с крупными финансовыми группами, и с местными депутатами и политиками, и с активными гражданами-общественниками, в частности. И даже с акулами виртуального пера он успел поссориться. Так «дело блогеров» стало одним из самых скандальных кейсов в самарской карьере Николая Ивановича. Одним словом, Самарская область не понимала и не принимала Меркушкина, а Меркушкин не понимал область и где-то ее даже ненавидел.
По словам различных спикеров, как только Меркушкина убрали из Самары, он на каждой встрече подчеркивал, какие «важные обстоятельства» предшествовали его отставке. Николай Иванович объяснял ее происками влиятельных врагов. По факту же Москва оказалась в шоке от того, что семья Меркушкина не только приватизировала едва ли не всю Мордовию, но и полезла дальше - в Самарскую область. Как писали мордовские СМИ, Кремль также раздражало и агрессивное желание Николая Ивановича посадить хоть куда-нибудь на «царство» Алексея Гришина (бывшего главу самарского Минстроя). Как утверждали источники, Николай Иванович хотел пристроить его главой Мордовии, либо сделать своим преемником в Самарской области. Но что-то пошло не так. Гришин стал не «преемником», а фигурантом уголовного дела.
Старики до сих пор уверены, что область возглавляет Меркушкин
Николая Меркушкина до сих пор помнят в Самарской области. Особенно журналисты. Для них дедушка Коля, «Колыван», НиМ, Мордодед был нескончаемым источником ораторских перлов. Так, в августе 2016 года на встрече с сотрудниками АвтоВАЗа, которые поинтересовались, когда им погасят долги по зарплате, Меркушкин обвинил их… в работе на Госдепартамент США. В том же августе на предвыборной встрече с жителями Октябрьского района Меркушкин заявил о том, что у Госдепа США есть план оккупации Самарской области, в связи с чем ЦРУ взломало почту правительства региона. А про критические публикации о себе Меркушкин рассказывал, что это часть «плана Даллеса» (мифическая концепция борьбы США против СССР).
Отставка Меркушкина стала логичным продолжением борьбы кланов за крупный регион, рассуждал глава фонда «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. «Ставил Меркушкина первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин. Но Меркушкин как-то очень быстро поймал звезду, с Володиным рассорился и с «Ростехом» отношения не наладил», - отметил Минченко.
К Меркушкину относятся по разному. Главное что его помнят.
ЭПИЛОГ.
Многих в Саранске и Самаре развеселил тот факт, что Николай Иванович был назначен на должность спецпредставителя финно-угорского конгресса. Наблюдатели посчитали это высшей формой троллинга со стороны Кремля и с иронией отмечали, что мордвин-мокша, сделавший в нищей республике многомиллиардное состояние, вынужден теперь общаться с «дотационной» финно-угорской элитой…». Сегодня дедушка Коля вообще ни с кем не общается: ни с финнами, ни с «угорцами», ни с журналистами. Многочисленные попытки коллег записать с ним интервью заканчивались отказом. По слухам, Николай Иванович сейчас постоянно находится в своем имении в Мордовии. Выращивает «клубнику» (в переносном смысле), смотрит телевизор и интернет, активно комментирует последние новости. «План Даллеса», как отмечает дедушка Коля, сегодня активно воплощается в жизнь. Самарская область тоже не забывает Меркушкина. Ежемесячно регион присылают прибавку к пенсии в размере около 150 тысяч рублей.
Новости на Блoкнoт-Самара