Самара Понедельник, 29 апреля

«22 июня мои дед и бабушка встретили…»: жители Самары вспоминают, как их родные узнали о начале войны

Известие о войне жители Куйбышева встретили с уверенностью, что это обычный приграничный конфликт... Которых в то время было много и на Западе, и на Востоке СССР – да что там, вся Европа и Азия полыхала. Фашистов разобьём и вернемся с победой домой – говорили с улыбкой мужчины и уходили бить врага. Громить нацистов пришлось долгих четыре года. «Блокнот Самара» попросил читателей рассказать о том, где находились их родные, когда пришло известие о войне с Германией.

22 июня 1941 года в Куйбышеве выдалось солнечным и теплым. Для его жителей это должен был быть обычный воскресный день…

22 июня 1941 года, как встречал войну город Куйбышев., изображение №1

Куйбышев накануне войны с Германией. Фото: Самарская газета

В 1941 году Куйбышев был средним по размерам городом и столицей одноименной области с населением около 400 тысяч человек. При этом будущая Самара уже тогда считалась одним из важнейших железнодорожных узлов для прямого сообщения с Уралом, Дальним Востоком и Средней Азией. Город обладал неплохим речным портом по меркам того времени, а также секретным запасным пунктом управления Красной армией, расположившемся в Жигулевских горах и носившем красивое название «Жигулевский крейсер».

Из оборонных предприятий стоит отметить Завод им. Масленникова (сейчас он уничтожен, а на его месте строят элитные ЖК), выпускавший боеприпасы для «Катюши», испытательный артиллерийский полигон в Чапаевске, два пороховых завода – один рядом с артполигоном, второй в пос. Петра Дубрава. Тогда эта территория проходила по категории «за городом». Особняком стоял так называемый химический завод киноаппаратуры №5 (Кинап), где выпускали совсем не бытовую, а скорее очень даже опасную химию, и противогазы для защиты.


В воздухе пахло войной и к ней готовились. Фото: Самарская газета

В августе 1940 года в предчувствии большой войны с фашистской Германией советское правительство приняло решение о строительстве в Куйбышеве группы авиационных и моторных заводов. Специально для этой цели в нашем городе было образовано Управление Особого Строительства НКВД СССР. Благодаря этой организации к моменту начала Великой Отечественной войны в Куйбышеве уже была построена значительная часть намеченных объектов. Они пригодились осенью 1941 года, когда к нам эвакуировали заводы. Наследие этого строительства до сих пор можно увидеть в Кировском районе Самары – и не только в виде заводов, но и в виде бараков для рабочих и весьма хорошо сохранившихся домов для инженерно-технического состава.

В Куйбышеве базировалось несколько военных частей, был танкодром и аэродром, а также природные склады-холодильники в Сокольих горах, где хранили продовольствие для армии. Однако самые важные объекты были покрыты завесой секретности и тайны. Даже сейчас в истории их появления есть много «белых пятен».


Бункер Сталина в котором не было Сталина. Фото:m.ok.ru

По бытующей легенде «Бункер Сталина» и ряд сопутствующих укрытий, в том числе подземные тоннели через Волгу, начали строить еще задолго до начала войны. Второй объект носил не менее важное значение. Недалеко от Самары в 1937-1938 году началась подготовка к строительству ГЭС у Жигулевских ворот, сейчас это Красная Глинка. В город планировали завести огромные мощности по электроэнергии и явно не для освещения. Строители (преимущественно зэки) и сотрудники должны были жить в поселке Управленческий – собственно, для этого он и был создан, а также в лесу Коптева оврага и оврагах Лысой горы. Всё строилось в рамках мобилизационных планов. Даже такие мирные на первый взгляд объекты как Безымянская и Куйбышевская ТЭЦ.

Июнь 1941. Начало войны. «Блокнот Самара» расскажет о том, как и где родственники современных жителей нашего города встретили известие о войне.
Фото:63ru

Митинг на куйбышевской швейной фабрике «Красная звезда» 22 июня 1941 года. Фото: 63ru

Рассказывают внуки и правнуки

Сын полка

- 22 июня дед был на военных сборах в лагерях под Минском, семья мамы в Ленинграде, отец с 5-00 на аэродроме в Краснодарском крае. 9 братьев деда на сборных пунктах Москвы, Орла, Воронежа, Краснодара.

Pavel Novikov

- 22 июня мой дед служил срочную, когда началась война. Его 209 КАП (корпусный артиллерийский полк).
стоял в с. Шкло Яворского района Львовской области, недалеко от границы с Польшей. 209 КАП до 22.06.1941 года был в составе 6-го СК (стрелкового корпуса) 6-й армии Украинского военного округа; с 22.06.1941 года в составе 6-го СК (стрелкового корпуса) 6-й армии ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА). По воспоминаниям деда первый бой состоялся у села Шкло. Он был назначен наводчиком 152-мм гаубицы.

vctr_63

- 22 июня моя бабушка в 11 лет встретила на утреннем спектакле в ДК... Они жили под Москвой…

VC

- 22 июня мой отец, которому было 7 лет, и мой дед возвращались с Волги. На углу Вилоновской и Волжского проспекта стоял киоск, где дед купил себе пива, а отцу квас. И в это время передали сообщение по радио о нападении Германии на СССР. Жили они в рабочем городке, который теперь сносят. Дед погиб под Москвой в 42.

Наталья Гиря


Домашев Иван Павлович с супругой. Фото: Наталья Гиря

- 22 июня дед, бабушка, мама и дядя находились в это время в 100 км. от границы с Румынией в г. Комрат Молдавской ССР. Рано утром командир воинской части собрал жён офицеров и сказал, что на границе - инцидент. Дал час на сборы детей, документов, самых необходимых вещей, продуктов на 2 дня. Слово «война» сказано не было. Женщин и детей посадили на повозки с лошадьми и отправили на ближайшую ж/д станцию. О том, что началась война, они узнали уже в поезде, позднее. Меня до сих пор удивляет, как оперативно сработал начальник воинской части. Моего деда накануне этого события назначили комендантом крепости Измаил. Семья сидела на чемоданах – ждали, когда в часть придет письменный приказ о его назначении. Но вместо приказа пришла война. В общем, дед со второй подводой сумел отправить вслед семье швейную машинку и зимнюю одежду, а сам с частью пошел навстречу врагам. Так, с первых часов войны и прошёл её всю, до конца.

Дмитрий

- 22 июня 1941 года моей маме было 4 года. Дед отправил жену и дочку из Киева домой в Конотоп со словами, сейчас фашистов быстро разобьём, приеду за вами. Так она отца больше и не увидела. Командовал танковой ротой. Пропал под Моздоком. Мама и бабушка в районе Конотопа попали под бомбёжку. В город добрались пешком. Дальше была оккупация… Второй дед сразу же ушел в обком, откуда убыл в армию уже комиссаром бронепоезда. Позже партизанил в отряде Сидора Ковпака.

A.Dinis

- 22 июня дед служил на границе, 22-й погранотряд. В первые дни попали в окружение, в бою был тяжело ранен, едва не потерял ногу. Местные жители спрятали, стало получше – стал пробиваться к своим. Началось заражение, снова попал в госпиталь, его выдали за местного жителя. Потом кое-как добрался до линии фронта. Не посадили, но исключили из партии. Бабушка к этому времени уже получила извещение, что пропал без вести. Потом долго добивался восстановления в партии. Добился, восстановили, наградили орденом Красной Звезды

Ирина

- Прадед служил уже, а второй был евреем и пришлось уехать семьей временно в безопасное место.

Yury Subbotin узнал о том, как его дед встретил войну из книги "Один день войны"


Наталья Степухина

Мой дед по отцовской линии Аникушин Иван Андреевич ушел на войну летом 1941. Погиб в 1943 в Запорожье. От взрывной волны его засыпало землей в траншее. Своего сына, моего отца, он видел только на фото, которое успела выслать бабушка. Мой отец родился в ноябре 1941 г.(Она не умела писать- обычная деревенская труженица). 22 .06.1941 г. Аникушина Ивана Андреевича провожали на фронт беременная третьим ребенком жена Аникушина Марина Никифоровна, четырехлетняя дочь Тамара и трехлетняя дочь Алька, умершая " в войну". ( об этом ребенке бабушка мало рассказывала. Эту боль утраты переживала всю жизнь). В п.Ильмень долгое время был "вдовий барак", где жили жены погибших на войне мужчин.

По мере поступления информации список воспоминаний будет пополняться.

 

Новости на Блoкнoт-Самара
самараБлокнотновости22 июняДень памяти и скорби
0
0