«Современные дети умеют быстро переключаться»: учителя высказались о словах Мединского про 11 лет обучения в школе
Наталья Доронина/ Владимир Мединский. Коллаж: Блокнот Самара
Читайте также:
- «Меня гнобили весь год»: самарская выпускница резко раскритиковала вуз в речи на выпускном (10.07.2024 08:30)
- Образование, медицина, мигранты: чем дополнили читатели рейтинг проблем врио губернатора (19.06.2024 12:23)
- «С самарским образованием не берут в самарские театры»: парень из Самары поступил в ГИТИС (07.09.2022 10:05)
На днях помощник президента России, глава Российского военно-исторического общества и бывший министр культуры России Владимир Мединский заявил, что среднее образование должно быть спрессовано, а учиться в школе 11 лет – это непозволительная роскошь.
«Время диктует сокращение продолжительности среднего образования, то, что у нас 11 лет, – это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», – сказал Мединского (цитата по ТАСС).
Он отметил, что «все будет раньше и быстрее». По его словам, обучение в вузах в течение пяти-шести лет скоро также уйдет в прошлое, а образование будет рассчитано на ближайшие 10 лет, а потом «надо будет переучиваться», чтобы не оказаться неконкурентоспособным.
Владимир Мединский. Фото: https://medinskiy.ru/
Мы спросили у учителей, разделяют ли они мнение бывшего министра культуры.
Надежда Доронина, учитель истории с 24-летним стажем, автор телеграм-канала «Историк в телефоне», тоже считает, что реальность диктует новые условия и нужно уметь подстраиваться:
«Мы живем в информационном мире, где ценятся первоклассные специалисты, где обучение должно идти через всю жизнь. Потому что жизнь постоянно кидает вызовы, к которым надо быть готовыми.
С одной стороны, сроки обучения увеличивались, чтобы как раз дать качественное и всесторонне образование. Чтобы человек был конкурентоспособным на рынке труда.
Но, с другой стороны, практика и опыт жизни показали, что не всегда успех зависит от диплома. Сегодня многие получают образование через онлайн-курсы, вебинары, мастер-классы. И тоже чувствуют себя прекрасно. Реальность XXI века диктует новые условия и форматы жизни, так что надо подстраиваться, меняться. Под лежачий камень вода не течёт.
Другой вопрос, какому специалисту вы больше будете доверять? Тот, кто прошел курсы или отпахал пять лет в институте?
И у меня вопрос как у практикующего педагога: за чей счет банкет? Как сожмут программу? Что уберут из нее? Дети сейчас учатся 5-6 дней в неделю, у них по 6-8 уроков.
Нам нужны ответы на эти вопросы.
Может, Мединский выразился немного неаккуратно, или фраза сказана не совсем точно. Потому что надо дать людям хорошую альтернативу взамен 11 лет в школе и 4-6 в институте».
Надежда Николаевна настроена на перемены оптимистично:
«Хочу сдержать от паники родителей, наши современные дети умеют очень быстро переключаться, они мобильны, готовы к новому, умеют совмещать практику и теорию. Понятное дело, что не все. И это опять нас возвращает к правильным вопросам - что и как будет?».
Учитель истории с 24-летним стажем Надежда Доронина
Если смотреть на образование в историческом ракурсе, то становится понятно, что процесс обучения и в былые времена отражал определённые этапы развития общества.
«Современное образование нашей стране досталось высокой ценой.
Долгое время в России большая часть граждан были безграмотными. Например, сто лет назад уровень грамотности в Российской империи был крайне низок. Безграмотных было около 80%.
По переписи 1897 г. грамотными были 21%. Читать и писать среди мужчин умели 29%, а среди женщин всего 13%.
3-4 года в церковно-приходской школе объяснялись тем, что дети рано начинали работать, чтобы помочь семье. Учиться было некогда, то сенокос, то страда, то за младшими сестрами надо присмотреть, пока старшие на поле.
То, что не успели сделать Романовы за 300 лет династии, смогли сделать большевики за пару лет во время всеобуча, научив основную массу людей вне зависимости от возраста читать, писать, считать», – такой краткий экскурс провела нам Надежда Доронина.
Учебный план был составлен на срок обучения 10 и 11 лет в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями учащихся, и это надо учитывать. Фото: Владимир Котмишев
Учительница английского языка с 15-летним стажем, пожелавшая остаться анонимом, перечислила трудности, с которыми придётся столкнуться, если пересматривать школьную программу:
«Учебники и соответственно рабочие программы к ним составлены в расчёте на текущее количество учебных часов. При изменении срока обучения придётся «ужимать» или переделывать весь учебный план, что может привести к повышению интенсивности подачи материала и работы с ним, либо к сокращению учебного материала.
Нынешний учебный план был составлен на срок обучения 10 и 11 лет в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями учащихся. Опять же при изменении срока обучения эти показатели должны быть учтены.
В настоящее время многие учащиеся не могут определиться с выбором учебного заведения, а тем более профессии или даже направления сферы деятельности ни после 9, ни после 11 класса. Для них это действительно сложный выбор. Если им придётся принимать решения в более раннем возрасте, это может негативно повлиять на их дальнейшие шаги в профессиональном обучении».
Елена Владимировна Учускина и её дочь Мария Пашинина
Елена Владимировна Учускина, учитель географии со стажем 41 год (и по совместительству – мама писательницы Марии Пашининой), также отмечает, что процесс внесения изменений в школьную программу требует серьёзной проработки:
«Если сокращать время обучения и раньше давать профессиональное образование, то почему бы и нет. Но так уже было, когда в советские времена школьники получали к выпускному классу ещё и профессию.
Нельзя забывать ещё и о том, что школа – это единственный орган, который не только учит детей, но и контролирует. Самый сложный возраст у детей – подростковый, в это время нельзя отпускать их в свободное плавание. Нужен постоянный контроль, иначе преступность повысится так, что мало не покажется.
Если сегодня начинать внедрять в школьное образование профессиональную деятельность, то надо пересматривать программы и время обучения. Но это глобальный вопрос, который требует серьёзной проработки. А не так – сначала внедряем, потом думаем».
Учительница русского языка и литературы в одной из тольяттинских школ разделяет мнение Владимира Мединского:
«Я согласна с Мединским, что 11 лет – это очень много. Особенно сейчас, когда время очень «убыстрилось» за счёт технологий, и всё продолжает развиваться стремительно.
Сейчас, грубо говоря, на каких-то курсах можно за считаные месяцы или 1-2 года полностью освоить, например, иностранный язык или какой-то раздел математики. Да, качество, под вопросом, но школьный курс можно унифицировать в отличие от частных занятий.
Конечно, детям надо быстрее осваивать программу, и саму программу надо тоже менять и «прессовать», здесь я тоже согласна. Даже менять надо радикально. Например, не особенно понятно, зачем изучать русский язык так досконально с точки зрения фонетики. Фонетику нужно изучать исключительно в историческом разрезе. Сейчас она с историей языка в школьном курсе никак не связана. А в целом, акцент надо делать на стилистике, чтобы дети научились говорить красиво, грамотно и лаконично».
В этом году в вузы Самарской области поступили более 17 тысяч человек.
Новости на Блoкнoт-Самара