Самара Вторник, 03 декабря

15 сентября 1954 года было открыто движение по мосту через реку Самара

15 сентября 1954 года в Самаре открыли движение по мосту через реку Самара. Строительство сооружения велось более трёх лет.

Мост соединяет центральную часть города с отдалёнными микрорайонами Волгарь, Сухая Самарка, Кряж, Гранный и 116-й километр. Длина моста 250 м, ширина 13,5 м. В 1955 году по мосту запустили общественный транспорт – троллейбус №5.

В 1971 году произошла катастрофа, по сведениям специалистов, не имеющая аналогов в мире. 15 мая один из пролётов моста обрушился на теплоход, проходящий под ним.

Картина трагедии была восстановлена следственной группой прокуратуры Куйбышевской области во всех деталях.


На теплоход рухнула мостовая плита, 15 мая 1971 года. Фото: «Историческая Самара»

«Как выяснилось, днём раньше в новой бухте Куйбышевского речного порта, что расположена непосредственно около моста, встал на разгрузку теплоход «Волго-Дон-12», который доставил сюда 5230 тонн угля. После Куйбышева «Волго-Дон-12» намеревался идти порожняком в Тольятти за новым грузом.

Разгрузка угля закончилась около пяти часов вечера, и, чтобы выйти из новой бухты на фарватер Самары и далее отправиться вверх по Волге, капитан горьковского теплохода Борис Миронов запросил помощь буксировщика. Новая бухта располагается слишком близко к мосту, и для правильного подхода к нему в условиях весеннего быстрого течения реки сухогруз должен был выписать по её водному зеркалу довольно сложный двойной зигзаг. Миронов справедливо опасался, что самостоятельно такой рискованный маневр он выполнить не сможет, и потому вполне обоснованно понадеялся на опыт местного капитана.


Строительство моста через реку Самару в Куйбышеве, 1954 год. Фото: «Историческая Самара»

На помощь «Волго-Дону-12» диспетчер речного порта выслал 600-сильный буксировщик «Алексей Жихарев» под командованием капитана Петра Сазонтова. Около семи часов вечера толкач взял горьковский сухогруз на буксир и медленно вывел его из бухты. Однако впоследствии выяснилось, что оба капитана так торопились закончить сложный маневр под мостом к наступлению темноты, что не до конца договорились о совместных действиях по выполнению разворота. К тому же Миронов, как оказалось, вовремя не сообщил Сазонтову, что балластные цистерны его судна не заполнены водой. Следовательно, масса теплохода в момент манёвра была на полторы тысячи тонн меньше заявленной, что резко снизило управляемость сцепленных судов.

Выход из бухты произвели благополучно, после чего сцепка вышла на самарский фарватер и малым ходом двинулась к мосту. Миронов, понимая всю ответственность момента, отослал вахтенного матроса из рубки на нос судна для выполнения каких-то хозяйственных работ, а к штурвалу встал сам.


Рухнувший мост через реку Самара в Куйбышеве, 1954 год. Фото: «Историческая Самара»

Итак, сцепка из буксировщика и сухогруза подошла к мосту через Самару. Сазонтов впоследствии рассказывал, что его толкач уже вошел под мост, но в этот момент он увидел, что корму сухогруза быстрым течением несёт прямо к левой опоре моста. Ведь он не знал о том, что «Волго-Дон-12» из-за отсутствия балласта оказался легче нормы, и потому рассчитывал, что ведомое им судно по инерции благополучно пройдет мостовой пролёт. Но тут вмешалась стремительное паводковое течение, создающее непредсказуемые водовороты у опор моста. В результате горьковский сухогруз закрутило течением, словно лёгкую щепку…

Сазонтов, увидев опасное сближение сухогруза с мостом, тут же крикнул Миронову по рации: «Не проходишь! Давай полный назад!» Однако уже было поздно. Миронов, согласно его показаниям, попытался было переложить рули влево, чтобы корма теплохода ушла вправо от опоры. Однако в этот момент он буквально в нескольких метрах от стекла рулевой рубки увидел наплывающую на него арку моста. Поняв, что столкновения избежать не удастся, Миронов кинулся из стеклянной коробки наружу, но убежать уже не смог: к тому моменту рубка всё-таки зацепила перекрытие моста.

Строительство моста через реку Самару в Куйбышеве, 1954 год. Фото: «Историческая Самара»
Строительство моста через реку Самару в Куйбышеве, 1954 год. Фото: «Историческая Самара»

Дальше случилось непонятное: эта непрочная конструкция из стекла и лёгких металлических уголков не только не смялась от первого контакта с плитой, но, наоборот, потащила за собой всё мостовое перекрытие. В результате огромная железобетонная конструкция сдвинулась на несколько метров вбок, потеряла точку опоры, а затем с десятиметровой высоты рухнула на злополучный сухогруз.

В лепёшку была раздавлена не только рулевая рубка, но также несколько кают на правом борту. В одной из них в тот момент находилась жена судового электрика, которая погибла почти мгновенно», – так рассказывается об этом происшествии на сайте «Историческая Самара».

Капитан Борис Миронов в момент падения мостовой плиты как раз выскакивал в дверь через левую часть рубки, которая оказалась смятой не до конца. В результате Миронову придавило обе ноги и грудь, но он всё же остался жив.


Мост через реку Самара в современном виде. Фото: Atgnclk, Википедия

Определённую роль в этой катастрофе сыграла эпидемия холеры. В наших краях в 1971 году от холеры умерло несколько человек, в том числе и шкипер дебаркадера завода имени М.В. Фрунзе, располагавшегося выше города по течению реки Самары. После этого капитанам всех волжских судов запретили забор воды из Волги и Самары в балластные цистерны, которые придают судну большую остойчивость и управляемость. Судно «Волго-Дон-12» тоже перегоняли по реке с пустыми балластными цистернами. Но именно по этой причине баржа приобрела большую парусность, стала плохо слушаться руля, и в результате в условиях сильного весеннего течения сухогруз и врезался в мост.

Жертв могло бы быть и больше: в момент крушения по мосту ехал троллейбус с пассажирами. В пяти метрах от края водитель успел затормозить и тем самым предотвратил трагедию.  

Мост восстановили через год – в 1972 году по нему снова открыли движение.

Новости на Блoкнoт-Самара
Самаракатастрофамостсудно
0
0