Самара Пятница, 26 апреля
Общество, 25.04.2023 08:00

«Ваш вопрос считаем некорректным»: в Самарских школах отказываются учить детей-сирот с инвалидностью

Проблемы детей с инвалидностью может быть и не носят массовый характер, но являются хорошей лакмусовой бумажкой «состояния здоровья» общества. С одной стороны государство делает всё, чтобы защитить их и обеспечить всем необходимым — принимаются законы, создаются учреждения, выделяются бюджеты. Но, к сожалению, зачастую всё это превращается в формальность. И хорошо, если у таких детей есть родители или опекуны, а вот сиротам, воспитанникам специализированных домов-интернатов приходится совсем не сладко — они никому не нужны. В реальности за таких детей сражаются благотворительные фонды и обыкновенные неравнодушные люди, которые всеми силами пытаются достучаться до власть имущих. 

Самарским детям повезло — у них есть Ольга Шелест, директор БФ «ЕВИТА». Раз за разом она обличает бездушную систему и самарских чиновников в частности в том, что они рисуют «лакированные» отчёты, а по факту бездействуют.


Ольга Шелест (слева). Фото: Ольга Шелест, ВКонтакте

22 апреля на своей странице ВКонтакте Ольга Шелест обвинила директоров нескольких самарских школ в том, что они, по-сути, отмахиваются от обязанности учить воспитанников интернатов с интеллектуальными нарушениями, а на запросы шлют формальные отписки.

Ольга акцентировала внимание на том, что таким образом нарушается конституционное право детей на обучение и попросила прокуратуру проверить законность отказов:

«Ваш вопрос считаем некорректным....

Ага, именно так ответил директор школы № 109 города Самары на запрос самарского ДДИ с просьбой принять 16 детей-воспитанников ДДИ на очное обучение в эту школу. (Ответ на фото, можете сами прочитать).

А почему некорректный, знаете?

Ну вы тут вот в этой писульке увидите массу ссылок на нормативно-правовые акты, которые регламентируют специальные образовательные условия, а у школы этого всего нет. Нет даже дефектолога. Потому - «идите вы со своими инвалидами» и учите их сами.



Посыл ответа примерно такой.

При этом, письма ДДИ разослал в несколько школ, я их вам сейчас назову: помимо 109, еще в 65,5,80,178, 111,71. И ВСЕ эти школы сказали, что они «не достойны принимать ТАКИХ детей", потому что.... и тысяча пятьсот причин...

При этом Министр образования Самарской области докладывал об организации образования детей из ДДИ. Целых 130 детей-сирот, проживающих в социальных учреждениях для детей-инвалидов у нас обучаются в школах!


Ну что бы вы понимали: у нас более 500 таких детей. Это первое.


А второе - из этих 130 детей лишь 14 реально ходят в школу. Своими ногами или на колясках. У остальных - домашнее обучение.


По факту - никакого обучения нет, разумеется, потому что сотрудники ДДИ, они же воспитатели, они же дефектологи, они же учителя, и вы будете удивлены - они же иногда и санитарки. И когда им в их рабочее время учить детей 20 часов в неделю - не ясно.

Вот мне интересно, кто готовил доклад министру, понимал, что он его просто подставил?

И вопрос номер два: а у нас что, директора школ теперь решают, кого они будут учить, кто достоин у них учиться, а кого спрячьте и не показывайте, чтобы «сердце кровью не обливалось?».

И если уж совсем честно, то это ваша обязанность, уважаемые директора школ, организовать обучающий процесс для ЛЮБОГО ребенка. Потому что у нас в стране НЕТ НЕОБУЧАЕМЫХ ДЕТЕЙ/ЛЮДЕЙ! И по закону, учиться можно начать хоть в 8 лет, хоть в 80! А своими отказами (отмазками) вы нарушаете конституционное право этих детей, и федеральный закон. А это уже - повод для прокурорской проверки и соответствующих выводов.

Поэтому прошу Прокуратуру Самарской области проверить законность отказов директоров вышеназванных школ в образовании детям-сиротам с инвалидность., а моих друзей из СМИ - предать огласке нарушение прав детей!».

Впрочем, мнения в комментариях под постом разделились:

Андрей Ишмуратов: «Мне кажется тут опять то, что я постоянно критикую «инклюзия ради инклюзии». Какой смысл непременно обучать таких детей очно? Сейчас ведь разговор уже давно о том, что школьная классно-урочная система устарела, и быстро растёт популярность домашнего образования и у здоровых. А тут тех, у кого все предпосылки к этому заталкивать в совершенно неэффективную и некомфортную систему. Ну и второе, нельзя забывать, что у инвалидов свои потребности, а у здоровых людей свои. Логичнее создать какое-то одно учреждение, заточенное под эти вещи, сделать там хорошие условия, чем распылять это на обычные номерные школы. Вы же понимаете, ну возьмут такого ребенка в обычную школу, что это будет имитация образования, и всё».

Olga Narkaeva: «У меня сын ДЦП, не ходит, речи нет, тип 2. Для него отдельно класс открыли, сидит на уроках с 8-30 , потом продленка до 18 ч. А моим детям в детском доме (я работаю там) не дают возможности выбраться из стен( хотя дети ходячие, речь слух все в норме). Говорят прямо учителя, что им не выгодно их в классе учить, за каждого надомника хорошо платят».

Марина Лафазанская: «Для особенных детей всё таки лучше спецшколы, если мы не хотим, чтобы чувствовали себя изгоями и объектами для насмешек и издёвок! Дети очень жестокие, не возможно учителю и даже его помощнику всё держать под контролем!»

Ольга Щеголева: «Как мама нескольких детей-инвалидов считаю, что посещение школ не для всех детей. Есть разные степени инвалидности. Те дети, которые могут общаться и за себя постоять один вопрос, дети с тяжёлым уо, сложнее. В школах учителя еле справляются со здоровыми детьми. Классы в городских школах переполнены. Тут не директоров ругать надо, а менять всю систему. Приведу пример: мальчик 12 лет, развитие 3-4 года , в силу диагноза постоянно портит воздух. От любого резкого действия из вне, от любого шума, может и навалить в штаны. Что должны бедные учителя делать с этим ребёнком?..».

Марина Беспалова: Чтобы не было таких отписок руководства, в каждой школе должны быть коррекционные классы. Там должны быть специально обученные учителя и в таких классах самим детям будет легче учиться. Там программа подстроена будет под каждого ребенка индивидуальна и дети не станут изгоем в школе и классе. А это самое важное для детей. Но об этом должны думать в департаменте образования, чтобы не было таких разногласий в школе, и детей не отфутболивали в никуда. В Тольятти как раз таки такую школу строят на 1200 мест. Там все предусмотрено для таких детей, начиная с подхода в школу. И в эту школу набирают специально обученных педагогов, чтобы всем было в школе комфортно обучаться».

Елена Галяндина: «Вот мой опыт. Изначально отдавать ребенка а общеобразовательную школу не хотела, так как имела плохой опыт общения его с детьми и их родителями во дворе. Чтобы понимали, ребенок был не агрессивный, сам отласт, чем возмет, любое внимание принимал за дружбу. Так вот, сначала учился в одной спец школе, в начальной, учитель от Бога, научит любого. Потом в силу переезда переехали в Тлт и пошли в другую школу. Даже тут в классе не приняли, все 4 года учебы было очень тяжело, но он у меня терпеливый, ходил, очень учиться хотел. И вот выпуск, что дальше? Дальше колледж, выбор минимальный, хорошо, что около дома, все лето учили мвршрут. Но, меня пугало, что в колледже учатся все вместе, хотя для наших детей отдельные группы. Боялась издевок, насмешек. Но, не было ничего подобного ни разу. Он идет туда с удовольствием. Учебой это назвать нельзя, программа вообще не для него, но отношение хорошее..».

Татьяна Ерошкина (куликова): Ну что тут скажешь.... Мой сын инвалид-колясочник, и ходит в обычную школу 17 в г. Новокуйбышевск. И пост ведь действительно о правде жизни. Мы хотели пойти в школу по МЖ. Но там нет доступной среды. За 1.5 года до поступления, я обратилась в администрацию города, чтобы решили вопрос, выделили денег. Денег дали, но вот директор школы нам сказала, что школа попала под программу капремонта, и ни чего мы сейчас делать не будем. Приходите потом… Хорошо, что я заранее продумала вопрос, а что если на «кинут» ( уж простите за то, что называю вещи, своими именами)... И оказалась права. Вывод: не все школы и их администрация готовы принять на очное обучение инвалидов. Нам повезло со школой и директором. Конечно в школе много для нас нет, нет тьютора, нет лифта, нет пандуса в столовую, не нормального подъезда к школе, приходится Макса тащить на руках... Но это лучше чем ничего. И даже эти вопросы директор решает самостоятельно. Министерство образования, обратите внимание на школу 17 город Новокуйбышевск, помогите сделать доступную среду, дайте школе тьюторов. В городе много инвалидов, а это единственная школа, которая может их принять. А они сидят дома».

Константин Рожненко: «С малого и снизу эти вопросы не решить. Всё упирается в деньги, которе не выделяются в должном объёме. В Самарской области система образования недофинансируется более чем в 20 кратном размере. В Воронежской области на одного ребёнка с РАС в год выделяется около 900000 рублей. В Самарской области около 50000р. Подробнее можно прочитать в свеженьком приказе Минобра СО №793-од от 21.12.2023 г.».

Фото: Ольга Шелест, ВКонтакте

Новости на Блoкнoт-Самара
Самарадети сиротыдети инвалидышколы
0
0