Самара Пятница, 29 ноября

Истребители, штурмовики и бомбардировщики: в Куйбышеве выпускали самые известные самолёты в мире

111 лет назад император Николай II подписал указ об организации военного воздухоплавания, ставший основой для создания российской авиации. Самара – город, где с 18-го века выпускали боеприпасы. В советское время она не осталась в стороне, став одним из крупных центров авиационной промышленности СССР и современной России. У нас выпускали юркие истребители, грозные штурмовики, скоростные ближние и могучие дальние бомбардировщики, способные достать врага в любой точке мира. «Блокнот Самара» расскажет о самолетах, вылетавших с местных аэродромов.


Император Николай II в кабине бомбардировщика "Илья Муромец". Фото: profile.ru

Принято считать, что авиационные предприятия и производства появились в Куйбышеве в 1941-м году в ходе эвакуации. Однако это не так. Военное и политическое руководство СССР понимало, что большая война будет, поэтому с конца 30-х годов по всей стране создавались военные предприятия. Часть из них была приближена к возможному театру боевых действий в Европе. Нацистская Германия не скрывала своих амбиций по захвату мирового господства – СССР отводилась роль перспективной территории до Урала, где немецкие бюргеры управляли бы русскими рабами. Другая часть заводов строилась в глубине страны, куда не достанет ни один бомбардировщик того времени, и откуда продукцию можно отправлять в сторону Европы и Дальнего Востока. Враждебно настроенная к СССР Япония с середины 30-х годов раз за разом получала «по зубам» от Красной Армии, однако не оставляла планов по захвату нашей территории. Будущие лидеры мировой автомобильной индустрии и электроники видели границы Японии до Урала. Куйбышев занимал место ровно посередине захватнических планов. Поэтому с конца 30-х годов на территории современной Безымянки создавались промышленные площадки, способные принять и в короткое время наладить работу любого военного завода, а ВУЗы спешно готовили специалистов авиационного профиля.

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 17 сентября 1939-го года в 3-х километрах от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышев строился самолётостроительный завод № 122. Проект строительства был подготовлен к концу 1940-го года. В начале 1941-го года завод был передан в 10-е Главное управление Наркомата авиационной промышленности. Строительство велось Управлением особого строительства НКВД СССР, силами заключённых Безымянлага. К июню 1941 года были построены только фундаменты и стены цехов, цементный завод и Безымянская ТЭЦ. Как показали события начала 40-х годов, решение оказалось верным. В июне—июле 1941-го года, после начала Великой Отечественной войны, на площадку завода № 122 эвакуированы заводы № 35 из Смоленска, № 89 (филиал завода № 1), № 453 (г. Каунас), № 463 (г. Таллинн), № 464 (г. Рига), № 483и 984 из Киева и Днепропетровска влили в состав завода № 122. В ходе эвакуации в Куйбышев перевели несколько десятков предприятий, выпускающих самолёты, двигатели, вооружение и боеприпасы. За всё время войны город ни разу не подвергся бомбёжке вражеской авиации, хотя разведчики изредка наведывались.

«Блокнот Самара» расскажет о том, какие самолеты выпускали в Куйбышеве в это время.

Самый лучший перехватчик ВВС РККА МиГ-3


МиГ-3 Фото: Яндекс

Именно из-за этого самолёта, мешавшего выпуску штурмовика Ил-2, и разгорелся скандал, выразившийся в телеграмме Иосифа Сталина:

«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолёты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман даёт по одному ИЛ-2 в день а Третьяков даёт МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесёт за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше «ИЛ»ов тчк Предупреждаю последний раз тчк

СТАЛИН»


Сталин ограничился телеграммой, а могли и расстрелять. Фото:e1.ru

Прежде чем стать легендарным, Ил-2 прошел тернистый путь запуска в массовое производство. До штурмовика авиазавод выпускал истребители МиГ-3, высотный перехватчик, которому в годы Великой Отечественной Войны пришлось воевать совсем не там и не так, как планировали его создатели. МиГ-3 бился с врагом на средних и малых высотках, а также штурмовал танки и пехоту. Как следствие, нёс огромные потери, и к 1942-1943 году был снят с производства. Однако, когда речь заходила о перехвате высотного разведчика, МиГ-3 был единственным истребителем в СССР, кто мог это сделать. Всего их выпустили чуть больше 3-х тысяч штук.

Штурмовик Ил-2, «Черная смерть»


Сборка Ил-2. Фото:waralbum.ru

Изначально Ил-2 выпускали в Воронеже и в одноместном варианте, без стрелка за спиной летчика. Военное руководство СССР видело войну по-своему: тысячи штурмовиков под прикрытием тысяч истребителей утюжат позиции врага. Реальная война всё расставила по своим местам. Враг подошёл к Воронежу, авиазавод эвакуировали в Куйбышев, где буквально за несколько дней приступили к выпуску сначала одноместной, а потом и двухместной версии штурмовика. Немцы его опасались. Ил-2 обладал солидной бронезащитой и хорошей огневой мощью. Нёс на себе бомбы и реактивные снаряды – да, РС-82 (реактивные снаряды) тоже выпускали в Куйбышеве на заводе ЗиМ.


Ил-2 строили на деньги трудящихся. Фото: Яндекс.

Немецкие летчики страдали, что проведя 2-3 атаки на Ил и расстреляв боекомплект, они не могли сбить штурмовик. И он, похожий на решето, возвращался на свой аэродром.

Помните строчки из песни «на честном слове и на одном крыле»? К Ил-2 это тоже относится..


На честном слове и на одном крыле.... Фото: Яндекс

В годы войны Ил-2 был не только штурмовиком, но и морским бомбардировщиком, разведчиком, а также истребителем. В ходе Сталинградской битвы списанные в штурмовики летчики-истребители гонялись за транспортными самолетами фашистов, а в крайней ситуации выходили в лобовую атаку на опасные FW-190 и юркие BF-109. Ближе к концу войны, когда самолётов в советских ВВС стало много, Ил-2 отводилась важная и опасная роль подавления наземной и морской ПВО врага, им приходилось расчищать дорогу грозным пикирующим бомбардировщикам Пе-2 и тяжелым Ил-4. За годы войны в Куйбышеве выпустили почти 12 тысяч штурмовиков из общего количества в 36 тысяч машин.

Ил-10, лебединая песня штурмовой авиации


Ил-10 не смог затмить славу Ил-2. Фото:оввакул.рф

В конце великой отечественной войны на Куйбышевском авиазаводе освоили выпуск глубокой модификации штурмовика Ил-2, самолёта Ил-10. Несмотря на родство, он не пользовался особой популярностью в ВВС, а корейская война 1951-1953 гг. поставила крест на его карьере. В Советском союзе решили, что штурмовики больше не нужны. Есть ракеты, ядерное оружие, подлодки, танки и бомбардировщики. Ошибку поняли только в конце 70-х годов, тогда и появился Су-25. Но это уже не самарская история.

Реактивная авиация на крыло вставала в Куйбышеве


МиГ-9, подготовка к параду. Фото:coollib.com

Великая Отечественная Война закончилась, началась «холодная война» и эпоха реактивной авиации. Будущий завод «Прогресс» не остался в стороне и приступил к выпуску первого советского реактивного истребителя МиГ-9. Воевать ему не пришлось. Зато потом завод выпускал одну легенду советский и мировой авиации за другой. Герой войны в Корее, гроза американских бомбардировщиков и истребителей, любимый самолет первого космонавта Земли Юрия Гагарина – МиГ-15 и его варианты. 


Американцы готовы были заплатить советскому лётчику $100 тысяч за угон к ним МиГ-15. Никто не польстился. Фото: Яндекс 

Истребитель воевал на всех континентах. До сих пор отдельные его экземпляры можно встретить в частных коллекциях и в виде памятников.

Следом в серию пошёл его «старший брат» МиГ-17. Этот истребитель считали «рабочей лошадкой» всех локальных конфликтов, а на его базе создавали свою авиацию в ВВС Китая. Самолёт до сих пор летает в частных коллекциях и установлен в качестве памятников в нескольких странах мира.


МиГ-17 мог взлетать с городских улиц, как на этом фото в Куйбышеве. Фото: Яндекс

Причудливые изгибы промышленной политики СССР привели к тому, что в Куйбышеве, выпускавшем истребители, стали выпускать фронтовой бомбардировщик Ил-28. Он считался лучшим в своём классе, воевал на всех континентах, в числе первых сбросил атомную бомбу. Последняя война, где отметился Ил-28, стала война в Афганистане.


Ил-28 самый красивый самолет советских ВВС. Фото:оввакул.рф

Ещё большую известность и популярность во всём мире заслужил дальний бомбардировщик Ту-16. Взрослое поколение помнит фильм «Случай в квадрате 36-80», это об этом самолёте. Летал и воевал везде, до сих пор используется в ВВС Китая. Правда на своего предка из Куйбышева похож только внешне. Все в нём стоит китайского производства.


На Ту-16 летали самые отчаянные летчики морской авиации. Фото:aviadejavu.ru

Всего за период с 1909 по 1960 годы будущий завод «Прогресс» выпустил более 42 тысяч серийных и более 90 модификаций опытных и экспериментальных самолётов, в 1958 году предприятие перевели на выпуск космических ракет. Об этом «Блокнот-Самара» уже рассказывал.

Однако авиационная история Куйбышева на этой страничке не закончилась. Она просто перешла на другой авиазавод, который все знают как «Авиакор». В годы войны в его цехах выпускали штурмовик Ил-2, а с началом «холодной войны» точную копию американского дальнего бомбардировщика В-29, Ту-4. Генеральный конструктор Андрей Туполев, которому Сталин отдал распоряжение воспроизвести точную копию лучшего американского самолёта, возмутился: «Товарищ Сталин, мы можем сделать самолет лучше!»...«Не нужно лучше. Делайте такой же»… и в Куйбышеве приступили к выпуску Ту-4, долгое время считавшегося одним из лучших самолётов ВВС СССР. 


Ту-4 стал первым советским стратегическим бомбардировщиком и героем американских книг про "русскую угрозу". Фото: Яндекс

На нем ставили рекорды, летали над Северным полюсом и Антарктидой, а самолюбие Туполева, задетое Сталиным, привело к появлению самого известного во всем мире стратегического бомбардировщика Ту-95 «Медведь». 


Ту-95 "Медведь". Фото: Яндекс

Именно его в США и Европе считали символом угрозы, исходящей от СССР. В нашей стране так не думали и выпустили на его базе пассажирский самолет Ту-114, который американцы считали «замаскированным» бомбардировщиком.


Ту-114 был настолько хорош, что его купили японцы для перевозки пассажиров. Фото:garantparts36.ru

Ту-114 очень любил глава государства Никита Хрущев – он представлял, как летит на нём бомбить Вашингтон. 


Никита Хрущев любил самолеты выпущенные в Куйбышеве. Фото: Яндекс

Ту-95 стал базой для развития целого семейства самолетов: Ту-95МС, морской разведчик\бомбардировщик\патрульный самолет Ту-142, а также специализированные самолёты. Всего перечислять не будем.

В годы перестройки военные самолеты оказались не нужны. «Авиакор» выпускал пассажирские Ту-154 и пытался работать с проектом военно-транспортного Ан-140. Однако украинская сторона, выступавшая партнёром по самолёту, быстро показала, как политика преобладает над экономикой. Украина стала создавать проблемы, и хороший самолёт так и не пошёл в массовое производство.


Политики Украины поставили крест на проекте Ан-140. Фото:hdpic.club

Сегодня самарские авиастроители не выпускают новых самолётов, однако принимают участие в ремонте и обслуживании созданных в советское время комплексов вооружения. Запас прочности у Ту-160 и ту-22М3 огромен.


Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160 несут в себе частичку труда авиастроителей из Куйбышева и Самары. Фото:kazanfirst.ru

Редакция «Блокнот Самара» присоединяется к поздравлениям в День ВВС России и желает, чтобы количество взлётов и посадок всегда совпадало!

Новости на Блoкнoт-Самара
самараБлокнотДент ВВСсамолетыисторияИл-2МиГ-3Туполев
0
0