Самара Воскресенье, 28 апреля
Экономика, 16.04.2023 15:17

А вместо сердца пламенный мотор: в Самаре уникальный завод по выпуску авиационных и ракетных двигателей открывает научный центр

В июне 2023-го года ПАО «ОДК-Кузнецов» откроет в Самаре центр конструкторских разработок и научных исследований. За сухими строчками официального сообщения скрыт труд нескольких тысяч конструкторов и рабочих, выпускающих «сердца» для отечественной ракетной и авиационной техники. «Блокнот Самара» расскажет историю одного из самых знаковых для региона предприятия.

В силу своей специфики – выпуск двигателей для авиации и космоса, ПАО «ОДК-Кузнецов», а в советское время его знали как завод им. М. Фрунзе, он же «Моторостроитель», почему-то не входит в традиционный перечень символов региона. Жители уверенно перечисляют исторические памятники, автомобили, самолёты, ракеты, шоколад, ликеро-водочные изделия, а вот про авиационные и ракетные двигатели не вспоминают.
Фото: sportishka.com
Впрочем, о них знают те, кому это надо: молодые и талантливые ученики школ, которые каждый год подают документы в «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» на самый сложный и не менее престижный второй факультет двигателей летательных аппаратов. У них нет проблем с трудоустройством. Самые талантливые выпускники идут работать на «ОДК – Кузнецов» собирать двигатели для ракет, самолетов и газоперекачивающих установок.

Фото:samru.ru

ПАО «ОДК-Кузнецов» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли, энергетике. Попасть туда работать сложно, но очень престижно. За талантливыми инженерами-двигателистами из Самары охотятся все: российские и иностранные хэдхантеры, а также разведки всего мира. В числе реализованных необычных авторских разработок молодых инженеров: маленькие реактивные двигатели для радиоуправляемых самолетов, форсировка 100 сильного двигателя ВАЗ до 500 лошадей и микроскопический паровой двигатель.

Почти всю историю своего существования и под разными названиями «ОДК-Кузнецова» считалось секретным или режимным предприятием, куда человек с улицы зайти не мог, а праздный интерес к производству вызывал появление из ниоткуда людей с удостоверением НКВД, КГБ и ФСБ.

Ныне самарское предприятие в самом начале своего возникновения не имело отношение к нашей области. Завод по выпуску авиационных двигателей появился в 1912-м году в Москве на волне бешенного интереса во всём мире и в России к воздухоплаванию. Своих двигателей страна тогда не имела. Пришлось пользоваться французскими «Гном» мощностью 50 л.с., сейчас столько выдают электровелосипеды. 
Фото: ВК

Ставили маломощные «тарахтелки» на французских самолетах «Фарман», английском «Ньюпор» и появлявшихся первых российских аэропланах. В то время вся мировая авиация собиралась из дерева, ткани и проволки. Единственным железным предметом был двигатель, ну и сам летчик. Первые истребители не имели пулеметов и пушек, а бой экипаж вёл, поражая врага из револьвера или винтовки.
Фото:https://chronograph.livejournal.com/129172.html?replyto=2900372

После революции 1917-го года все иностранные предприятия в России национализировали. В лучших традициях тех времен завод переименовали в «Икар», а позже сменили непонятное широким народным массам название на Государственный завод №24 им. героя гражданской войны Михаила Фрунзе. Про него жители Советской России хорошо знали.
Фото: https://chronograph.livejournal.com/129172.html?replyto=2900372

Самарская, а точнее Куйбышевская страница истории моторостроительного завода начинается после его эвакуации в Поволжье осенью 1941-го года. Немецкая армия подходила к Москве, авиация врага буквально висела в воздухе, и был риск уничтожения важного оборонного предприятия. Даже находясь в стадии переезда в Куйбышев, шла работа по выпуску авиационных двигателей. В производство был запущен Ил-2 с двигателем АМ-28, взлетали истребители МиГ-3 с АМ-35 и… двигатели из Куйбышева ставили на торпедные катера и морские охотники, топившие вражеские суда и подводные лодки, а также доставлявшие разведывательно-диверсионные группы фашистам в тыл.
https://chronograph.livejournal.com/129172.html?replyto=2900372

С окончанием Великой Отечественный и Второй Мировой войны завод им. Фрунзе не остался без работы. Наступила эра реактивной авиации, а к ней добавились многочисленные союзники СССР, возжелавшие получить не только передовое марксистско-ленинское учение, но и современные истребители с бомбардировщиками. Они очень помогали устанавливать и защищать социализм. Куйбышевские моторостроители в короткий срок освоили турбореактивный двигатель ВК-1, являвшийся копией английского Rolls-Royce "Nene". Официально документы и патент на его производство СССР продали с разрешения правительства Великобритании, которое решило выстроить хорошие отношения с бывшим союзником по войне против фашизма. Однако по неофициальной версии решение о передаче «большевикам» новейшего реактивного двигателя было простимулировано советской разведкой: наши резиденты где надо нажали, с кем надо поговорили, на чём надо и кого надо подловили. Короче, англичане решили, что им международный скандал не нужен и продали за копейки современный двигатель, позволив советским конструкторам сэкономить время. В итоге ВК-1 и его модификации исправно служили на страже социалистических завоеваний в бомбардировщике Ил-28, истребителях МиГ-15бис, МиГ-17 и торпедоносце Ту-14Т, которые выпускали в Куйбышеве.

Фото:https://chronograph.livejournal.com/129172.html?replyto=2900372

Фото:оввакул.рф
Фото:sim-outhouse.com

Космическая страница в истории предприятия была открыта в конце 1957-го года, сразу после запуска первого искусственного спутника Земли. Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России – «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» – запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 производства завода им. Фрунзе.
Фото:bondik-kids.ru

Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ главного конструктора Николая Кузнецова. Не все жители Самары знают кто это, зато слышали про так называемый «Козловский дом» на проспекте Ленина – прообраз современных жилых комплексов, где селили инженеров завода «Моторостроитель». В КБ Козлова был изготовлен первый турбовинтовой двигатель НК-12, ставший основой для создания стратегического бомбардировщика Ту-95. Он также выпускался в Куйбышеве. Жители современной Самары могли видеть пролет «Медведя» над Волгой, а живущие рядом с заводом слышат басовитый рев его двигателей, из-за чего, собственно, самолет и получил название. На двигателях НК-12 и его модификациях летали военные самолёты Ту-95, Ту-126, Ту-142, пассажирский Ту-114, военно-транспортный Ан-22 «Антей», продолжают летать Ту-95 МС и модификации самолёта Ту-142.
Фото:авиару.рф

В 1960 – 1980-е годы предприятие участвовало в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 ОКБ А.Н. Туполева, на котором устанавливались серийные двигатели НК-144А. В этот же период начато серийное производство двигателей НК-22 и НК-25 для сверхзвуковых бомбардировщиков Дальней авиации (Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3). В начале 1980-х годов освоено серийное производство двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160. Сейчас Ту-144 можно увидеть на аэродроме Смышляевка.

Фото: ВК сообщество Авиация

В конце 1960-х годов началась новая страница в истории предприятия. На базе авиационных газотурбинных двигателей созданы наземные двигатели НК-12СТ в качестве привода нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов. Более трети всех газоперекачивающих агрегатов России и зарубежья приводится двигателями «НК».

Затяжной кризис двигателестроительной отрасли и сопутствующих направлений промышленности середины 1990-х – 2000-х гг. поставил самарские предприятия на грань выживания. Серийное предприятие все так же выпускало двигатели для российской космической программы и газовой отрасли, но объёмы заказов значительно снизились. В соответствии с заказами государства новые авиационные двигатели фактически не производились, а осуществлялись лишь ремонты существующих изделий.

Летом 2011-го года бывший «Моторостроитель» трансформировался в большой производственный комплекс ПАО «ОДК-Кузнецова», куда вошли ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ».

Отдельного разговора заслуживает история спасения от уничтожения ракетного двигателя НК-33. Он создавался в конце 60-х – начале 70-х годов для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3. Главные преимущества НК-33 – минимальный вес при гигантской тяге и скромная цена в производстве.

Фото:https://chronograph.livejournal.com/129172.html?replyto=2900372

Официальная информация не передает того драматизма и огненного накала страстей вокруг этого двигателя. После закрытия в 1974-м году программы по освоению Луны генеральному конструктору Николаю Кузнецову было приказано в трехмесячный срок списать все затраты по данной теме, а двигатели, стоившие 100 тысяч рублей каждый (в ценах того времени очень кстати недорого) сдать в металлолом – в том числе и уже изготовленные. Кузнецов, для вида согласившись, сделал «ход конем» на будущее. По согласованию с куйбышевским Управлением КГБ он спрятал двигатели в одном из корпусов Химзавода (ныне ОП «Винтай» ПАО «ОДК-Кузнецов»), где в кратчайшие сроки была поставлена фальшстена, скрывавшая помещение, в котором находилась партия этих уникальных двигателей, от любых проверяющих.
Фото:diletant-ik.mirtesen.ru 

Достали их из тайника только в 1991-м году для показа на Международной выставке «К звёздам» посвящённой 30-летию полёта Юрия Гагарина в космос. Там впервые открыто экспонировались ЖРД НК-33 и НК-31, и на них тут же выстроилась очередь из иностранных покупателей. Ни у кого подобных ракетных двигателей не было.

В 2020-м году ПАО «ОДК-Кузнецов» вернуло статус серийного производителя газотурбинных двигателей для авиации – это произошло после 25-летнего перерыва, когда осуществлялся только ремонт и сервисное обслуживание ранее выпущенных двигателей.

Однако в свете последних событий подробности раскрывать не будем. Сегодня это государственная тайна.

 

Новости на Блoкнoт-Самара
СамаракосмосавиацияПАО ОДК-Кузнецоваисторияпромышленность
0
0