Производил станки и ячейки общества: на станкозаводе всегда кипела жизнь
Подъёмные устройства для погрузки станков превратили в арт-объект
Читайте также:
- Подземный ход к Волге для дочери Сталина: таинственная история самарского особняка Сурошникова (12.06.2023 18:17)
- «Место силы»: рассказываем историю Студёного оврага - самой заповедной точки на карте Самары (31.10.2022 14:00)
- Самара тогда и сейчас: когда-то Дворец спорта хотели снести, а теперь он принимает главных звёзд страны (15.02.2022 17:01)
В 1876 году на пустыре напротив городского парка в Самаре заезжий механик Готгард Бенке открыл небольшую мастерскую по изготовлению сельскохозяйственной техники. Оборудование он выкупил у разорившегося пароходного общества «Нептун». Позднее производство стало крупнее, и механический завод преобразовали в товарищество на паях, куда вошли помимо самого Бенке богатейшие самарские купцы.
Здание завода в 1931 году. Иллюстрация книги «Молодость в девяносто. Рассказы о Средневолжском Ордена трудового красного знамени станкостроительном заводе», авторы Табачников С.М. и Беспалов В.И.
С развитием промышленности в 1920-е годы на заводе запустили производство металлорежущих станков. «Первенцем» считается токарно-винторезный станок модели ТВ-155.
Вход на проходную, 60-е годы. Фото: Иллюстрация книги «Молодость в девяносто. Рассказы о Средневолжском Ордена трудового красного знамени станкостроительном заводе», авторы Табачников С.М. и Беспалов В.И.
Фото: Иллюстрация из книги «Средневолжский станкостроительный», автор Самарин Г.И.
В 1930-е годы с увеличением выпуска продукции проходила реконструкция здания – площадь завода выросла почти в три раза.
«Если до реконструкции завод имел всей площади около 5000 кв. м, то после он будет иметь около 14000 кв. м. Парк станков, машин и агрегатов состоял из 275 штук, а будет состоять из 575. Количество рабочих и служащих было около 1000, будет до 2000», - писала в 1932 году газета «Волжская коммуна».
Здание находилось на Дворянской улице в 71 квартале – угол современных улиц Куйбышева и Красноармейской, – и с расширением производства под нужды завода приспособили почти весь квартал. Здесь появился жилкомбинат, клуб, столовая и дом специалистов.
Вид на завод с набережной. Иллюстрация из книги «Средневолжский станкостроительный», автор Самарин Г.И
В годы Великой Отечественной войны завод наряду с другими промышленными предприятиями станкозавод стал одним из ключевых производств, которые работали на нужды фронта.
В 1943 году за успешное выполнение поставленных задач Верховный Совет СССР присвоил заводу Орден Трудового Красного Знамени.
В начале 50-х годы продукцию завода начали экспортировать в разные страны.
Цех производства станков на экспорт. Фото: Иллюстрация из книги «Средневолжский станкостроительный», автор Самарин Г.И
Советские станки, в том числе произведённые в Куйбышеве, составляли большинство станочного парка в таких странах, как Бангладеш, Пакистан, Турция, Алжир и Египет.
Фото: Иллюстрация книги «Молодость в девяносто. Рассказы о Средневолжском Ордена трудового красного знамени станкостроительном заводе».
В 1954 году один из выпусков городской кинохроники был посвящён новому изобретению, которое внедрили на заводе. Сверловщик Василий Жиров предложил новый способ заточки сверла. Ранее сверла быстро ломались, а новатор придумал как сделать его более прочным и в 3 раза ускорить работу. В дальнейшем новинку внедрили не только на станкозаводе, но и на других предприятиях Советского союза.
Фото: Иллюстрация книги «Молодость в девяносто. Рассказы о Средневолжском Ордена трудового красного знамени станкостроительном заводе»
Конструкторское бюро. Фото: Иллюстрация книги «Молодость в девяносто. Рассказы о Средневолжском Ордена трудового красного знамени станкостроительном заводе».
Фото: Изображение из книги «Средневолжский станкостроительный» автор Самарин Г.И
Фото: Иллюстрация из книги книги «Молодость в девяносто. Рассказы о Средневолжском Ордена трудового красного знамени станкостроительном заводе», авторы Табачников С.М. и Беспалов В.И.
Проследим историю этого здания через личную историю.
Мы поговорили с бывшей сотрудницей завода – Надеждой, она работала на заводе инженером-конструктором с 1977 года до его упадка в 90-х.
Наша героиня - Надежда, в 70-е. Фото - личный фотоархив Надежды
Самые красивые девушки конструкторского бюро! Фото: личный фотоархив Надежды
«Я пришла на завод еще в статусе студентки политехнического института. Очень хотелось сразу начать применять свои знания. Работала и училась на вечернем, еще и в Самару каждый день ездила из Новокуйбышевска на электричке. График был сложный – с утра до вечера работа, вечером институт, но на завод все равно бежала с удовольствием, ведь там кипела жизнь. Коллектив был молодой, инженеры приходили на завод по распределению, но и сами сюда очень хотели, это было престижное место.
Заводчане дружили и всегда помогали друг другу. Фото: личный фотоархив Надежды
Вокруг были магазины, куда периодически «выбрасывали» редкие товары, а еще и культурная жизнь в шаговой доступности - парки и театры. Летом мы дружно ходили на пляж играть в волейбол, потом ныряли в Волгу – и снова к кульману и за карандаш.
Вместе работали, бегали по магазинам и выходили замуж. Надежда с коллегами-подругами в конструкторском бюро Фото: личный фотоархив Надежды
А в новогодние праздники руководством завода выделялась машина и молодые красивые сотрудники ездили дарить «заводским» детишкам подарки в костюме Деда Мороза и Снегурочки. Костюмы перешивали и украшали сами.
Костюмы передавались по наследству. Но каждая Снегурочка старалась его украсить и перешить под себя. Фото: личный фотоархив Надежды
"Деду Морозу " часто требовалась помощь "Снегурочки". Фото: личный фотоархив Надежды
Рядом со зданием завода был детский садик для детей сотрудников, за Волгой на станции Шелехметь располагалась заводская турбаза с оптимистичным названием «Дружба» и профилакторий. На турбазу мы ездили каждый год и почти одним и тем же составом, сначала весёлыми молодыми компаниями, потом уже со своими семьями.
У завода даже была своя яхта!
Многие инженеры ездили в командировки в Москву и привозили оттуда дефицитные товары для коллег», – рассказывает Надежда.
Красивая жизнь самарских инженеров. У станкозавода была своя яхта. Фото: личный фотоархив Надежды
В годы расцвета станкозавод освоил производство не только станков, но «производство» новых ячеек общества (как в то время называли новые семьи): браки среди сотрудников были совсем не редкость.
Так и Надежда встретила своего будущего мужа на работе:
«В 1979-м году на заводе я встретила своего мужа, он был инженером-механиком и в конструкторском бюро бывал нечасто, но после нашей встречи начал заходить регулярно. Однажды он ездил в командировку в Москву и привез сотрудницам нашего завода целый чемодан косметики, которую невозможно было найти в нашем городе. Позже он признался, что хотел меня впечатлить, а я подумала – ну что за простак, ведь все товары он просто подарил и от денег категорически отказался.
Дружный коллектив конструкторского бюро 70-е годы. Фото: личный фотоархив Надежды
В 1980-м году мы поженились. Среди гостей на нашей свадьбе было много коллег, которые к тому времени стали уже нашими друзьями.
Через год у нас родился сын, а еще через 3 года дочь. Наш сын тоже закончил Самарский политехнический университет, только он у нас инженер-электрик.
В те годы в нашем бюро было создано еще несколько счастливых пар: Павел и Татьяна, Наталья и Владимир, Александр и Нина. Сначала мы весело праздновали наши свадьбы, потом провожали друг друга в декрет, а после делились на работе историями о детях», – рассказала нам Надежда историю своей жизни, неразрывно связанную с станкозаводом.
В конце 80-х вектор развития страны начал постепенно меняться. Заказов на станки стало меньше, часть помещений пустовало, часть сотрудников сократили, а остальным по несколько месяцев не выплачивали зарплату. Профессия инженера постепенно перестала быть престижной и востребованной. Тогда завод постепенно расформировали, а потом он переехал с набережной, уступив место торговым площадям, дискотекам и офисам.
Наша героиня закончила курсы бухгалтеров и до пенсии работала в коммерческих фирмах. Примечательно, что в начале 2000-х, когда на территории завода располагались офисы частных фирм, она пришла работать в охранное предприятие, офис которой был в том же помещении, где в 70-е находилось ее конструкторское бюро. Надежда вспоминает, как она рассказывала бывшим коллегам, как «вернулась на завод» и что именно теперь находится на месте того или иного цеха.
С начала 2000-х на территории бывшего станкостроительного завода располагались магазины и офисы. Несколько лет подряд одно из помещений занимал элитный ночной клуб «Аура», ставший культовым местом для самарских тусовщиков.
Теперь Станкозавод - место встречи творческих людей Фото: Блокнот-Самара
Теперь на станкозаводе всё так же знакомятся пары: в прошлом году помещения завода превратились в арт-пространство. Теперь молодёжь ходит сюда общаться, танцевать, но и не только развлекаться, а ещё и учиться – днём здесь проводятся фестивали, мастер-классы и лекции, а вечером открываются танцполы.
Фото: Блокнот-Самара
Фото: Блокнот-Самара
Подъёмные устройства для погрузки станков превратили в арт-объект. Фото: Блокнот-Самара
Фото: Блокнот-Самара
Один из символов станкозавода – лестница, которую перекрасили в ярко-красный цвет, – теперь ведёт на модные премьеры, которые проходят прямо на крыше. И как и в прошлом веке, это пространство объединяет людей по интересам – только теперь это блогеры, дизайнеры, стилисты и прочие хипстеры, творческие люди города.
При подготовке материала использованы изображения из книги «Средневолжский станкостроительный», автор Самарин Г.И. и книги «Молодость в девяносто. Рассказы о Средневолжском Ордена трудового красного знамени станкостроительном заводе», авторы Табачников С.М. и Беспалов В.И.
Редакция "Блокнот-Самара" выражает благодарность Надежде за воспоминания и предоставленные фотографии.
Новости на Блoкнoт-Самара