Самара Суббота, 23 ноября
Общество, 19.11.2022 14:30

Он любит борщ, поёт шансон и умеет пить водку: музыкант из Кубы стал настоящим русским

Продолжаем рассказывать удивительные истории о необычных жителях нашего края. Автор сегодняшнего текста несколько лет назад переехал из шумной Самары в область – в тихий посёлок «Экодолье», который находится в Красноярском районе. Как-то сразу на автора посыпалась информация об иностранных гражданах, проживающих буквально бок о бок, в одном районе. Поистине удивительные судьбы!

«Блокнот Самара» представляет вашему вниманию историю первую. Кубинскую.

Кубинец Абель Фернандез летом каждый вечер играл с детьми в баскетбол на спортивной площадке «Экодолья». Зимой его можно наблюдать разгуливающим в легких кроссовках по улицам. Ай-ай, и это дитя теплого Острова Свободы!

Мы встретились у него дома, когда Абель ждал со школы сына и дочку. Первое, что поразило - превосходный для кубинца беглый русский язык. (Я училась с кубинцами и помню, как сложно им давался великий и могучий. Даже к пятому курсу они еле-еле лопотали на русском). Оказалось, что Абель никогда и не учил русский! Он просто смотрел телевизор. Разговаривал с женой и ее родней. Схватывал интонации из чужого подслушанного разговора. А еще полиглотами были его родители: мама знала английский, болгарский, русский французский и еще несколько языков. Как и папа. Только русского он не знал. Зря, как оказалось впоследствии.


Родители Абеля - кубинская интеллигенция. Мама – преподаватель химии в ВУЗе (училась в Болгарии и даже 5 лет преподавала химию в Самарском госуниверситете), папа - директор отеля, принадлежащего испанцам. Живут Фернандесы недалеко от Ворадеро, в городе Матансес, в собственном доме.

- Я только в России увидел такое жилье, как квартиры. У нас все живут в домах, кто-то в ветхих, кто-то в очень хороших, но в домах. Дом моей бабушки, к примеру, находится в элитном квартале Гаваны, там живут послы иностранных держав и знаменитые спортсмены. Но я не мог провести в нём и трёх дней! Я люблю тишину и уединенность, а там такая суета...

Всё свое кубинское детство Абель занимался музыкой, и по профессии он музыкант-клавишник. Преподавателем по фортепиано была русская женщина. Помимо музыкального образования, Абель получил еще и высшее юридическое. На серьезном образовании для спортсменов, музыкантов и танцоров настаивал сам Фидель - дескать, физическая подготовка и вокал, конечно, хорошо, но и мозги пусть работают!


- Да что музыка! Я в армии успел послужить два с половиной года со зрением -8,5! Снайпером! Поначалу я решил, что в повестке какая-то ошибка - ну нельзя человека с таким зрением призвать в снайперы. Явился к генералу, говорю, что никак стрелять не могу, винтовки в руках не держал. На что генерал дал мне в руку винтовку и предложил попасть с цель. Не знаю как, но я попал. И остался в армии на долгий срок. Правда, служил я очень хорошо, за что мне разрешалось покидать часть и давать концерты в отелях Вородеро.


Работать молодой человек был вынужден, потому как средняя зарплата на Кубе - 11-12 долларов в месяц. Продуктов в магазинах либо нет, либо они очень дороги. А Абель в отелях зарабатывал больше тысячи евро. Правда, налоги на Кубе драконовские, после их уплаты на руках оставалось чуть больше 300 евро.

- Почему-то в России считают, что на Кубе все нищие. Но это не так! У нас большой средний класс, который очень хорошо живет. Я там комфортно себя чувствовал. Сейчас многие кубинцы уезжают в США. Да, уже можно. Вполне себе живут на пособие по безработице, при чем именно кубинцам выплачивается очень высокое. Доплывают чаще всего на лодках. А это ж кошмар - море сейчас спокойное, а через две минуты шторм, акулы! Не все добираются до американского рая, и возвращают некоторых. Но уж если ты ступил хоть носком на американский берег - всё! Вот так мои соотечественники и бегут с родины. Дошло до того, что сахар некому убирать! И заводы по производству сахара все остановились, а ведь совсем недавно Куба была мировым лидером по импорту сахара!


В Россию Абель Фернандес приехал 11 лет назад, его пригласили дать несколько концертов вместе со своей группой. Приехал на три месяца. Дело было в начале мая. Теплолюбивые дети Острова Свободы за две недели до вылета искали по всей Гаване теплые куртки, шапки и шерстяные перчатки. Так боялись околеть от холода в далекой Самаре. И что же?

- Да уже в аэропорту, едва сойдя с трапа, мы были обескуражены! Тепло! Лето! А мы чуть не в шубах! У нас, конечно, в СМИ всегда было много новостей про Россию, но мы всё равно были уверены, что это очень-очень холодная страна!

Самара Абелю очень понравилась - неспешным укладом жизни и отсутствием суеты. И тем, что здесь он встретил миниатюрную барышню, руководителя танцевальной студии, где они давали мастер-класс по сальсе, Юлию. После отъезда Абеля на родину, их интернет-роман длился долгие восемь месяцев.


- У нас ужасный интернет. Его просто нет! Только потому, что мой отец работал директором отеля, у нас дома был компьютер с интернетом. Мы переписывались с Юлей на английском языке. Я писал ей письмо, потом уходил по своим делам, и в течение нескольких часов письмо отправлялось. И так же ждал ответа. Вся улица ходила к нам домой за таким вот интернетом!

А потом Абель вернулся в Самару уже с твердым намерением связать жизнь с Юлей. Родители Юли встретили избранника дочери как родного. Что явилось весьма приятной неожиданностью для Абеля.


- У вас вообще люди очень открытые, добрые, любопытные. В этом вы очень схожи с нами, кубинцами. Правда, есть то, что меня в русских настораживает - они кого угодно уговорят выпить!

Отношения со спиртным у Абеля не сказать, что сложные. Они никакие. Его мама собирает рецепты напитков по всему миру (химик всё же!), папа их дегустирует. Не прочь выпить и многочисленная родня Абеля, особливо жалуют русскую водку. А вот Абель - ни-ни. До того момента, как познакомился с дядей Юлии. В гости этого дядю Игоря ждали со страхом, суть которого Абель не мог понять. И спокойно себе пил пиво. И тут произошло явление к столу дяди-дальнобойщика, который резко бросил Абелю что-то вроде «не пьешь, значит, не мужик». Абель смолчал, дядя продолжал высказываться не в лучшем для кубинского жениха смысле. Наконец парню надоело, и он налил себе и дяде по большой стопке водки. За столом все замерли. «Не закусываем!», - сказал Абель и глотками выпил свою стопку. Дядя выпил махом и потянулся к соленому огурцу. «Нет уж, пить так пить!», - отвел руку дяди-дальнобойщика Абель. И снова налил водки. Через некоторое время дядя не вполне себе осознавал, что случилось.

- Я тогда понял, что могу выпить много, очень много. Но мне это не нравится. Папа всегда расстраивался из-за того, что я не составлял ему компанию в дегустации маминых напитков. А после того, как я рассказал ему этот случай, и вовсе обиделся! Со мной, говорит, ни разу не выпил, а тут вон сколько! Кстати, наутро, борясь с похмельем, дядя Игорь подошел ко мне, положил руку на плечо и всем объявил: «Он умеет пить! Просто не любит!» Ну, и конечно, на Кубе пьют по-другому. Мы действительно не закусываем ром. Но что такое действительно много выпить, я узнал в Абхазии, куда нас приглашали на гастроли! Кстати, теперь я на Кубу везу русскую водку, которую любит моя родня, а с Кубы ром и сигары. Я, как только приехал в Экодолье, раздал несколько коробок сигар здешним рабочим. Они очень удивились.

Помимо того, что русские кого угодно уговорят выпить, Абеля поразил... борщ! Дело в том, что на Кубе суп - просто бульон. Ввиду жары его употребляют только младенцы и заболевшие. У кубинцев даже поговорка есть о том, что настоящие мужчины супа не едят. Дескать, только мясо и лучше с кровью. А тут оказия случилась - по прибытию в Самару повели кубинских парней на обед. И предложили борщ. Они насмешливо переглянулись и отказались. Мнили себя настоящими мужчинами, пренебрегающими русским супом. А переводчица из местных заказала. Поначалу у всех вытянулись носы на запах, а потом они улицезрели чудо русской кухни. И немедленно все, до единого, заказали себе такое же. О чем впоследствии, разумеется, никогда не жалели. Правда, к холодцу Абель до сих пор привыкнуть не может. А в остальном?

- Продукты здесь практически такие же, как у нас. Только фрукты и кофе хуже. И рыбы морской хорошей нет. А речную я так и не полюбил. Еще у вас очень хороший общественный транспорт. Видели бы вы, что он из себя представляет он на Кубе – маленький автобус, полный людей, который приходит не по расписанию, а так, как водителю захочется!

Ну, и конечно, есть какая-то специфика в общении: у нас, если люди встречаются, они радуются, обнимаются, целуют друг друга, а у вас бросят скупое «здрасьте» и дальше бегут. Мы так не можем, у нас все, кто живет на одной улице - соседи, к кому можно зайти без стука в дверь. Когда я первый раз привез Юлю на Кубу, она удивилась, что вся улица, где я живу, уже знала ее по имени и радостно здоровалась. Что уж говорить про мою родню, а их больше 50 человек, которые при встрече ее обнимали и целовали. Она ж думала, что родня – это так, мама, папа, может, пара тетушек, а тут 50 человек собрались! У нас очень большие семьи, так принято.

У Абеля своя группа и студия звукозаписи. Еще он преподает музыку по частным приглашениям. 


Но чаще всего их заказывают на корпоративы и в ночные клубы.



Думаю, именно корпоративы весьма помогли Абелю выучить русский язык, потому как романтичный кубинец был вынужден выучить песни Шуфутинского, Токарева и Розенбаума. Ну, «Владимирский централ», это, конечно, гвоздь программы нашего истеблишмента... А вообще он пишет свою, кубинскую, теплую, зажигательную музыку (Абель – автор трека к программе на ТНТ «Каникулы в Мексике»), и говорит, что любит всю музыку на свете и не считает возможным порицать чьи-то вкусы...


- Холодно у нас?

- Я люблю холод! Я никогда не выключал дома кондиционер. Теперь друзья и родственники смеются: понятно, к чему ты себя готовил.

- Скучаете по Кубе?

- Нет, не очень. Мне нравится здесь. В городе, в квартире я бы жить не смог, суета и множество людей не для меня.

- На каком языке вы видите сны?

- На русском.

Специально для «Блокнот Самара» Наталья Миронова

Новости на Блoкнoт-Самара
Самаралица города
0
0