Самара Суббота, 03 декабря
Общество, 23.02.2022 09:00

Лица города: как Самара стала второй родиной для пилота, отдавшего 20 лет авиации

Герой нашей рубрики «Лица города» – Виктор Локтев, который выбрал для себя одну из самых романтических и самых мужественных профессий – профессию пилота. А на пенсии – «приземлился» в Самаре.

Виктор родился в 1953 году в селе Грачёвка Грачёвского района Оренбургской области, в многодетной семье. Окончил 8 классов в грачёвской средней школе, затем переехал в Самару, к старшему брату, который работал в наземной службе аэропорта Курумоч.

У Виктора есть двое детей и внук, который учится в СГСПУ, является игроком футбольного клуба «Крылья советов».

Супруга Евгения, с которой Виктор в 2013 году соединил свою судьбу, является   уроженкой города Орла. После переезда в Самару работает в школе, преподает старшеклассникам физику.  

Виктор Локтев с супругой Евгенией
Виктор Локтев с супругой Евгенией

– Сколько лет работали пилотом? На каких самолётах летали? Где учились? Как выбрали профессию?

Как выбрал профессию? В моем детстве все мальчишки хотели быть космонавтами, моряками, лётчиками. Мне очень повезло, в 18 лет я был призван в ряды Советской армии.  

После учебки попал служить в полк ВВС, это судьба, видимо, в молодёжную эскадрилью, где молодые лётчики учились летать. Целый год они летали, их обучил командир, потом в зависимости от того, кто как подготовлен, им давали классность.

В этой эскадрилье я попал на работу на самолёт – «спарку». Это такой учебно-тренировочный либо учебно-боевой самолёт, в котором один пилот учится, второй – учит.

Естественно, я общался с пилотами. Я был знаком практически со всеми, начиная с командира полка и заканчивая молодыми лётчиками, которые проходили обучение. Я в силу своей любознательности обо всём спрашивал пилотов. Мне было всё интересно.  

В самолёте ведь куча приборов, большинство из которых работают только в воздухе, во время полёта. Я спрашивал у лётчиков про перегрузки, про высотомеры, про пилотирование, они мне объясняли, рассказывали. Однажды мне чуть не влепили пять нарядов вне очереди за то, что подсказывал молодым лётчикам на занятиях.    

Виктор решил выбрать профессию пилота после службы в армии
Виктор решил выбрать профессию пилота после службы в армии

Нравилось общение с офицерами.  В свободное время они приглашали нас, мальчишек,  в футбол поиграть, очень хорошие отношения были. Вот тогда, ещё в армии, я захотел поступать в военное лётное училище. 

Но когда демобилизовался, решил связать свою жизнь с гражданской авиацией. Поступил в Бугурусланское летное училище имени Петра Федоровича Еромасова, это в городе Бугуруслане Оренбургской области. Много сложностей было, но я упёртый. Прошёл медицинскую комиссию, пришлось сделать две операции, сдал вступительные экзамены. Учиться было тяжело, но мне очень нравилось.

Окончил  я училище в 1976 году, по специальности «пилот гражданской авиации». После окончания училища по распределению работал в Казани, летал на самолете Ан-2 вторым пилотом.

В 1978 году я перевелся в Восточно-Сибирское Управление гражданской авиации – Усть-Кутский объединенный 135 летный отряд, в город Киренск, Иркутская область. Летал командиром на самолёте Ан-2, затем, в 1988 году, переучился на вертолёт Ми-8. В этом же году стал пилотом 1 класса.  

Супруга заказала на день рождения Виктору торт, на котором обозначены значимые этапы его жизни
Супруга заказала на день рождения Виктору торт, на котором обозначены значимые этапы его жизни

– Расскажите о каких-то интересных случаях во время полёта. Бывало что-то экстремальное?

– Летал я тогда в Сибири, там, где действие романа «Угрюм-река» происходит. Летели мы, и нам сообщили, что надо забрать роженицу. Сели мы в посёлочке маленьком. Забрали роженицу, а медсестры не было. Это на АН-2 я тогда летал. Там лететь минут 25–30 и вот она надумала рожать. Я ей говорю – терпи, а неё уже воды отошли. Всё худо. Я пилотирую, второму пилоту говорю: «Давай расстилай быстрее на полу, там чистый чехол у нас от двигателя. Он говорит, у меня ничего нет, ни тряпок никаких… Я говорю, снимай рубашку тогда. Постелили, уложили роженицу. Но мы успели сесть, уже сообщили, что на борту женщина рожает, медсестра зашла и в самолёте приняла роды. Родился мальчик!

А меня диспетчер спрашивает: «Что ты встал там на рулёжной дорожке?». Я говорю: роды принимаю. Он: «Какие роды?!». Они потом забрали женщину и ребёнка в скорую помощь, а мы поставили самолёт на стоянку.

Виктор летал командиром на самолёте Ан-2, затем, в 1980 году, переучился на пилота вертолёта Ми-8
Виктор летал командиром на самолёте Ан-2, затем, в 1988 году, переучился на пилота вертолёта Ми-8

– Расскажите о тонкостях профессии лётчика.

– Лётчик военный и гражданский – это небо и земля, очень отличается. У военного выполнить ­– приказ любой ценой: он разобьет машину или сам погибнет. За него принимает решение ­– на вылет даже – командир, вышестоящий. Ему приказали – он должен сделать. А у меня задача – безопасность, чтоб все были живы-здоровы. У гражданского пилота  – нет ни одного шанса на спасение. Он отвечает за всех на борту – независимо, жив он остался, погиб, искалечился… Я сколько взял на борт – столько должен привезти.

Виктор любит кататься на коньках
Виктор любит кататься на коньках

– Почему выбрали Самару, чтоб «осесть»? Как проводите свободное время?

– В Самаре проживали мои брат и сестра.  Я на пенсию вышел в 1995 году, мне было 42 года. Переехал с семьей  из Киренска.

 У нас в Самаре ничего не было, ни прописки, ничего, вот клочок земли только. На нём и начали строить дом.

У меня сосед напротив – полковник в отставке, любитель рыбалки, спорта, живенький мужичок, и вот мы с ним изредка ездим на каточек, покататься на коньках у нас в Красном Яру.

Общаюсь с друзьями по всей стране, с кем работал, с кем летал – у меня география большая: в Братске, Иркутске, Перми, Подмосковье, в Белоруссии. К некоторым ездим в гости, в Пензу, например.

В Самаре люблю гулять по набережной, она считается самой большой и красивой среди приволжских городов. 


Виктор Локтев – обладатель одной из самых редких и мужественных профессий – профессии пилота


На пенсии пилот Виктор Локтев "приземлился" в Самаре

Свой путь Виктор выбрал ещё в юности
Свой путь Виктор выбрал ещё в юности


Виктор летал командиром на самолёте Ан-2


Виктор Локтев окончил Бугурусланское лётное училище имени Петра Федоровича Еромасова


Как рассказал Виктор, осваивать профессию пилота было тяжело, но интересно


Чтобы поступить в лётное училище, Виктору пришлось сделать две операции

Новости на Блoкнoт-Самара
профессияпилотВиктор Локтев
1
0
s8