Самара Пятница, 11 октября
Экономика, 15.09.2021 14:34

Строили 7 лет, потратили 7,5 млрд рублей и не сделали

Строили 7 лет, потратили 7,5 млрд рублей и не сделали

Планы по строительству развязки начали обсуждать ещё в 2011 году, к возведению приступили в 2014, однако в 2021 году её так и не сделали

Развязка на федеральной трассе М5 в Тольятти, строительство которой началось в 2014 году, войдёт в ТОП крупнейших в Самарской области инфраструктурных и политических провалов по итогам 2021 года. И если потери строителей можно посчитать в деньгах, то оценить политический и имиджевый ущерб для властей региона – невозможно.

Дело в том, что проект этого грандиозного сооружения начали обсуждать ещё в 2011 году. Тогда видный представитель партии власти Александр Дроботов (бывший спикер Тольяттинского городского парламента) любил собрать у себя журналистов и вместе с ними помечтать о том, как комфортно будет жителям второго по величине города Самарской области, когда построят этот путепровод.

Сейчас, в последнюю неделю перед выборами, чиновники и автодорожники могли бы остановить поток негативных новостей про аварийный объект, иначе горшочек народного негодования переполнится. Но нет, проблемная эстакада и в эти дни выдаёт свежие сводки. Причем, каждая новая грустнее предыдущей.

Накануне федеральный заказчик скандальной стройки ФКУ «Поволжуправтодор» (филиал Росавтодора) сообщил, что восстановительные работы на верхнем ярусе должны закончиться не позднее 1 ноября (к этой дате мы вернёмся чуть позже). Верхний ярус, напомним, это третий уровень развязки – два параллельных путепровода по две полосы каждый на высоте 14 метров от земли. Именно там в июне полностью разрушился весь асфальт. Он расплавился, как шоколад на солнце. Складывается такое ощущение, будто его клали для пешеходного тротуара, а не для федеральной трассы с постоянным и тяжелым автомобильным трафиком.

razvyazka_zaglavnoe.jpg
Сроки, когда автомобилисты перестанут страдать, снова сдвинулись. Уже в пятый раз за последние два месяца

Когда же там начались ремонтные работы и дорожники срезали «поплывшее» полотно, на стыках путепровода обнаружились дефекты металлических конструкций деформационных швов. А, значит, виноват не только субподрядчик, занимавшийся укладкой асфальта.

Ошибки, видимо, были сделаны еще на этапе строительства эстакады. Впрочем, через несколько дней эту информацию стыдливо удалили с сайта «Поволжуправтодора», но к тому моменту новость успели прочитать и зафиксировать слишком много людей.

Другое событие последних дней – предстоящее банкротство АО «Волгомост», генерального подрядчика стройки. Огромный стройтрест, который почти 30 лет возводил по всей стране гигантские и сложные сооружения, «посыпался» именно на развязке в Тольятти. Построив, например, Президентский мост через Волгу в Ульяновске, эта организация запнулась о вполне рядовой для неё объект. Таких развязок, как у нас, в стране десятки и тольяттинская далеко не самая сложная.

Источник «Блокнот-Самара», который в 2016 году сотрудничал с субподрядчиком стройки и дорабатывал проект объекта, обратил внимание на любопытную деталь:

«Я посмотрел, когда было инициировано банкротство такого монстра, как «Волгомост». В начале июля! То есть в самый разгар скандала. Тогда новости о новых разрушениях на эстакаде шли одна за другой. В то же время появились официальные сообщения от Росавтодора и областных властей, включая губернатора, что генподрядчика заставят не только выполнить гарантийный ремонт, но и наложат большие штрафы. И тут – неожиданно – «Волгомост» вошел в предбанкротный режим. А какой спрос с банкрота?»

razvyazka22.jpg
Семь лет псу под хвост: развязка в Тольятти так и не сдана, сроки провалены, подрядчик готовится к банкротству

Если на первом этапе причиной народного гнева стал сам факт того, что новая развязка «сломалась» меньше, чем через год после открытия, то вторую волну возмущения вызвали сроки. Датами окончания аварийного ремонта верхнего путепровода "сыпали" все: и подрядчик, и представители Росавтодора, и глава Тольятти Николай Ренц, и областной Минтранс, и – чаще остальных – губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

В первой декаде июля дорожники закрыли для движения две полосы из четырех на третьем ярусе. Для проезда по стратегической федеральной автодороге оставили по одной полосе в каждую сторону (!). Скорость на участке снизилась до 20 км/ч и образовались огромные пробки. Часть транзитников попыталась объехать ремонт по нижнему уровню, где предсказуемо встретилась с потоком местного транспорта. И развязка встала уже на обоих ярусах.



Со ссылкой на генподрядчика «Поволжуправдор» обещал приступить к работам с 15 июля, а закончить не позднее 1 сентября. До 12 августа планировали сделать две полосы, а к началу осени восстановить ещё две. На многих совещаниях, встречах с людьми, а также во время одной из августовских «прямых линий» с жителями, глава региона Дмитрий Азаров уверенно транслировал эти же сроки.

Отвечая на вопросы граждан в эфире одного из областных телеканалов, губернатор сказал, что ответственные за развязку люди сделали серьёзные выводы. Была проведена работа, все стороны будут жёстко следить за качеством ремонта и сроками. Областные власти со своей стороны тоже не оставят контроль над обещаниями ответственных организаций.

Позже – кто бы сомневался – дорожники «выявили новые обстоятельства», в связи с чем дата окончания ремонта сдвинулась на 15 сентября. И это, заметим, речь шла только об окончании работ на одном путепроводе из двух. Его подрядчик собирался открыть еще 12 августа.

Затем сроки «переехали» дальше – на 1 октября. В конечном итоге, в рамках открытого рабочего совещания и в присутствии журналистов, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин отчитался:

«Второй путепровод будет приведен в порядок в течение октября. Контрольная дата – 1 ноября. Там уложат новый жёсткий асфальтобетон марки ЩМА. После этого оба путепровода, то есть весь третий уровень, будет полностью открыт для движения».

Итого только за последние два месяца сроки восстановления разрушенной эстакады переносились пять (!) раз.



Такой сценарий «Блокнот-Самара» предсказывал еще в середине июля. И наши сомнения в «железобетонности» называемых дат были небезосновательны. В частности, изначально всю развязку планировали сдать «под ключ» ещё в 2019 году. Затем – в 2020 году, но получилось лишь частями, и части эти, как показала жизнь, начали разрушаться уже в мае текущего года.

Верят ли жители Самарской области и транзитные автомобилисты в дату 1 ноября, озвученную министром? Ответ, похоже, лежит на поверхности.

После серии летних публикаций «Блокнота» на тему многострадальной развязки, один из наших читателей оставил разочарованный комментарий:

«Очень обидно за губернатора. Он называл сроки, говорил о жёстком контроле. Понятно, что конкретную информацию ему давали подчинённые и подрядчики стройки. Но ведь он же опытный политик, мог бы и усомниться в называемых датах. Вместо уверенного тона сказал бы, например, что сроки названы, но мы все взрослые люди и должны осторожно относиться к словам дорожников. Возможно, так было бы меньше разочарования у простых людей от всей этой истории…»

Сейчас же вокруг аварийного путепровода существуют две интриги. Первая: успеет ли АО «Волгомост» выполнить гарантийные обязательства по ремонту до своего банкротства? И вторая: останутся ли у предбанкротного предприятия средства, чтобы выплатить в государственный бюджет все назначенные ему штрафы?


Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Развязка на М-5 в Тольятти  
М-5трассастроительствоТольяттиденьгивластьНиколай РенцДмитрий АзаровАлександр ДроботовИван Пивкинминтранс
1
1