«Отвязная подлодка»: 18 лет назад у волжских берегов произошло ЧП с субмариной Б-307
Транспортировка лодки в апреле 2004 года в Речной порт Тольятти. Фото: МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова
Читайте также:
- Музей Высоцкого в Самаре открылся после ремонта (16.03.2022 17:33)
- В феврале Музей АвтоВАЗа отмечает 46-летие со дня открытия (26.02.2022 18:00)
- Рассказываем, как прошли Рождественские манёвры в Парковом комплексе имени Сахарова (06.01.2022 19:00)
- Показываем, что посмотреть в самых необычных музеях Самары (02.10.2021 23:20)
- В Тольятти открылся первый Всероссийский фестиваль ретроавтомобилей (18.07.2021 16:41)
Как следует из хроники музея техники имени Сахарова в Тольятти, 18 лет назад с одним из самых впечатляющих экспонатов комплекса произошло ЧП. В 2004 году на зимовке у берегов посёлка Прибрежный стояла подводная лодка Б-307, которую планировалось установить в техническом музее ВАЗа.
Сводка из публикации Тольяттинского краеведческого музея, по материалам прессы:
«С 3 по 5 апреля 2004 года проходила операция по возвращению и швартованию подводной лодки - экспоната технического музея ВАЗа (ныне Парковый комплекс истории техники имени К.Г. Сахарова (МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова)). Подводная лодка была пришвартована к берегу Волги в Комсомольском районе, но во время шторма её вынесло на середину реки. Для возвращения лодки в речной порт понадобилось несколько дней».
Так рассказывается о тех событиях в фильме Елены Тумановой «Подводная лодка Б-307»:
«В апреле подул сильный и тёплый ветер, лёд тронулся, унеся с собою лодку на 500 м от берега. Троса и якоря не смогли удержать ледовое поле, в котором стояла вмёрзшая лодка. Нужны были срочные меры. От катастрофы спасли тольяттинские речники. Рискуя быть протараненными льдом, они взяли лодку на буксир, всю ночь боролись со стихией, но всё же доставили её обратно».
Дрейф, в сторону ГЭС, остановили буквально у причала Автозаводского района. Фото: МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова
А вот что вспомнили участники событий – сотрудники Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова:
«В апреле 2004 года, подводная лодка Б-307, стояла у берега посёлка Приморский, будучи вмороженной в лёд, на месте будущего подъёма (на якоре!). Ночью подул сильный ветер, ледяное поле оторвалось от берега, и лодка стала дрейфовать на фарватер... Рано утром позвонил охранник и сообщил, что тросы не выдержали и порвались, подводная лодка значительно удалилась от берега. Якорную цепь и якорь поглотили ил и пески волжского дна.
Сообщению сначала не поверили. Между берегом и кораблём уже появилось пространство чистой воды. Субмарину пытались вернуть, заведя трос на моторке. Операция не удалась, трос утонул. Лодка направилась в сторону пирса Автозаводского района. Это было волнующее зрелище. Субмарина сидела в воде по ватерлинию. Лодка - без понтонов, без экипажа, судовых огней, антенн, перископов и прочих романтических вещей дрейфовала по акватории Жигулёвского моря в сторону ГЭС. Ситуация вызвала тревогу.
Субмарину отводят в речпорт Тольятти. Фото: МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова
Пару дней жители и гости Тольятти любовались картиной: чёрная лодка, белые льды, синеющие горы вдали и зелёные лица ответственных товарищей... Предлагались даже крайние меры – бомбардировать лодку, с использованием боевых вертолётов Сызранского училища. Вызванные из речпорта Тольятти два буксира - быстро решили проблему. Один буксир ломал лёд, второй тянул подводную лодку. Вскоре «отвязную подлодку» доставили в речпорт Тольятти, где она простояла до октября 2004 года, пока готовился девяностометровый, стальной настил для подъёма и транспортировки в Технический музей ВАЗа».
Сотрудники комплекса имени Сахарова уточнили, что существуют сотни вариантов этой истории.
В октябре 2004 года лодку начали поднимать на сушу, а 22 апреля 2005 года она заняла своё почётное место в музее.Как говорится на сайте МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова, дизель-электрическая подводная лодка Б-307 – единственная подводная лодка в мире, совершившая пятикилометровое путешествие по суше, до места экспозиции. Это практически абсолютный мировой рекорд для подводных лодок. В 1998 году на Центральном боевом посту снимались эпизоды культовой российской кинокомедии «Особенности национальной рыбалки».
Сначала субмарина стояла у берегов посёлка Прибрежный. Фото из паблика МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова, «Вконтакте»
Из посёлка Прибрежный по суше субмарину доставляли в музей. Фото из паблика МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова, «Вконтакте»
Новости на Блoкнoт-Самара