Самара Понедельник, 25 ноября
АВТО, 22.03.2022 09:00

Миллиард за километр: власти планируют открыть магистраль «Центральная» в Самаре в 2030 году

Миллиард за километр: власти планируют открыть магистраль «Центральная» в Самаре в 2030 году

Проектная документация по реконструкции участка магистрали Центральная (проспект Карла Маркса) была разработана ещё в 2007 году. Автор фото: Юрий Стрелец

Власти Самарской области вновь вернулись к идее строительства автомобильной магистрали Центральная. Речь идёт об участке 33,3 км, который пройдет через всю Самару, соединив Куйбышевский район и выезд на Самарскую обводную дорогу (см. схемы). По сметам 2018 года стоимость дороги составляет астрономическую сумму — 30,5 млрд рублей. Получается, 1 млрд рублей за километр. Учитывая, с какой скоростью всё дорожает, магистраль Центральная может обойтись налогоплательщикам намного дороже.

Как в Токио не получится

Магистраль Центральная — любимая тема всех современных губернаторов Самарской области, чиновников и политиков. Особенно в этом преуспел экс-глава региона Николай Меркушкин.

Центральная начнётся в Куйбышевском районе, пройдёт по проспекту Карла Маркса и дальше, через Волжский район, с выходом на обводную дорогу. Начиная с 2014 года, Меркушкин не переставал рассказывать журналистам, как после строительства этой магистрали, изменится транспортная инфраструктура Самары и прилегающих районов. Выходец из Мордовии планировал, что хотя бы часть этого масштабного проекта удастся завершить к 2018 году. Так он надеялся разгрузить город к Чемпионату мира по футболу. Не получилось. Скоро стало понятно, что денег на магистраль нет.

В 2018 году чиновники минтранса Самарской области заявляли, что полностью закончат работы по строительству магистрали Центральная в 2030 году. Автор фото: Юрий Стрелец
В 2018 году чиновники минтранса Самарской области заявляли, что полностью закончат работы по строительству магистрали Центральная в 2030 году. Автор фото: Юрий Стрелец

Средства, которые требуются на строительство, баснословные. Для сравнения: за 30,5 млрд рублей можно открыть в Самаре 6 новых станций метрополитена.

Сначала планы были грандиозные: построить шестиполосную дорогу, которая «разрежет» Самару, и позволит за несколько минут добраться из одного конца мегаполиса в другой.

«Будет, как в Токио», - обещал Меркушкин.

Но Самара так и не превратилась в столицу Японии. На проспекте Карла Маркса, как и много лет назад, можно встретить гаражи, автостоянки и даже пивные ларьки. А ещё прилегающую к будущей магистрали территорию активно застраивают многоквартирными домами.

Власти изъяли для государственных нужд участки дачников, чьи шесть соток попали в зону строительства магистрали Центральная. Автор фото: Юрий Стрелец
Власти изъяли для государственных нужд участки дачников, чьи шесть соток попали в зону строительства магистрали Центральная. Автор фото: Юрий Стрелец

Первый этап

9 марта 2022 года министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин подписал приказ о подготовке документации по планировке территории «в целях строительства проспекта Карла Маркса». В документе говорится о конкретном участке Центральной: от проспекта Кирова до границы городского округа Самара. Кроме того, минтранс намерен реконструировать магистраль на территории Волжского района. Речь идёт про первый этап: участок от Ракитовского шоссе до Обводной дороги.

На официальном сайте федерального казённого учреждения «Дороги России» можно найти информацию о том, что даже первый этап работ на этом участке Центральной позволит сократить время на транспортировку грузов и передвижение пассажиров. Ещё один жирный плюс — это снижение транспортных издержек.

По всей видимости, вопрос о строительстве первого этапа Центральной в Самаре решён. В открытых источниках можно найти информацию, что он согласован, а главное - одобрен с Правительственной комиссии по транспорту (протокол № 2 от 13 апреля 2018 года).

Магистраль «Центральная» пройдёт через всю Самару и, как считают чиновники, поможет решить транспортные проблемы областной столицы
Магистраль «Центральная» пройдёт через всю Самару и, как считают чиновники, поможет решить транспортные проблемы областной столицы

Итак, первый этап — это строительство 14 км автодороги. За пределами города предполагается сделать четыре полосы. Шесть полос хотят построить на участке, который пройдёт по территории города. Правда, он будет небольшим по размеру: всего лишь 2,8 км.

В настоящее время чиновники областного минтранса согласовывают документацию по строительству этого участка Центральной с главами Самары, Петра-Дубравы, Смышляевки и Чубовки. Через эти населённые пункты пройдёт часть будущей магистрали.

Изъяли для госнужд

Когда экс-губернатор Самарской области Николай Меркушкин только начал сравнивать Самару и Токио, обещая у нас в регионе точно такие же дороги, как в Японии, заволновались дачники. Дело в том, что многие участки садоводов попали в зону строительства Центральной.

Синяя линия на схеме — магистраль, красная линия — это участок Центральной, в отношении которого власти сейчас готовят документацию по планировке территории
Синяя линия на схеме — магистраль, красная линия — это участок Центральной, в отношении которого власти сейчас готовят документацию по планировке территории

Поначалу многие не верили, что их шесть соток будут изымать, но 10 сентября 2021 года появилось распоряжение, подписанное первым вице-губернатором Виктором Кудряшовым. В документе говорится о том, что для обеспечения строительства магистрали, участки дачников изымают «для государственных нужд Самарской области».

Все финансовые и юридические споры с владельцами земли власти региона поручили урегулировать ведомству Ивана Пивкина. Согласно документации, тот должен предусмотреть выделение средств «на соответствующие цели». По всей видимости, речь идёт о выкупе участков.

Трудно сказать (особенно в условиях постоянно меняющейся экономической реальности), успеют ли власти Самарской области открыть Центральную полностью до 2030 года. Но, похоже, что этот проект (даже, если он будет реализован в срок) принесёт много политических очков будущим кандидатам в органы власти. Ведь о нём можно говорить бесконечно. Главное, чтобы он так и не остался на бумаге в виде красивых презентаций областного минтранса. Слишком много масштабных идей ведомство Ивана Пивкина планирует внедрить в регионе.

Приказ минтранса Самарской области о подготовке документации по планировке территории участка магистрали Центральная от проспекта Кирова до границы городского округа Самара
Приказ Минтранса Самарской области о подготовке документации по планировке территории участка магистрали Центральная от проспекта Кирова до границы городского округа Самара

Новости на Блoкнoт-Самара

Автомир Самары

  Тема: Самарский транспорт  
Самарамагистраль Центральнаяденьгистроительствопроспект Карла МарксавластьмегаполисИван Пивкин
1
0