Снова в школу: как помочь ребёнку настроиться на учебный процесс
Детский и подростковый психолог Юлия Жилякова
Читайте также:
- «Помощь необходима и жертвам, и агрессорам травли»: психолог рассказала, что делать, если ребёнок столкнулся с этим в школе (05.04.2023 17:23)
- «Школьная форма – хорошо это или плохо?»: психолог прокомментировала новую инициативу Госдумы (22.11.2022 09:00)
- Город, больной на всю голову: в Самаре в 5 раз стало больше жителей с проблемами психики (31.10.2021 17:22)
Вот и наступила осень, а вместе с ней и школьная пора.
Как же помочь ребёнку настроиться на учёбу? Об этом «Блокнот Самара» рассказала детский и подростковый психолог Юлия Жилякова:
«Как это ни странно, но первая рекомендация относится к родителям. Постарайтесь снизить требования, прежде всего, к самим себе. Нам хочется, чтобы наши дети приносили только хорошие оценки, чтобы они вели себя вежливо, чтобы были уверены в себе, опрятны и аккуратны. Но они – живые люди. Они могут получить двойку, поссориться с одноклассниками, быть застенчивыми, испытывать волнение, ставить пятна на одежде… И это нормально. Это не характеризует нас как «плохих» родителей, которые недосмотрели и недовоспитали.
Давайте вместе настроимся на мятые рубашки и неидеальные оценки – это поможет нам снизить уровень напряжения и сделает нашу жизнь и жизнь наших детей спокойней и комфортней.
Что касается школьников, то по-хорошему готовиться к новому учебному году желательно заблаговременно. Лучше всего начать с изменения режима. Как правило, в летнее время дети ложатся спать позже и встают утром тогда, когда сами проснутся. За 2 недели до начала школы можно потихоньку настраиваться на более ранний сон. Чтобы к началу учёбы, ребёнок был уже перестроен на другой режим сна и бодрствования.
Детям нужно помочь настроиться на учебный процесс, считает психолог
Также примерно за 2 недели (особенно это актуально для младших школьников) можно давать ребёнку выполнять небольшие задания на повторение программы прошлого года. Это позволит более плавно войти в учебный процесс, а также активизировать работу мелкой моторики.
Хорошей мотивацией для ребёнка также может стать включение его в процесс выбора необходимых сопутствующих предметов для школы: тетради, ручки, дневники, обустройство рабочего пространства. Все это может сделать дальнейший процесс обучения более комфортным и приятным.
Самой большой нагрузкой и стрессом начало учебного года является, конечно, для первоклассников. Мир ребёнка в этот период кардинально меняется. Меняется его статус, а вместе с ним повышаются требования, меняется окружение, режим дня, появляется много задач, которые обязательно нужно выполнять и т.д.
И здесь, с одной стороны, лучше снизить требования по отношению к ребёнку (по учёбе, поведению), а с другой стороны, необходимо организовать чёткий режим, понятную структуру распорядка дня. Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог опираться на стабильность и знал, что его ждёт в определенное время суток.
Распорядок дня важен не только для первоклассников, но и для детей младшего и среднего школьного возраста. Можно вместе составить расписание дня, красиво оформить и повесить на видное место. Это поможет ребёнку в самоорганизации.
Родителям важно оказать поддержку детям в процессе учёбы
Также важно (для всех возрастных групп) постепенно вводить внеурочную нагрузку. Пусть ребёнок сначала «вольется» в учебный режим, а потом можно предложить ему дополнительные кружки, секции, занятия.
Поставьте вместе с ребёнком конкретные задачи на ближайшую учебную четверть. Пусть эти задачи по оценкам будут реальны и выполнимы. Они должны соотноситься с особенностями ребёнка, а также с его настроем и амбициями. Тогда у ученика будет определенная цель, к которой он будет стараться прийти.
Поговорите с ребёнком, дайте ему понять, что вы будете рядом на протяжении всего учебного года, что будете помогать и поддерживать его, что вместе вы сможете преодолеть любые трудности.
В течение учебного года старайтесь делать акцент не на оценках ребенка, а на его эмоциональном состоянии. После школы замените вопрос: «Какую оценку ты сегодня получил(а)?» на вопрос «Что сегодня было интересного в школе? Что нового ты узнал(а)?»
Также для того, чтобы ребёнку было легче войти в учебный процесс, активизировать работу таких психических процессов, как мышление, память, внимание необходимо снизить количество времени, проведенное в гаджетах. Лучше это делать постепенно, объяснив ребенку причину происходящего. Рекомендованное время для взаимодействия с гаджетами в учебные дни – не более 1 часа.
Очень важно для любого возраста наладить режим сна и бодрствования, обеспечить прогулки на свежем воздухе, а также организовать полноценное питание.
Но самое главное – будьте поддержкой своему ребёнку, чтобы с ним не случилось, какие бы ошибки он не совершил!».
Ранее Юлия Жилякова рассказала нашему изданию, почему ребёнок может стать участником травли и что делать, если ребёнок подвергся травле в школе.
Новости на Блoкнoт-Самара