Миллиард за километр: власти планируют открыть магистраль «Центральная» в Самаре в 2030 году
Проектная документация по реконструкции участка магистрали Центральная (проспект Карла Маркса) была разработана ещё в 2007 году. Автор фото: Юрий Стрелец
Читайте также:
- Под Самарой построят лыжероллерную трассу за 150 млн рублей (04.01.2022 19:02)
- На дорогах Самары насчитали максимальное количество автомобилей российской сборки (12.08.2021 08:24)
- «Асфальт в шоке!»: новая развязка федеральной трассы М5 в Тольятти начала разрушаться (30.06.2021 15:56)
Власти Самарской области вновь вернулись к идее строительства автомобильной магистрали Центральная. Речь идёт об участке 33,3 км, который пройдет через всю Самару, соединив Куйбышевский район и выезд на Самарскую обводную дорогу (см. схемы). По сметам 2018 года стоимость дороги составляет астрономическую сумму — 30,5 млрд рублей. Получается, 1 млрд рублей за километр. Учитывая, с какой скоростью всё дорожает, магистраль Центральная может обойтись налогоплательщикам намного дороже.
Как в Токио не получится
Магистраль Центральная — любимая тема всех современных губернаторов Самарской области, чиновников и политиков. Особенно в этом преуспел экс-глава региона Николай Меркушкин.
Центральная начнётся в Куйбышевском районе, пройдёт по проспекту Карла Маркса и дальше, через Волжский район, с выходом на обводную дорогу. Начиная с 2014 года, Меркушкин не переставал рассказывать журналистам, как после строительства этой магистрали, изменится транспортная инфраструктура Самары и прилегающих районов. Выходец из Мордовии планировал, что хотя бы часть этого масштабного проекта удастся завершить к 2018 году. Так он надеялся разгрузить город к Чемпионату мира по футболу. Не получилось. Скоро стало понятно, что денег на магистраль нет.
В 2018 году чиновники минтранса Самарской области заявляли, что полностью закончат работы по строительству магистрали Центральная в 2030 году. Автор фото: Юрий Стрелец
Средства, которые требуются на строительство, баснословные. Для сравнения: за 30,5 млрд рублей можно открыть в Самаре 6 новых станций метрополитена.
Сначала планы были грандиозные: построить шестиполосную дорогу, которая «разрежет» Самару, и позволит за несколько минут добраться из одного конца мегаполиса в другой.
«Будет, как в Токио», - обещал Меркушкин.
Но Самара так и не превратилась в столицу Японии. На проспекте Карла Маркса, как и много лет назад, можно встретить гаражи, автостоянки и даже пивные ларьки. А ещё прилегающую к будущей магистрали территорию активно застраивают многоквартирными домами.
Власти изъяли для государственных нужд участки дачников, чьи шесть соток попали в зону строительства магистрали Центральная. Автор фото: Юрий Стрелец
Первый этап
9 марта 2022 года министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин подписал приказ о подготовке документации по планировке территории «в целях строительства проспекта Карла Маркса». В документе говорится о конкретном участке Центральной: от проспекта Кирова до границы городского округа Самара. Кроме того, минтранс намерен реконструировать магистраль на территории Волжского района. Речь идёт про первый этап: участок от Ракитовского шоссе до Обводной дороги.
На официальном сайте федерального казённого учреждения «Дороги России» можно найти информацию о том, что даже первый этап работ на этом участке Центральной позволит сократить время на транспортировку грузов и передвижение пассажиров. Ещё один жирный плюс — это снижение транспортных издержек.
По всей видимости, вопрос о строительстве первого этапа Центральной в Самаре решён. В открытых источниках можно найти информацию, что он согласован, а главное - одобрен с Правительственной комиссии по транспорту (протокол № 2 от 13 апреля 2018 года).
Магистраль «Центральная» пройдёт через всю Самару и, как считают чиновники, поможет решить транспортные проблемы областной столицы
Итак, первый этап — это строительство 14 км автодороги. За пределами города предполагается сделать четыре полосы. Шесть полос хотят построить на участке, который пройдёт по территории города. Правда, он будет небольшим по размеру: всего лишь 2,8 км.
В настоящее время чиновники областного минтранса согласовывают документацию по строительству этого участка Центральной с главами Самары, Петра-Дубравы, Смышляевки и Чубовки. Через эти населённые пункты пройдёт часть будущей магистрали.
Изъяли для госнужд
Когда экс-губернатор Самарской области Николай Меркушкин только начал сравнивать Самару и Токио, обещая у нас в регионе точно такие же дороги, как в Японии, заволновались дачники. Дело в том, что многие участки садоводов попали в зону строительства Центральной.
Синяя линия на схеме — магистраль, красная линия — это участок Центральной, в отношении которого власти сейчас готовят документацию по планировке территории
Поначалу многие не верили, что их шесть соток будут изымать, но 10 сентября 2021 года появилось распоряжение, подписанное первым вице-губернатором Виктором Кудряшовым. В документе говорится о том, что для обеспечения строительства магистрали, участки дачников изымают «для государственных нужд Самарской области».
Все финансовые и юридические споры с владельцами земли власти региона поручили урегулировать ведомству Ивана Пивкина. Согласно документации, тот должен предусмотреть выделение средств «на соответствующие цели». По всей видимости, речь идёт о выкупе участков.
Трудно сказать (особенно в условиях постоянно меняющейся экономической реальности), успеют ли власти Самарской области открыть Центральную полностью до 2030 года. Но, похоже, что этот проект (даже, если он будет реализован в срок) принесёт много политических очков будущим кандидатам в органы власти. Ведь о нём можно говорить бесконечно. Главное, чтобы он так и не остался на бумаге в виде красивых презентаций областного минтранса. Слишком много масштабных идей ведомство Ивана Пивкина планирует внедрить в регионе.
Приказ Минтранса Самарской области о подготовке документации по планировке территории участка магистрали Центральная от проспекта Кирова до границы городского округа Самара