Самара Вторник, 19 марта

«Самарский крест»: рассказываем невероятную историю легендарной губернской тюрьмы

«Уа-уа-уа!» —жалобный плач новорождённого огласил своды Самарской губернской тюрьмы. Рядом то ли в горячке, то ли в полубреду лежала обессилевшая 28-летняя роженица. Светлые короткие волосы разметались вокруг головы маленькой революционерки. Если бы весеннее солнце 3 марта 1917 года пробилось в каземат, ворвавшиеся освобождать политических заключённых горожане, пожалуй, приняли бы причёску новоиспеченной матери за нимб. Но ни товарищам по партии, ни самой Панне Стяжкиной и малышу Володе было, конечно, не до этих романтичных сравнений. Радость свободы гражданская жена и незаконнорождённый сын знаменитого большевика Валериана Куйбышева вкусили не сразу.


Участок под строительство тюрьмы власти купили у самарского чиновника Чижова за 15 тысяч рублей. Фото: СОГАСПИ

Справка

Валериан Владимирович Куйбышев родился 25 мая [6 июня] 1888 в Омске в семье дворянина, потомственного военного. Его отец дослужился до звания подполковник. Мать была учителем в начальной школе. Сам Валериан учился в Сибирском кадетском корпусе. Во время учебы там стал членом нелегального социал-демократического кружка. После окончания кадетского корпуса поступил в Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, параллельно с учебой перевозил нелегальную литературу, оружие и взрывчатые вещества. Был исключен из академии за участие в студенческом протесте. Вернулся в Омск. Вёл революционную работу не только на малой Родине, но и в Томске, Вологде, Петропавловске, Самаре. Был четырежды сослан в Восточную Сибирь, 8 раз арестован. В октябре 1917 года стал председателем Самарского ревкома и губкома партии. Во время Гражданской войны руководил обороной Астрахани и войсками в Средней Азии. В разное время возглавлял Высший совет народного хозяйства, Госплан СССР, был членом ЦК ВКП (б) и даже вошел в состав Политбюро. Был одним из ближайших соратников Сталина. Умер 25 января 1935 года в своем рабочем кабинете в Москве.


Карточка из картотеки жандармского управления Валериана Куйбышева. Фото: СОГАСПИ

—  Когда мы, группа рабочих-большевиков пришли к начальнику тюрьмы, то он беспрекословно открыл заржавленные затворы, и все товарищи были освобождены. В тюрьме оставалась лишь товарищ Стяжкина, которая <...> родила сына Володю. К ней была тотчас же послана наша сестра милосердия Ева Адельсон; её стала навещать также врач Близнянская, — писала большевичка Мария Бешенковская.

Кто знает, виделись ли Прасковье Стяжкиной в этом тюремном полубреду детство, проведённое в крепком крестьянском хозяйстве в Вятской губернии, гимназические подружки, мечты о карьере сельской учительницы, первое заключение в Уфимской пересыльной тюрьме, партийное обучение в школе пропагандистов в итальянской Болонье или любовь – первая встреча с Валерианом Куйбышевым в иркутской ссылке, этим кудрявым дворянином-большевиком, посвящавшем ей стихи, и только что ставшим новоиспеченным отцом? Отцом их ребёнка!

Но как бы далеко ни уходила в мыслях молодая мать, окружающая действительность была слишком сурова: яслями сына пламенных революционеров в первые дни его жизни стал знаменитый «Самарский крест»! Шутка ли?


В жандармской карточке Стяжкина описана как невысокая полная женщина с коротким носом. Фото: СОГАСПИ

— «Самарским крестом» тюрьму стали называть за форму, благодаря которой (плюс решетчатые полы) надзиратель из помещения в центре «креста» мог одновременно мониторить все четыре отделения и перекрыть выход из любого в случае надобности. Начало той тюрьмы, точнее того здания, которое мы сейчас видим на Арцыбушевской (тогда Ильинской), было положено после проверки 1888 года всей пенитенциарной системы Самары инспектором из Петербурга. Тогда выяснилось, что в старом тюремном замке содержалось в два раза больше арестантов, чем положено по норме. Представляете эти бытовые и санитарные условия? После такого отчета император Александр III приказал построить в Самаре новую тюрьму. Для каземата выбрали участок между современными улицами Полевой и Чкалова. Предполагалось, что в нашем городе построят уменьшенную копию петербургской тюрьмы «Кресты», — объясняет начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории (СОГАСПИ) Евгений Малинкин.


Одиночка, где несколько месяцев провел Куйбышев, в честь которого была переименована Самара, при советской власти, конечно же, автоматом стала объектом поклонения. Фото: СОГАСПИ

Первый камень в строительство нового острога был заложен в июле 1896 года. А меньше чем через два года, уже 1 декабря 1898 года, в «Самарский крест» заселили первую партию заключённых. Тюремный замок был рассчитан на 968 арестантов.

— Здесь было 308 одиночных камер для мужчин и 60 одиночек для женщин, а также отдельные помещения общего заключения на 480 мужчин и 50 женщин. За тем, чтобы новый каземат не страдал от перенаселения и тесноты, лично следил Министр внутренних дел Российской империи Пётр Столыпин, — рассказывает Евгений Малинкин.

Острог возвели по типовому проекту бывшего архитектора Главного тюремного управления, профессора Антония Томишко. Составлявший сметы самарский губернский архитектор Тадеуш Хилинский и занимавшийся собственно строительством каземата Виленский купец 1-й гильдии Моисей Пимонов позаботились, чтобы помимо предусмотренных типовым проектом бани, водопровода и канализации, в ансамбле тюремного замка появились пекарня, кухня, ледник, электростанция, кузница и покойницкая.

Отношения с Володенькой Куйбышев старался поддерживать до конца жизни: вел активную переписку, часто брал на подмосковную дачу, вывозил на отдых в Крым. Фото: историческая-самара.рф
Отношения с Володенькой Куйбышев старался поддерживать до конца жизни: вел активную переписку, часто брал на подмосковную дачу, вывозил на отдых в Крым. Фото: историческая-самара.рф 

— Контора, комната для свиданий и пересыльный пункт размещались в главном корпусе. Мастерские с токарными и слесарными станками — в подвале. Интересно, что в этих мастерских арестанты за деньги выполняли заказы городских властей. Там же в подвале были склады, карцеры, и камеры долговой тюрьмы, — подчеркивают в архиве.

Позаботились строители и о температуре воздуха в «Самарском кресте». Здесь были паровое отопление, вентиляция и специальные увлажнительные приборы. Таким прогрессом не могли похвастаться дома обычных самарских горожан.

— В результате всех инженерных задумок, в одиночной камере температура воздуха в любое время года не опускалась ниже 15 градусов, а в общей — ниже 17,5 градусов. В подвальном карцере круглый год было не меньше 12 градусов, — констатирует Евгений Малинкин.


Четырехэтажная тюрьма со всеми удобствами — верх инженерной мысли конца XIX века. Фото: СОГАСПИ

Имелись в «Самарском кресте» и водопровод, и специальные медные колонки-кипятильники для обеспечения заключённых горячей водой, и своя система водоотведения. Во дворе тюрьмы установили пожарные краны. Прачечную в каземате оборудовали паровой дезинфекционной камерой для обуви и одежды: арестанты носили свои обычные вещи, если же одежда была непригодной для носки — выдавали казённую. Из удобств помимо нар в камерах были огороженные ширмами деревянные стульчаки и железные ведра.

Все это удовольствие обошлось казне в 900 тысяч рублей!

На нарах в «Самарском кресте» чалилась не только гражданка Стяжкина, но и сам Валериан Куйбышев. Правда, в момент появления на свет своего наследника, легендарный революционер уже шёл по этапу в Сибирь. Его и других товарищей-большевиков освободили только 8 марта 1917 года. Назад в Самару Валериан Владимирович вернулся спустя почти неделю после этого  — 16 марта. Тогда же он и узнал о рождении сына. Впрочем, этот факт не скрепил его союз с Панной, не прошло и месяца после появления на свет Володеньки, как Куйбышев ушёл к секретарю Самарского губкома партии Евгении Коган.


Самарский адрес младшего брата питерских «крестов»: Арцыбушевская, 171. Фото: Юрий Стрелец

В разное время помимо матёрых уголовников и знаменитой парочки влюбленных большевиков, срок в самарской тюрьме мотали и другие легендарные революционеры. Среди них доверенное лицо и подруга Владимира Ленина Инесса Арманд, будущий председатель Совета народных комиссаров СССР Алексей Рыков, будущий председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Шверник, будущий член Центрального исполнительного комитета СССР Леонид Красин.

После отречения Николая II от престола в «Самарский крест» были заключены самарский губернатор, князь Лев Голицын, самарский полицмейстер Александр Крокосевич, начальник жандармского управления полковник Михаил Познанский и двое его помощников. Правда, в каземате они пробыли всего несколько дней и были отпущены.

После установления в городе власти советов губернская тюрьма стала изолятором особого назначения. А в 1932 году здание отдали под общежитие для учащихся различных вузов. Сейчас здесь проживают студенты Самарского медуниверситета. Символично, что будущих врачей поселили в здании из красного кирпича в форме креста.


Вы только посмотрите на эти огромные окна, обеспечивающие свет лестничным клеткам внутри здания! Фото: Юрий Стрелец


Когда-то эти кирпичные фасады не были окрашены. Фото: Юрий Стрелец


Первая мемориальная доска (тогда ещё из белого мрамора) с информацией о том, что здесь, в одиночной камере № 125 сидел Валериан Куйбышев, была установлена на фасаде в 1935 году. Фото: Юрий Стрелец


Строительство "Самарского креста" в конце 19 века обошлось казне в 900 тысяч рублей. Фото: Юрий Стрелец


Тюрьма была рассчитана на 968 арестантов. Фото: Юрий Стрелец


В легендарной самарской тюрьме было 308 одиночных камер для мужчин и 60 одиночек для женщин. Фото: Юрий Стрелец


Когда-то в "Самарском кресте" держали арестантов, а теперь живут будущие медики. Фото: Юрий Стрелец  

Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Самара тогда и сейчас  
КрестытюрьмаКуйбышевСамараСтяжкинаказематобщежитие
0
0