Мэр-музыкант с печальными глазами: 31 год назад Ельцин назначил Олега Сысуева главой Самары
Фото: drugoigorod.ru
Читайте также:
25 лет прошло с момента, как Олег Сысуев перестал быть главой администрации Самары, а жители до сих пор с теплотой о нём вспоминают. Особенно женщины: им очень нравился томный взгляд чиновника, в глазах царила романтика и грусть, а когда он брал в руки гитару и начинал петь, барышни теряли рассудок. Согласно легенде, популярность Сысуева в массах была столь велика, что первый самарский губернатор Константин Титов испугался возможной конкуренции с его стороны на выборах и сплавил Сысуева «на повышение» в Москву, где тот работал чиновником, а потом ушел в бизнес. Всё это время жители Самары с теплотой вспоминали Олега Николаевича, упрашивая его вернуться обратно.
Владимир Путин советовался с Сысуевым. Фото: mirtesen.ru
Карьера Олега Сысуева – классический пример социального лифта, существовавшего в СССР и работавшего какое-то время в перестроечной России. Выпускник Куйбышевского авиационного института, работал мастером в авиаотряде по обслуживанию пассажирских самолетов. Затем секретарь парткома всё там же в авиаотряде, депутат районного и областного совета, выдвигался на должность генерального секретаря ЦК КПСС в компании Михаила Горбачева. Это не просто карьера, это мечта. Был замечен и обласкан первым президентом России Борисом Ельциным, который в привычной барской манере взял и назначил 31 декабря хорошего человека главой крупного промышленного центра. Сысуев о карьерном росте узнал только 3 января и то случайно.
Выбор президента оказался верным. На первых же выборах мэра Самары в 1994 году Сысуев набрал 72,8% голосов избирателей, а в 1996 году уже 73,2%! Популярность чиновника была столь велика, что в местных элитах, да и в народных массах, заговорили о Сысуеве как о человеке, имеющем большой потенциал на выборах губернатора. Тогдашний глава региона Константин Титов, носивший неформальный статус «народный губернатор», не на шутку огорчился и используя всё своё влияние в правительстве РФ, где приятельствовал с премьером Виктором Черномырдиным, устроил Сысуеву «перевод на повышение», избавившись от потенциального конкурента. Уж слишком любили Олега Сысуева в области. А солнце, как вы понимаете, может быть только одно.
Губернатор Титов и глава Самары Сысуев гоняли на досуге мячик. Фото: drugoigorod.ru
В федеральном правительстве, где чиновников меняли с такой же скоростью как носки, Сысуев продержался два года. Курировал вопросы социальной сферы, где в конце 90-х каждый день начинался со скандала, забастовок и прочих эксцессов демократического общества.
Сысуев ушел из политики, Путин остался. Кому из них можно позавидовать большой вопрос. Фото: mirtesen.ru
После очередной смены власти, ухода премьера Евгения Примакова, Сысуев в правительство не вернулся. Записался в банкиры, перебрался в теплый кабинет Альфа-Банка, откуда раздавал комментарии и оценки о ситуации в стране и вспоминал Самару. Редакция «Блокнот-Самара» подобрала отдельные цитаты из интервью Олега Сысуева, данного им интернет сайту «Другой город» в 2015 году. Многие из них актуальны и по сей день.
«В душе я буду еще долго мэром Самары. Мне это никто не запретит»
- Для меня это всё (назначение главой Самары) стало совершенной неожиданностью. Я не понимал, что происходит, я не представлял, как управлять таким хозяйством огромным в условиях абсолютного отсутствия денег, ресурсов, возможностей, без команды… Не было никакой команды. Все, кто были мной набраны, были набраны с той стороны жизни, с которой я не соприкасался. Из тех, с кем меня связывали дружеские отношения, я делал предложение только Александру Белоусову, но он отказался… Все остальные — либо представители старой команды, в основном из хозяйствующих дивизионов: Метелкин Владимир, Астахов Юрий, либо люди новые, например, Константин Ушамирский. В общем, такой был микс, мне кажется, вполне работоспособный.
Фото: ivanetsoleg.livejournal.com
- Сначала была исключительно задача, чтобы что-то по городу ездило и убирало снег. В феврале 1992 года случилась огромная авария на водоводе, и три дня большая часть города оставалась без воды. И все с напряжённым вниманием следили — особенно наши доброжелатели, представители СМИ — как новая администрация справится с этой аварией. А мы работали день и ночь. Я помню, что у нас последняя оперативка проходила в 10 вечера. Но я хорошо разбирался в кризисном управлении, потому что до этого частенько участвовал в комиссии по расследованию чрезвычайных происшествий в «Аэрофлоте», поэтому для меня это была школа достаточно знакомая. Это тоже был такой вход в профессию. Был в Самаре, посмотрел на город и могу точно сказать, что в 90-е годы он был гораздо более опрятным, гораздо более привлекательным и гораздо более симпатичным и благоустроенным. Тому много объективных причин. Город открывался, было очень много культурных проектов, межнационального, даже интернационального обмена. Город узнавали. Мне казалось, что именно это главное мое достижение. Была, безусловно, масса другого: автобусы покупали, что-то ремонтировали и так далее. Но самое главное — в городе была жизнь! Он жил! Элита жила, очень много интересного происходило, конфликты, дискуссии. Жители учились становиться горожанами, получали новые знания. Это была жизнь, а не мертвечина, которая сейчас ощущается на всех уровнях.
- Свобода, кстати, тогда, вопреки сложившемуся мнению, не была безбрежной. Был правильный ограничитель, но не сверху, а снизу. Это горожане. А еще сбоку был ограничитель — депутаты и средства массовой информации, которые в большинстве своем не были тебе ничем обязаны. Только одна городская «Самарская газета» существовала за счет городского бюджета, но всё остальное не было прикормленным и купленным. Симпатии и понимание этих СМИ надо было добиваться за счет других методов — за счет результатов своей работы, за счет открытости… Это совсем другая история была. Контроль был нормальный, цивилизованный со стороны свободной прессы как представителей открытого общества.
- Была совсем другая атмосфера. Какие у нас были дискуссии, выходящие на страницы газет, выходящие в разговоры политической элиты, выходящие с губернатором! Это же всё шло на пользу обществу! Вы что думаете, это не было ограничивающим фактором, что губернатор очень критически относился к деятельности городской власти, а мэр относился очень критически к деятельности губернатора и не скрывал своих чувств и эмоций в том числе в присутствии прессы?!
- Если иллюстрировать наши отношения с Константином Титовым, они были всякие. И много очень хорошего было, и не очень хорошего. Из «не очень хорошего» — это когда по приказу губернатора Титова почетную грамоту президента Ельцина, адресованную мне, спрятали в администрации области и три месяца мне ее не давали. Потому что Константин Алексеевич затеял тогда сложную игру по выдворению меня с должности руководителя города. Но это ему не удалось и пришлось ему все-таки грамоту отдать, потому что меня ей наградили без согласования с ним. А он копил истории, как у меня все плохо. А как же могло быть все плохо, если награждает грамотой президент Российской Федерации «За успехи в социально-экономическом развитии города»? Но это хорошо, что губернатор видел во мне соперника, это двигатель прогресса!
Сменивший Олега Сысуева Георгий Лиманский хотел быть губернатором. Но для этого все время чего-то не хватало. Фото: uralweb.ru
- В прикладном плане я никогда не задумывался идти на выборы губернатора Самарской области. Я искренне считал, что позиция мэра ничуть не менее значимая, чем губернатора. Она такая же самостоятельная, такая же почетная. Потому что в то время губернатор при существующих тогда законах не имел права командовать муниципалитетами. И поэтому мне казалось, что у него круг ответственности несколько уже. Он должен быть модератором, компромиссным лидером и так далее. Потом уже, когда я уехал в Москву, были неоднократные попытки подвинуть меня в сторону Самары в части выборов. Но, честно говоря, для меня было важно уже в личном плане обрести в бизнесе материальную самостоятельность. Но этот процесс затянулся. И когда этот процесс происходил, политики не стало. Вот и всё.
- Я проходил выборы дважды. Оба раза это были нетривиальные выборы, потому что они были прямые, с реальными конкурентами, абсолютно без каких-либо подтасовок. Со встречами с людьми в кинотеатрах, на улицах, на производствах и так далее. Это нормально, что для политика самые яркие впечатления связаны с выборами. Нервотрепка, сумасшедший график встреч, холодные залы, враждебная аудитория в залах… да, было такое. И через полтора часа эта аудитория становилась твоей.
- У нас были всенародные выборы мэра! И в соответствии с законом о местном самоуправлении и Конституцией России, местное самоуправление абсолютно самостоятельно в принятие решений собственной компетенции. Сейчас это не так. Местное управление не стало «само», оно от «само» ушло. В большей степень теперь оно подчинено. А новая реформа в Самаре… Оставить метлы для мусора и корзинки для сбора опавшей листвы… Никакое это не развитие. Это, как и везде, на всех уровнях политический камуфляж. Как бы с виду все демократично, а на самом деле люди сидят, заседают и ничего не решают. Сейчас от человека в политике требуется, во-первых, лояльность, во-вторых, лояльность и, в-третьих, — лояльность.
- Да, я считаю себя успешным мэром. Даже по формальному признаку. Я дважды избирался с высоким процентом на выборах. Вот и все, это самое главное — оценка в вопросе успешности или неуспешности в публичной политике. Ну а если по внутренним ощущениям… Наряду с моей работой в правительстве работа мэром Самары — это самое важное в жизни. Самое яркое, самое запоминающееся, самое непростое.
Никто из последующих мэров Самары не сумел догнать Сысуева по популярности у жителей. Фото: Игорь Казановский, еженедельник "Время".
- Время было такое, наполненное всякого рода событиями и людьми. И с точки зрения реализации себя как человека оно мне очень много дало. У нас был вкус ко всему новому. Мы, люди, выросшие в закрытом Куйбышеве, со всеми его военными оборонительными прибамбасами, но занимавшиеся рок-н-роллом и западным баскетболом, хотели, чтобы город был европейским и цивилизованным. И в этом смысле мы поддерживали любое начинание, которое меняло облик города. Вместе с Инкомбанком мы устроили фестиваль скульптуры на третьей очереди набережной, куда пригласили скульпторов со всей страны.
Олег Сысуев редко вспоминает о Самаре, а она продолжает его ждать...Фото: samsud.ru
Новости на Блoкнoт-Самара